Как научить ребёнка слышать и слушаться
консультация

Губанова Кристина Юрьевна

Психика ребёнка это чистый лист, на который родители могут "записать" основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того, какие правила и требования вы установите, зависит ваше и вашего чада спокойствие.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКАhttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0bae/0001b95d-214db576/hello_html_m316a7521.jpg

СЛУШАТЬ С ПЕРВОГО РАЗА»

«В одно ухо влетело, в другое вылетело». Как это актуально сейчас, когда наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться старших. Это достаточно серьёзная проблема для многих родителей.

Вот несколько советов:

1. Прежде всего, надо стать примером для своего ребёнка – примером внимательного слушателя. Покажите ребенку, как вы умеете слушать мужа, друзей и особенно его самого. Больше слушайте, меньше говорите.

2. Говорите с ребёнком  уважительно. Дети почти всегда «отключают» своё внимание, если вы говорите с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.

3. Если ребёнок не реагирует, понизьте голос. Ни в коем случае не кричите – начните говорить более спокойно. Дети очень чутко реагируют на смену тона голоса и начинают слушать.http://comandir.com/upkeep/uploads/2017/02/0211-%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B95.jpg

4. Вначале привлеките внимание ребёнка, а затем говорите. Можно сказать: «Пожалуйста, посмотри на меня и послушай, что я скажу».

5. Заранее предупредите о каком-либо разговоре. Скажите ребёнку: «Минут через 10 я поговорю с тобой по вопросу…. Будь готов».

6. Говорите коротко, ласково и конкретно. Вместо «немедленно садись делать уроки» выразите свою просьбу так: «Пожалуйста, сделай уроки до того, как пойдешь в гости». Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать целую лекцию. 

7.  Убедитесь в том, что ребенок действительно вас слышит. Не надо раздавать руководящие указания с другого конца комнаты.https://www.loveandstory.ru/wp-content/uploads/2017/08/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C.jpg

Если ребенку меньше 6 лет, то стоит присесть рядом с ним, заглянуть ему в глаза и сказать то, о чем вы собирались ему сообщить. Можно легко коснуться его руки или приобнять.

С более старшими детьми необходимо как минимум установить зрительный контакт. То есть сначала убеждаемся в том, что ребенок обратил на нас внимание и лишь потом обращаемся к нему с просьбой или инструкцией.https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0bae/0001b95d-214db576/hello_html_m316a7521.jpg

8. Спокойно сообщите ребенку о том, что его ждет, если он не выполнит вашу просьбу.

«Мы выезжаем в парк через 5 минут. Если ты не будешь готов вовремя, то вечером мы не сможем сыграть в игру, которую ты так любишь. Мы тратим время, которое могли бы использовать, чтобы поиграть, на уговоры и споры».

У ребенка есть выбор. Либо он подчиняется правилам, либо их нарушает. В последнем случае он должен понимать, что ему придется отвечать за последствия. Не сделал то, о чем просили (событие 1), тогда неизбежно наступит событие 2 (обычно неприятное для ребенка). 

Последнее и, пожалуй, самое важное правило. Будьте последовательны. Если вы обещали ребенку, что в случае невыполнения вашей просьбы, будет то-то и то-то, то сдержите слово. Иначе в следующий раз вам просто не поверят. И опять не услышат.http://akak.ru/steps/pictures/000/094/794_large.jpg

9. Используйте игровую ситуацию. Предложите выполнить задание на скорость (убрать игрушки, застелить постель и т.д.) на время, т.е. считая до 10, засекая время или используя песочные часы. Если есть братья или сестры используйте соревновательный элемент – кто быстрее, кто лучше и т.д.

3 шага, которые сделают вашу речь более понятной:

1. Научиться говорить тихо, спокойно и размеренно. Потому что раздражение, крик, злость, агрессия к делу не имеют никакого отношения. Когда ребенок слышит вашу раздраженную и эмоциональную речь, то он вообще закрывается, злится и у него пропадает желание что-либо делать.

