Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»
план-конспект занятия на тему

Парастаева Елена Алексеевна

Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети из семей с неустойчивым типом воспитания (авторитарный, разрешительно-попустительский стили воспитания).

Для авторитарных родителей характерно ограничение свободы и автономии ребёнка.

Родители используют силовые методы воздействия, суровые дисциплинарные меры. Дети таких родителей чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх, они подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.

Родители с попустительской позицией не сдерживают своих детей ни в каких проявлениях, не ограничивают их поведение. Дети данных родителей избалованы, импульсивны, агрессивны, а минимум дисциплины в семье ведёт  к социальной агрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»

Цель: исключить факторы в общении с ребёнком, которые могут провоцировать ребёнка на ответное агрессивное поведение.

                                                      Ход семинара

Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети из семей с неустойчивым типом воспитания (авторитарный, разрешительно-попустительский стили воспитания).

Для авторитарных родителей характерно ограничение свободы и автономии ребёнка.

Родители используют силовые методы воздействия, суровые дисциплинарные меры. Дети таких родителей чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх, они подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.

Родители с попустительской позицией не сдерживают своих детей ни в каких проявлениях, не ограничивают их поведение. Дети данных родителей избалованы, импульсивны, агрессивны, а минимум дисциплины в семье ведёт  к социальной агрессии.

Первоисточником зарождения агрессивных проявлений является семья, отмечен рост агрессивных проявлений и среди населения.

Здесь можно назвать много источников:

  1. Падение промышленного производства.
  2.  Алкоголизация.
  3.  Наркотизация населения.
  4.  Разжигание национальной розни.

Выделены 4 группы опасностей, которые исходят от города.

Первые две группы опасностей связаны с угрозой агрессии со стороны города: преступность, терроризм, доступность наркотиков, неблагоприятная экология, увеличение количества цыган, кавказцев. Третья группа – опасности от попустительства государственной власти: антисанитария и угроза отравления пищевыми продуктами, низкий профессионализм тех, от кого зависит жизнь, общее и психологическое здоровье – врачей, пожарных, сотрудников полиции, педагогов.

Четвёртая группа – субъективные психологические опасности – отчаяние, одиночество, бесперспективность, неуверенность в завтрашнем дне.

Таким образом, социально-психологический фон жизни населения неблагоприятен, а значит и социально-психологический фон семьи.

Дети учатся агрессивным проявлениям не только на реальных примерах, но и на символических. Согласно статистике в настоящее время на экране телевизоров за 1 час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на 1 час детских мультфильмов. К 14 годам подросток становится свидетелем 11000 убийств. Рост агрессивности среди детей привёл к тому, что необходима ранняя воспитательная работа с проявлениями агрессивности.

Ряд каких характерологических особенностей выделяют у агрессивных детей?

Как мы можем охарактеризовать агрессивного ребёнка?

  1. Низкий уровень эмпатии;
  2. Слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
  3. Слабо развит контроль над своими эмоциями;
  4. Ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно, т.е. заранее настроены на борьбу;
  5. Имеют неврологические недостатки:

А) неустойчивое рассеянное внимание;

Б) слабая оперативная память;

В) неустойчивое запоминание.

      6. В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявляется слабо.

Для того, чтобы общение с агрессивным ребёнком было наиболее эффективным, познакомимся с приёмами конструктивного взаимодействия с детьми.

Первый приём – «Я- высказывание» - с помощью него мы сообщаем ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нём и не о его поведении, которое это переживание вызвало (Пример: ребёнок разговаривает во время объяснения задания), «ты – высказывание» содержит в себе негативную оценку, часто обвинение. После «ты – сообщения» педагог использует угрозу или приказ, что может вызвать сопротивление и протест. После «я – сообщения» используется просьба. «Я – сообщение» имеет ещё некоторое назначение:

  1. Это способ регуляции собственного эмоционального состояния;
  2. Это послание вашего внутреннего «я» внутреннему «я» ребёнка и устанавливает с ним контакт.
  3. Предполагает в общении с ребёнком позицию « не равных», вместо позиции «сверху» (трудности).

Прежде чем, как мы будем тренироваться в умении слушать свои чувства и формулировать «я – сообщения» поиграем в игру: «Мне в тебе нравится».

Цель: сплотить группу и повысить самооценку.

Оборудование: клубок шерсти.

