Взаимодействие с агрессивными детьми
консультация

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательное переживание, состояние напряжения, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь, 1997)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взаимодействие с агрессивными детьми»

 педагог-психолог Мухтарова И.В.

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательное переживание, состояние напряжения, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь, 1997)

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие основные причины агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер).

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальные, и невербальные провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т.д.). Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в проявлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой амбицией враждебности, люди со сниженным и повышенным самоконтролем, со склонностью к соперничеству, с характерной нетерпеливостью.

Виды агрессии:

1. физическая агрессия (физическое действие против кого-либо);

2. раздражение (вспыльчивость, грубость);

3. вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.);

4. косвенная агрессия (направленная – сплетни, злобные шутки; ненаправленная – крики в толпе, топание и т.д.);

5. негативизм (оппозиционная манера поведения).

Все виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывает влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Поэтому, какой бы стиль воспитания родители не использовали, рекомендуется для устранения нежелательных проявлений агрессии у ребенка, в качестве профилактики уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Эффективные способы взаимодействия с агрессивными детьми:

- Негативные способы – наказания, приказы;

- Нейтральные способы – модификация поведения;

- Позитивные способы – просьбы, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективными при взаимодействии с ними. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители скорее всего отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т.д.

Техника модификация поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева. Для развития способности к самообладанию рекомендуется родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы, в таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой также рекомендуется взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

В таблице представленной ниже, даны общие рецепты избавления от гнева, которые будут полезны родителям для самовоспитания.

Шесть рецептов избавления от гнева.

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

- Слушайте своего ребенка

- Проводите вместе с ним как можно больше времени

- Делитесь с ним своим опытом

- Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах

- Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое внимание каждому из них в отдельности

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:

- Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно)

- Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии:

- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:

«Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:

- Примите теплую ванну, душ

- Выпейте чаю

- Позвоните друзьям

- Сделайте «успокаивающую» маску для лица

- Просто расслабьтесь, лежа на диване

- Послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:

- Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите

- Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям:

- Изучайте силы и возможности вашего ребенка;

- Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя;

- Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездке и т.д.

Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка»

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков. Такая личностная характеристика получила название предвзятой амбиции враждебности.

Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6 – 8 человек.

Содержание: Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т.д.). Сидящий рядом с ним комментирует это с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предлагать свои варианты комментариев. Например: «Ты встал, потому, что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, так как кто-то рассказал тебе про меня гадость…) и т.д.

После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной жертвы». Бывали ли они когда-нибудь в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые. Возможно, были не намерены их выполнять.

Упражнение «Работа с гневом»

Группа делится на 3 -4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева. Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считаются наиболее приемлемыми в работе с детьми. Причем методы выбираются в зависимости от контингента участников: воспитатели ДОУ выделяют те, которые можно использовать в детском саду, школьные учителя отмечают наиболее эффективные способы при работе с учащимися, а родители отбирают приемы. Пригодные при взаимодействии с ребенком дома, психолог – для проведения коррекционных занятий и т.д.

Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

Способы выражения гнева:

- Громко спеть любимую песню.

- Пометать дротики в мишень.

- Попрыгать на скакалке.

- Подраться с братом или сестрой.

- Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячиком.

- Пускать мыльные пузыри.

- Устроить «бой» с боксерской грушей.

- Пробежать по коридору школы, детского сада.

- Полить цветы.

- Быстрыми движениями руки стереть с доски.

- Забить несколько гвоздей в бревно.

- Погонятся за кошкой или собакой.

- Пробежать несколько кругов вокруг дома.

- Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

- Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

- Постирать белье.

- Отжаться от пола максимальное количество раз.

- Сломать несколько игрушек.

- Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

- Стучать карандашом по столу.

- Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

- Порвать бумагу на мелкие части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"

В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям  и помочь им справиться с этой прблемой....

Семинар – тренинг для родителей. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».

Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка. Задачи:1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивн...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»

Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети...

Семинар - практикум "Взаимодействие с агрессивными детьми"

Семинар-практикум  помогает педагогам понять психологические особенности агрессивных  детей, причины агресивности, основные направления работы педагога с агрессивным ребёнком....

Советы психолога "Взаимодействие с агрессивными детьми"

Рекомендации родителям "Как вести себя с агрессивным ребенком". Игры для родителей в домашних условиях....

Рекомендации родителям по взаимодействию с агрессивными детьми

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда, желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или огра...

Взаимодействие с агрессивными детьми.

Рекомендации для родителей...