2. Научиться строить свои фразы так, чтобы в них было меньше слов, а больше конкретики и смысла. Например «Чистим зубки и ложимся спать», «Обед на столе», «Выключаем телевизор» и точка.

Есть такая закономерность: чем меньше ребенку лет, тем меньше нужно говорить слов. Если ребенку 2-3 года, то в просьбе должно быть минимальное количество слов. Есть очень хорошая фраза «я заметила», можете ввести ее в обиход и посмотреть на результат. Например, сказать ребенку: «Я заметила, что кровать не заправлена».https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0bae/0001b95d-214db576/hello_html_m316a7521.jpg

3.Научитесь обращаться не ко всем членам семьи абстрактно, а конкретно к ребенку, если хотите чтобы он вас услышал. Вместо того чтобы говорить «Мне надоел бесконечный беспорядок в доме», лучше скажите «Убери, пожалуйста, свои игрушки». Так ребенку более понятно, что от него требуется.

И самое главное! Обращаясь с просьбой к ребенку, всегда дождитесь её выполнения.

Присмотритесь к себе, вспомните и проанализируйте подобные ситуации. И вдруг оказывается: однажды высказав свою просьбу, мы не можем дождаться, когда наше чадо соизволит выполнить ее, и делаем за него сами. Иногда, когда нам кажется, что ребенок очень медлит, а нам нужно чтобы он выполнил то, что мы попросили немедленно. И мы даже не задумываемся: «А может ли в данный момент ребенок бросить все свои дела, и заниматься выполнением того, что мы от него требуем»?

Первая ошибка – это наше недоумение: «Какие могут быть у него дела, когда он - ДОЛЖЕН?»

Ах и ох, мы совсем не учитываем потребностей растущей личности, и это большой шаг к внутренним и внешним конфликта.

Вторая ошибка – отсутствие терпения. Не дождавшись, мы повторяем свою просьбу еще раз, и еще раз. Тем самым, становимся похожими на попугая, который неприятным фоном испускает странные звуки типа: «Вынеси мусор, вынеси мусор!» «Помой посуду, помой посуду!» и т.д. и т.п.

Порой мы сами не замечаем самой нелепости такого поведения. А ребенок замечает и привыкает. И у него врабатывается стойкое игнорирующее отношение к звукам такого фона, и тогда действительно, чтобы привлечь его внимание и добиться чего можно только кардинально другим способом – например, накричав.

Вспомните также, а Вы всегда ли выполняете просьбы Вашего ребенка с первого раза? Не бывает ли у Вас «пустых обещаний», когда Вы откладываете и откладываете их выполнение на потом? Дети ведь воспитываются не нравоучениями и наставлениями, а примером, т.е. поведением самих родителей и других значимых взрослых.



Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬСЯ


Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? – Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! – Замечательно!» – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он учится вас слушать.

Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше – прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали – он должен прийти. Сразу не идет – повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», – и поцеловать!

Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну, поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» – то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!

Шаг 4. Требуйте минимум. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... – Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали. Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих – свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка – сами.

Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже хочется. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.

Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходите к более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными

Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил). Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого, ответственного человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка слышать и слушать.

Эта тема итересна  тем, что она является актуальной в наши дни. Необходимо чтобы не только взрослые понимали детей, но и дети понимали взрослых....

Как научить ребёнка слышать звуки

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зву...

Как научить ребенка слышать и слушаться

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬСЯШаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладош...

Консультация для родителей "Как научить ребенка слышать и слушать"

В данной статье приводится несколько простых правил, которые необходимо учитывать, чтобы научить ребенка слышать то, что ему говорят....

Консультация для родителей. Мама, я тебя не слышу! Как научить ребенка слышать и слушаться?

Психика ребенка — это чистый лист, на который родители могут записать основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того какие правила и требования вы установит...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬСЯ

Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? – Умница, Никита! А тепе...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬСЯ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬСЯ...