Учим малышей знать, любить и беречь природу.
статья (средняя группа)

Основой развития экологической культуры у детей является освоение знаний и навыков в природоведческой области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_malyshey_znat_lyubit_i_berech_prirodu.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Учим малышей знать, любить и беречь природу.

Наука экология пришла в дошкольные учреждения не так давно, в девяностых годах прошлого века. Но сейчас без экологического воспитания становление культурной цивилизованной личности немыслимо. Используя определённые методические средства, можно привести ребёнка к пониманию ценности природы и умению беречь и приумножать её дары.

Актуальность экологического воспитания

Слово «экология» дословно переводится с греческого как «наука о доме». Под домом здесь подразумевается наша прекрасная и неповторимая планета Земля с её природными богатствами. Но до середины ХХ века термином «экология» обозначали исследование взаимоотношений между живыми и неживыми объектами окружающей среды, а также взаимоотношения живых организмов внутри популяций и сообществ

Современное понятие об экологии намного шире: теперь это не просто наука о естественном окружении и взаимосвязях в нём, а искусство охранять и беречь наш общий большой дом, умение жить в гармонии с природой и пользоваться её дарами разумно и ответственно. Ведь жестокое и бездумное и поведение людей по отношению к природе уже едва не поставило нашу планету на грань гибели.

Поэтому одной из главных задач образовательной системы во всём мире является воспитание экологической культуры подрастающего поколения. Дошкольные учреждения являются первой ступенью этой системы, и с них начинается работа по формированию экологически грамотной и ответственной личности.

Экологическое воспитание дошкольников

Основой развития экологической культуры у детей является освоение знаний и навыков в природоведческой области (экологическое образование), которое происходит под руководством педагогов. Немалую роль в формировании сознания и поведения ребёнка играет его социальное окружение, а также информация, которую он усваивает вне стен дошкольного образовательного учреждения (далее — ДОУ). Поэтому в работу по формированию экологической культуры дошкольников воспитателю следует вовлекать и родителей.

Задачи и содержание работы по экологическому воспитанию детей средней группы

  1. Развивать зародившийся во время обучения в младшей группе интерес к природе, её явлениям и объектам, а также поддерживать его на высоком уровне посредством игр, чтения литературных произведений, загадок и т. д.
  2. Формировать начальные представления об окружающей среде и роли человека в ней.
  3. Дать информацию о жизни людей в разных климатических зонах, вариантах их приспособления к суровым природным условиям, способам защиты.
  4. Развивать наблюдательность, учить подмечать интересные и красивые природные явления (росу, снегопад, деревья в зимнем убранстве, золотой наряд осенних деревьев, первые цветы на клумбах, появление весной первых насекомых, перелётных птиц).
  5. Расширить представления об изменениях в состоянии растений, животных и объектов неживой природы:
  • связанных со временем дня (положение солнца на небе, вечернее похолодание, когда закрываются некоторые цветы);
  • связанных со сменой времён года (листопад, перелёт птиц; некоторые животные зимой впадают в спячку, что можно наблюдать и в живом уголке).
  1. Дать первичное представление об экосистемах (лес, луг, река, море) и взаимосвязях, которые в них существуют (деревья как жилище для зверей и птиц, комары как источник пищи для лягушек на болоте).

  1. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи (весной появляются цветы, трава, насекомые, прилетают птицы, потому что появилась пища для них и стало тепло), а также делать экологически целесообразные выводы на основе их изучения (птицы едят вредителей сада — значит, нужно беречь птиц, чтобы в садах было меньше гусениц).
  2. Поощрять проявление положительных чувств к миру животных и растений, развивать умение подмечать красоту природы, любоваться ею, делиться этими ощущениями со взрослыми и ровесниками.
  3. Поощрять и поддерживать такие качества, как сочувствие, сопереживание, доброта и человечность по отношению к живым существам.
  4. Учить беречь природу и ответственно относиться к ней в целом, а также её ресурсам в чистом и перереботанном виде (вода, хлеб, мебель, бумага), соблюдать порядок, не сорить.
  5. Воспитывать чувство ответственности за жизнь зависящих от детей существ (учить вовремя кормить птиц, рыб в уголке природы, поливать цветы), умение видеть последствия своих поступков и не совершать того, что может привести к печальному результату (не ловить бабочек, потому что в неволе они погибнут).

Экологическое образование и воспитание идёт по логичной схеме «познаю — люблю — берегу», то есть сознательное и бережное отношение к природе строится на особенностях восприятия и психологии детей данного возраста.

Содержание деятельности воспитателя и детей сосредоточены вокруг таких ключевых тем:

  • сезонные явления (времена года), связь между ними;
  • человек и природа (взаимосвязь изменений в естественной среде и в жизни людей, труд человека в природе, чем полезны её дары).
  • дикие животные и дикорастущие растения (лесов, лугов);
  • домашние животные, растения, которые выращивает человек;
  • красота природы;
  • хорошие и плохие поступки человека по отношению к природе;
  • как мы можем беречь природу?

Методические инструменты экологического воспитания

Методы и приёмы, используемые при формировании экологического мышления и культуры дошкольников, подразделяют на словесные, наглядные и практические.

Словесные приёмы и методы

К словесным методам относятся:

  • беседа;
  • рассказ;
  • чтение художественной литературы.

Беседа

Беседа может преследовать разнообразные дидактические цели. Виды бесед об экологии:

  1. Установочная. Воспитатель с помощью вступительной беседы вызывает интерес детей, привлекает их внимание к какой-либо теме и даёт малышам возможность оживить в памяти информацию, которая уже им известна. Это может быть предисловием к практическим занятиям на природе и простым экспериментам.
  2. Эвристическая (поисковая). Проводится обычно в основной части занятия. Базируется на хорошо усвоенных детьми знаниях, призвана стимулировать активность дошкольников, направить их на поиск причин происходящих в природе явлений и установление связей между ними. В средней группе проводится максимально упрощённо, обязательно с использованием загадок, интересных фактов из жизни животных, красочного наглядного материала, моделирования обговариваемой ситуации.
  3. Итоговая. Призвана обобщить и систематизировать полученную детьми информацию. Воспитатель должен тщательно продумать, какие вопросы выберет для беседы и что использует в качестве демонстрационного материала.

Рассказ

В ходе рассказа воспитатель даёт детям конкретную информацию о явлении или объекте природы. Поэтому рассказ должен:

  • соответствовать научным данным;
  • быть доступным пониманию детей пятого года жизни;
  • быть эмоциональным;
  • обязательно подкрепляться наглядными пособиями (иллюстрациями, предметами, муляжами).

Прежде чем рассказывать детям о явлении природы, животном или растении, воспитатель должен сам как следует изучить тему повествования.

Чтение художественной литературы

Воздействие художественного слова на детей средней группы велико в силу их эмоциональности и доверчивости. Поэтому использование литературных произведений будет очень кстати на этапе усвоения нового материала (новая информация повысит заинтересованность детей), а также при закреплении полученных знаний.

Словесные приёмы

К словесным приёмам относятся:

  • объяснение,
  • указание,
  • уточнение,
  • вопрос.

Все они широко используются в ходе бесед, рассказов, при проведении опытов и наблюдений.

Наглядные приёмы и методы

Поскольку дети дошкольного возраста обладают наглядно-действенным мышлением, нельзя недооценивать роль наглядных и практических методов и приёмов в образовательно-воспитательном процессе.

К ним относятся:

  • наблюдение;
  • демонстрация;
  • рассматривание;
  • показ.

Наблюдение

Наблюдение является главным методом экологического воспитания дошкольников. Благодаря правильно организованному наблюдению дети могут ознакомиться с явлением или объектом природы с помощью всех своих чувств: зрения, обоняния, осязания, вкуса (если рассматривают овощи и фрукты, то их можно даже попробовать) и так далее. В результате наблюдения у дошкольников формируются верные и отчётливые представления о предмете наблюдений, а также навыки исследования, что обязательно пригодится им в дальнейшем.

К наблюдению предъявляется ряд требований:

  1. Оно должно быть организовано так, чтобы каждый ребёнок хорошо видел объект и мог следить за его свойствами (размер, цвет, запах и т. д.), а также, если возможно, прикоснуться и ощутить тактильно его поверхность. Поэтому для наблюдений необходимо запастись в достаточном количестве природным материалом разных форм, размеров и свойств. Это могут быть овощи и фрукты, ветки деревьев, жёлуди, каштаны, шишки, семена, осенние листья. Рассматривая их, ребёнок может прийти к выводу, что у каштана кожура коричневая, гладкая и блестящая, а вот у шишки поверхность шершавая, покрыта маленькими чешуйками, под которыми скрываются семена.
  2. Наблюдение в средней группе должно длиться не более 3–10 минут, потому что этот вид деятельности требует повышенного внимания, сосредоточенности, усиленной умственной работы.
  3. Структура наблюдения чётко определена: оно имеет вводную часть, основную (которая и длится от трёх до десяти минут) и заключительную.
  • Начало наблюдения предполагает концентрацию внимания детей на объекте с помощью наводящего вопроса, загадки, сюрпризного момента.
  • В основной части дети самостоятельно или с помощью педагога получают информацию (рассматривают, обследуют) и делятся своими умозаключениями, отвечая на вопросы воспитателя.
  • Заключительная часть — самая яркая и эмоциональная. Для закрепления положительных впечатлений воспитатель может прочитать стихотворение, загадать загадки, спеть с детьми песенку или поиграть в игру (подвижную или дидактическую). Уместно также использовать творческие задания по теме наблюдения. Например, если дети рассматривали берёзку и определяли её особенности (строение, расположение ветвей), то им можно предложить вообразить себя стройными берёзками, которые опускают тонкие ветви вниз и легонько покачивают ими под ветром.
  1. При наблюдении за живыми существами педагог должен держать под контролем их поведение. Следует выбирать спокойных животных, которые не будут делать резких движений, издавать крики, способные напугать малышей и отбить охоту наблюдать. Наиболее подходят для этой цели морские свинки, хомячки, черепахи, рыбки.

Чтобы зафиксировать результаты и иметь возможность возвращаться к ним для подведения итогов, сравнения и пр., необходимо вести дневник наблюдений за ростом растений или птицами, календарь погоды и природы. Можно предложить детям нарисовать рисунки по своим впечатлениям (во вторую половину дня), смастерить поделку. Важным результатом систематических наблюдений является выработка у дошкольников способности подмечать характерные, но не всегда заметные на первый взгляд свойства и признаки объектов природы, что способствует также развитию логического мышления и внимания.

Показ

Наглядный иллюстративный материал для показа должен отвечать определённым требованиям. Изображённое на нём должно быть:

  • реалистичным (соответствовать внешнему виду и пропорциям объектов в естественной среде);
  • простым и понятным для детского восприятия;
  • эстетически привлекательным и выразительным.

Поэтому следует избегать во время занятий по экологии показа иллюстраций к сказкам, где животные одеты в одежду, обитают в человеческих жилищах («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»). Ведущие методисты советуют использовать такие виды наглядно-иллюстративного материала:

  • картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С. А. Веретенникова), «Дикие животные с детёнышами» (С. А. Веретенникова), «Времена года» (С. Н. Соловьёва), «Картины о сельской местности» (С. Н. Соловьёва) и некоторые другие;
  • картинки, иллюстрации, фотографии;
  • гербарии, коллекции.

Если ребёнок пытлив и любознателен, он может задать вопрос: «Почему же в сказке звери одеты и ведут себя, как люди?» Следует пояснить, что это проявление воображения, фантазии автора сказки. Дети пятого года жизни сами склонны к фантазированию и творчеству, поэтому такое пояснение им вполне понятно.

Практические методы

Практические методы делятся на:

  1. собственно практические:
  • упражнение,
  • элементарные опыты,
  • моделирование;
  1. игровые:
  • дидактические и творческие игры,
  • создание игровых ситуаций,
  • действия с игрушками.

Игрушка должна отвечать тем же требованиям, что и иллюстрация: быть реалистичной, понятной детям, вызывать положительные эмоции и эстетические чувства. Поэтому в развивающей среде группы, особенно рядом с уголком природы, нежелательно присутствие жёлтых зайцев, синих мишек и оранжевых волков. Исключение составляют сказочные герои: фея, гном. Они могут появляться в уголке природы во время сюрпризных моментов, а также — чтобы поинтересоваться у детей, что нового и интересного те узнали на занятии или во время прогулки.

Практические приёмы, используемые при ознакомлении с природой:

  • обращение к опыту детей,
  • практические ситуации,
  • поисковые действия,
  • обследование.

Из игровых приёмов наиболее часто используется в средней группе подвижная игра и загадка.

Загадки о животных и природе

Весёлые загадки, зачастую в стихотворной форме, представлены в изобилии как в печатных, так и интернет-источниках. Они послужат хорошим дополнением к любой части тематического занятия по экологии.

Создание экологоразвивающей среды как метод экологического воспитания

Очень важным методом экологического воспитания является создание экологоразвивающей среды в ДОУ (в группе и на участке учреждения). Дети пятого года жизни усваивают знания о природе в непосредственном общении с ней. Цель экологоразвивающей среды — создать условия для такого общения в разные режимные моменты.

Экологическая тропа

Важной составляющей развивающей среды в детском саду является экологическая тропа. Совершая путешествие по ней, ребята попадают в мир природы, представленный разнообразными зонами и наполненный полезной информацией. Содержание экологической тропинки необходимо продумать так, чтобы её посещение каждый раз обогащало детей знаниями о природных явлениях и объектах в их взаимосвязи и развитии. Уголок леса, луга, сада с типичными травами, деревьями и кустарниками, огород с овощами типичны для подобных маршрутов.

Разнообразить и оживить их помогут фитоогород с лекарственными травами (подорожник, календула, мать-и-мачеха), «цветочные часы» со специально подобранными растениями, которые закрываются и раскрываются в определённое время, «живой барометр» с растениями, поникающими перед дождём (папоротник) или закрывающими цветки (кислица, фиалка). Все это сделает прогулку по экологической тропе не только увлекательным, но и очень полезным занятием.

Заключение

Занятия по ознакомлению с природой в детском саду призваны не только давать детям знания, но и воспитывать ответственных, культурных граждан, умеющих беречь богатства своей Родины и всей планеты в целом. Без преувеличения можно сказать, что от личного примера и вклада воспитателя в дело формирования экологической культуры юного поколения зависит будущее всей Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательному развитию «Учим любить и беречь природу»

  Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам  природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых...

Консультация для родителей «Учите детей любить и беречь природу»

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение п...

Учим детей видеть, любить и беречь природу.

В соответствии с ФГОС ДОУ на сегодняшний день в экологическом воспитании очень важно формирование человека нового типа, с новым экологическим  мышлением, умением жить в гармонии с природой, спосо...

"Учим детей любить и беречь природу" материал для родителей

Консультация для родителей по воспитанию начал экологической культуры дошкольников...

Советы для родителей «Как научить малышей любить и беречь природу»

Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно. Прививать любовь к пр...

Проект "Учимся любить и беречь природу"

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию ребёнка «Учите детей любить и беречь природу»

С малых лет человек должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....