                                                        Ход игры:

  1. Педагоги садятся в круг, ведущий передаёт клубок соседу (по часовой стрелке), со словами: «Мне в тебе нравится». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно можно отметить цвет глаз, волос, деталь одежды, черты характера, какой-либо поступок, учебное достижение. Когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, объединяющий группу в единое целое.
  2. Через 8-10 секунд ведущий возвращает клубок соседу со словами, «А мне в тебе нравится…», заканчивает фразу комплиментом.

Сейчас поучимся слушать себя: прислушиваться к своим чувствам.

Упражнение 1. Предлагаются ситуации с нежелательными действиями ребёнка. Нужно записать те чувства, переживания, которые откликаются не данную ситуацию.

Ситуация 1. Пролил в очередной раз сок на рубашку.

Ситуация 2. Ребёнок подрался с мальчиком в раздевалке.

Ситуация 3. Во время занятия ребёнок отвлекал остальных детей (раздражение, гнев).

Ситуация 4. Пришёл с улицы в грязной обуви, наследил, отказался убирать грязь (раздражение, обида).

Ситуация 5. Ребёнок уже не в первый раз кусает девочку (беспокойство, гнев).

Ситуация 6. На протяжении всей прогулки ребёнок толкал детей, не реагируя на замечания воспитателя (гнев, злость).

Упражнение 2. Предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций и варианты высказываний. Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я – сообщению». Обсуждение.

Упражнение 3. Предлагается составить «ты- сообщение» и «я - сообщение» в связи с заданной ситуацией (распределить между собой).

Ситуация 1. Педагог объясняет материал на доске, ребёнок разглядывает раздаточный материал и успевает корчить «рожицу соседу».

Ситуация 2. Ребёнок поел и оставил тарелку и чашку на столе.

Ситуация 3. Не даёт свои игрушки брату. Доводит его до слёз.

Ещё одним приёмом конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми является приём «активное слушание» - это способ сообщить ребёнку, что вы слышите его чувства, они нам не безразличны, и мы его понимаем и готовы проявить сочувствие.

Попробуем услышать чувства ребёнка в соответствии с заданной ситуацией.

Упражнение 1. Предлагаются карточки с описанием различных ситуаций. Нужно в среднюю колонку написать те чувства, которые испытывает ребёнок в этом случае, в правую – варианты своих ответов ребёнку.

Ситуация 1. Ребёнок подрался в раздевалке с мальчиком, т.к. те его дразнили.

Ситуация 2. Ребёнок отказывается идти к логопеду « У меня всё равно не получается говорить эту букву».

Ситуация 3. Ребёнок на музыкальном занятии долго  занимался. Когда детям предложили присесть, он с разбега прыгнул на стул, последний сломался.

Ситуация 4. Ребёнок на занятии по рисованию пытается выполнить задание, у него не получается: «Я не могу и не буду рисовать».

Ситуация 5. Ребёнок сломал цветок, когда поливал комнатное растение и не сказал об этом воспитателю.

Ситуация 6. Мальчик решил помочь девочке завязать бантик, подошёл сзади, в этот момент девочка побежала, в результате мальчик сильно дёрнул её за волосы (чувства мальчика).

Упражнение 2. Разделитесь на 2 команды.

  1. Подумайте или вспомните о той ситуации, которая типична в ваших взаимоотношениях  с ребёнком и вызывает беспокойство.
  2. Проиграйте данную ситуацию: вместо того, что вы обычно говорите ребёнку, составьте так ваш ответ, в котором вы назовёте чувства ребёнка.

Т. О. общение с агрессивными детьми – особая проблема, для разрешения которой требуются определённые навыки и умения, т.е. те, с которыми мы сегодня познакомились:

1) Умение говорить ребёнку о своих чувствах и переживаниях на языке «я – сообщений»;

2)Активно слушать внутренний мир ребёнка;

3) Обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Но всё-таки повседневные интересы при работе с трудными детьми накладывают «своё отпечаток», а психологические перегрузки имеют тенденцию накапливаться, чтобы снять лишнее эмоциональное напряжение и вернуть хорошее самочувствие предлагаю элементы релаксации с применением глубокого дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар - практикум "Взаимодействие с агрессивными детьми"

Семинар-практикум  помогает педагогам понять психологические особенности агрессивных  детей, причины агресивности, основные направления работы педагога с агрессивным ребёнком....

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми».

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме  агрессивности , гиперактивности и тревожности у дошкольников.Задачи:  познакомить педагогов с ...

"Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми".

Как помочь агрессивному ребёнку?Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных ...

Семинар-практикум 1. «Методы взаимодействия с агрессивными детьми»

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический вред людям (Психологический...

Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"

Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"...