ПАМЯТКА «Для Вас, родители!»
консультация (младшая группа)

Трацук Ольга Андреевна

Примерный перечень материалов и оборудования для развития ребенка раннего возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_rodieteley.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

МАЛЫШИ – КРЕПЫШИ

ПАМЯТКА «Для Вас, родители!»  

Примерный перечень материалов и оборудования для развития ребенка раннего возраста

Социально-коммуникативное развитие

Образные игрушки

Среднего размера куклы. Игрушки, изображающие животных (домашних, диких) и их детенышей, в том числе с дополнительными

атрибутами (теленок с колокольчиком, поросе-

нок в фартуке и пр.).

Игрушки, изображающие сказочных персонажей. Наборы игрушек для режиссерской игры

(фигурки животных, куклы-голыши и пр.).

Лошадка-качалка с сиденьем для ребенка.

Персонажи «Спокойной ночи, малыши!»

Предметы быта

Соразмерные куклам: наборы посуды, мебель,

постельные принадлежности; устойчивые коляски, бытовая техника (телевизор, кухонная

плита, мойка), доска для глажения и утюг, зеркало, умывальник, часы и пр.

Техника, транспорт

Крупного и среднего размера машины (грузовые, легковые) на веревке, заводные машины,

автобус, трамвай, крупная машина с сиденьем

для ребенка и др.

Бросовые материалы и предметы- заместители

Соразмерные руке ребенка детали строительных

наборов (деревянные или пластмассовые круги,

кольца, легкие безопасные бруски, дощечки разных форм и размеров и пр.); ткани и пр.

Ролевые атрибуты

Руль, медицинские инструменты, наборы «Продуктовый магазин» и пр.

Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности

Куклы-персонажи театра (кошка, собака,

петух и пр.), пальчиковые куклы; наборы игрушек среднего размера, изображающих знакомых

героев сказок для настольного (объемного или

плоскостного) театра; карнавальные шапочки

(зайцев, птиц, котят, медведей, цыплят и др.).

Театр теней (экран, персонажи, декорации).

Познавательное развитие

Дидактические пособия и игрушки

Пирамидки, вкладыши (матрешки, стаканчики и пр.), бирюльки, шнуровки. Наборы, н-р, «удочки» с магнитами или крючками. Различные игрушки с крючками, замками, задвижками. Разнообразные по размеру и форме волчки.

Игрушки для решения разных задач: накопление

зрительного опыта; схватывание предметов раз-

личных форм; нанизывание предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие, на ленту,

на стержень; группировка предметов по величине

и форме; проталкивание предметов различных

форм в соответствующие отверстия; прокатывание. Игрушки различной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся или близких по форме; для размещения вкладышей, разных по величине и форме, в соответствующие отверстия.

Разноцветные кубы, цилиндры, конусы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине. Настольно-печатные игры: разрезные картинки (из 2–4 частей); игры типа «Кому что нужно», «Мамы и детеныши» (курица, корова, лошадь, коза, собака и др.) Наглядные пособия, иллюстрации художников.

Напольные дидактические игры.

Игрушки и оборудование для экспериментирования

Игрушки и оборудование для экспериментирования с песком, водой и снегом: плавающие игрушки (рыбки, утята) из пластмассы, резины, дерева; сачки, лопатки, совки, различные формы, щетки, грабли, сита. Разноцветные пластиковые мячики, камушки, ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Народные игрушки-забавы (шагающий бычок, клюющие курочки и др.). Динамические игрушки, каталки (в том числе с двигательными и шумовыми эффектами).

Ящик с бумагой,

чтобы сминать и разрывать. Ткань, фольга.

Строительные материалы и конструкторы

Наборы для конструирования из разных материалов (деревянные, пластмассовые, текстильные); комплект эталонных геометрических форм (куб, призма, сфера, полусфера, цилиндр и пр.).; кубики (пластмассовые, деревянные), конструкторы типа лего с крупными деталями.

Пирамида «Башня». Коробки и тележки для самостоятельной уборки строительного материала.

Средства ИКТ

Интерактивные игрушки с звуковыми и цветовыми эффектами.

Художественно-эстетическое развитие

Материалы и оборудование для художественно-продуктивной деятельности

Пирамидки (в т.ч. классическая); матрешки; неваляшки; волчки. Геометрические формы. Наборы муляжей овощей, фруктов; поднос, корзинка.

Мольберты. Бумага разного формата, величины,

цвета, фактуры; кисти №10, 12, штампы, краски

(гуашь); цветные карандаши (мягкие), фломастеры с толстым цветным стержнем, восковые мелки и пр. Глина,

пластилин, масса для лепки, соленое тесто.

Музыкальное оборудование и игрушки

Барабаны и бубны, колокольчики, бубенчики, металлофон, шкатулки-шарманки, погремушки.

Игрушки с голосами животных и птиц.

Примерный подбор дидактических игр

Познавательное развитие

Для освоения формы: «Домик для матрешки», «Башня для птички», «Заборчик для Петушка», «Дорожка для машин», «Поезд», «Стенка», «Лесенка», «Домики», «Квадратные забавы», «Найди фигуру», «Строитель», «Сортировщик», «Положи шарик в корзинку, а кубик в коробку» и др.

Для освоения цвета: «Найди по цвету», «Подбери по цвету», «Разбери и собери пирамидку», «Сложи пирамидку (по условию)», «Подбери колечко», «Волшебная мозаика», «Подбери куклам бусы», «Подбери игрушки по цвету», «Красивый заборчик», «Посади цветок», «Какого цвета не хватает», «Разноцветные клубочки»,

«Цветное домино» и др.

Для освоения величины:

«Большие и маленькие», «Подбери пару по величине», «Покажи такую же», «Ловись, рыбка большая и маленькая», «Соберем пирамидку», «Матрешки», «Шары», «Мячи», «Строитель», «Собери предмет», «Кубики в ряд» и др.

Для развития мелкой моторики рук: «Сделай бусы», «Игрушки из прищепок», «Волшебные палочки», «Шнурки», «Мозаика», «Заверни (запеленай, спрячь) игрушку», «Что в коробочке лежит», «Переложи горох», «Пересыпь ложкой», «Прикрепи магниты», «Забиваем гвозди», «Привратник» и др.

Для развития зрения: «Угадай, что (кто) это», «Найди такой же», «Мозаика», «Воздушные шары (подбери нитки по цвету)», «Осенние листья», «Цветы и лепестки», «Бабочки», «Узоры», «Калейдоскоп» и др.

Для развития слуха: «Чей голос?», «Что как звучит», «Громко- тихо», «Высоко-низко», «Кто в домике живёт», «Динь-дон», «Угадай, на чём играют».

Для развития осязания: «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь», «Найди и покажи», «Найди и опиши» и др.

Для развития обоняния: «Узнай по запаху», «Ароматы цветов», «Мой любимый запах».

Для развития вкуса: «Узнай по вкусу», «Что бывает сладким (соленым, горьким, кислым)», «Любимое блюдо».

С водой: «Мыльные пузыри», «Вот какая пена», «Рыбки плавают», «Осьминожки и рыбки», «Кораблики плывут», «Плавают и тонут», «Брызгалки», «Зоопарк», «Чудо-теремок», «Дождик, лей, лей, лей», «Водная мельница», «Наша Таня громко плачет» и др.

С песком и снегом: «Пирожки», «Куличи и куличики», «Секреты в

песке», «Секреты в снегу», «Снежки», «Найди, что спрятано, и назови».

Социально-коммуникативное развитие

«Угадай, кто позвал», «Помоги маме», «Что хочет делать», «Что из чего», «Подбери блюдце к чашке», «Сороконожка» «Играем вместе», «Делаем по очереди», «Животные и их детеныши», «Профессии (кому что нужно для работы)» и др.

Речевое развитие

«Опиши игрушку», «Назови, кого ты видишь на картинке», «Наши игрушки», «Игры с пальчиками», «Кто как кричит (звукоподражание)», «Чудесный мешочек», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные и их детеныши», «Кто в домике живет», «Варим компот», «Чьи детки», «Кто спрятался».

Художественно-эстетическое развитие

«Радуга», «Красивые цветы», «Осенние листья (цвет, форма)», «Бабочки», «Снежинки», «Пирамидка», «Кляксы», «Что получится из теста (песка, снега)», «Дорисуй картинку», «Раскрась таким же цветом», «Ассоциации», «Кто из одной книжки», «Тихо-громко».

Физическое развитие

С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Пepeшагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет».

С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки». С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».

С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».

На ориентировку в пpocтpaнстве. «Где звенит?», «Найди флажок». Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».

Примерный перечень фольклорных,

литературных и музыкальных произведений

Фольклор и художественная литература

Потешки: «Как у нашего кота», «Киска-киска», «Ладушки», «Наши уточки с утра — кря-кря-кря», «Ой, ду-ду», «Пальчик-мальчик», «Сидит белка на тележке», «Чики чики-чикалочки», «Петушок, петушок», «Сорока-ворона», «Солнышко колоколнышко», «Дождик, дождик, пуще!», «Радуга-дуга» и др.

Поэзия: 

3 Александрова. «Дождик», «Вкусная каша», «Девочки и

мальчики прыгают как мячики» (из книги «Катя в яслях»);

А. Барто. «Кто как кричит», «Лошадка», «Смотрит солнышко в окошко», «Самолет», «Снег», «Слон», «Уронили мишку на пол», «Нет, напрасно мы решили»;

О. Высотская.  «Грибок»; В. Жуковский. «Птичка»;

М. Ивенсен. «Поглядите, зайка плачет», «Мой конь»;

Л. Герасимова. «Весна», «Ножки пляшут», «Солнечный зайчик», «Подарок кукле»;

М. Клокова. «Гоп-гоп».

Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

Проза: К.И.  Чуковский. «Цыпленок»; В.Г.  Сутеев. «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Кто сказал ˝мяу˝»; Л.Н. Толстой. «Была у Насти кукла», «Три медведя»; К. Чуковский. «Цыпленок» и др.

Музыкальный репертуар

Слушание: «Баю-баю», «Солнышко — ведрышко» (в обработке В. Федявской); «Собачка», (муз. Н. Комиссарова), «Кошечка» (муз. В. Витлина, слова Н. Найдёновой) и др.

Попевки: «Поет, поет моя Танечка», рус. нар. мелодия, сл. Т. Баба- джан; «Прилетайте, птички», укр. нар. мелодия, сл. И. Плакиды.

Песни: «Птичка», «Лошадка», «Спи, мой мишка», муз. Е. Тиличеевой; «Петушок», рус. нар. прибаутка (обр. М. Красева); «Кошка», «Осенняя песня», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Птичка», «Корова», «Грибок», муз. М. Раухвергера; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Бобик», муз. Т. Попатенко; «Белые гуси», муз. М. Красева; «Маленькие ладушки», муз. З. Левиной; «Баю-баю», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Баю-баю», «Елочка», муз. М. Красева;

«Машенька-Маша», муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Невельштейн; «Цыплята»,

«Пирожки», муз. А. Филиппенко.

Песни современных авторов: «Фантики», «Вот как пляшут наши ручки», «Колыбельная котенку», муз. Г. Вихаревой; «Зимняя песенка», «Зима», «Весна», «Песенка для мамы», «Бабушка», «Киска», муз. З. Качаевой; «Воробушки», муз. И. Пономаревой; «Тик-так», «Солнышко весеннее», «Везет Ваня пирожок», муз. И. Жабко.

Игровые упражнения, музыкальные игры: «Ладушки», рус. нар. мелодия, сл. Блуменфельд; «Ладошечка» (русск. нар. мелодия «Я на горку шла»); «Ходим-бегаем», «Тихо-громко, вот как мы умеем», «Да-да-да», муз. Е. Тиличеевой; «Кап-кап» (русск. нар.); «Гуляем и пляшем», «Пальчики-ручки», «Мишка пришел в гости», «Ножками

затопали», «Мячики», муз. М. Раухвергера; «Автомобиль» М. Раухвергера»; «Медведь», муз. В. Ребикова; «Зайцы», муз. А. Гречанинова; «Прятки», «Воротики» (русск. нар. мелодия); «Прятки», муз. Т. Ломовой; «Воробушки и автомобиль», муз. Г. Фрида; «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера. «И кумушки, и голубушки», рус. нар. мел. (обр. М. Раухвергера); «Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой, автор игры Т.Бабаджан; «Погремушки», укр. нар. мелодия (обр. М. Раухвергера); «Гопачок», укр. нар. мелодия (обр. М. Ра ухвергера); «Мячик», муз. М. Раухвергера, сл. Н.Френкель, автор игры И. Плакида (вариант игры Н. Фок); «Колечки», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель, автор игры Т. Бабаджан.

«Учимся, играя!»

Сенсорное воспитание 

  • Помогать ребенку обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).
  • Учить детей называть свойства предметов.
  • Дидактические игры.
  • Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.
  • Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов.
  • Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
  • Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий (чудесный мешочек, теплый — холодный, легкий — тяжелый и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

Формирование элементарных математических представлений 

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много — один (один — много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Ознакомление с окружающим миром 

Предметное окружение.

  • Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.
  • Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же носок, подбери пару к  варежке), группировать их по способу использования (из чашки и стакана пьют, на кресле и стуле сидят и т.д.), выбирать объекты по заданным признакам (все красное, все круглое и т.д.).

Природное окружение. 

  • Создавать условия для формирования интереса детей к природе и природным явлениям; поощрять любознательность детей при ознакомлении с объектами природы. Знакомить детей с доступными явлениями природы.
  • Знакомить детей с животными и растениями ближайшего окружения.
  • Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Отмечать характерные признаки домашних животных (кошка мурлычет, собака лает и т.д.).
  • Учить детей различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса (в процессе чтения сказок, потешек; рассматривания иллюстраций, картин и игрушек). Формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, и у нее длинный пушистый хвост, медведь косолапый и т.д.).
  • Приобщать детей к наблюдениям за природой; вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в  аквариуме; подкармливать птиц. Формировать первичные представления о сезонных изменениях в природе.
  • Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
  • Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
  • Формировать бережное отношение к окружающей природе.

Социальное окружение. 

  • Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
  • Воспитывать интерес к труду близких взрослых.
  • Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.).
  • Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых.
  • Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.
  • Поддерживать желание помогать взрослым.

Развитие речи 

Развивающая речевая среда. 

  • Способствовать развитию речи как средства общения.
  • Давать детям разнообразные поручения, которые стимулируют их общение со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
  • Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с  другом и  с  воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).

Формирование словаря.

  • На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
  • Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
  • Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; 150 глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); ‹ наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. К концу года дети должны иметь словарный запас 1000–1200 слов.

Звуковая культура речи. 

  • Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2—4 слов).
  • Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
  • Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. 

  • Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
  • Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2—4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь. 

  • Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (что? кто? что делает?) и более сложные вопросы (во что одет? что везет? кому? какой? где? когда? куда?). Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
  • Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок.
  • Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп»).
  • Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО ДАННАЯ ПАМЯТКА ПОМОЖЕТ ВАМ!

С уважением, воспитатели группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»

В  буклете содержится необходимая для родителей информация о норме речевого развития детей 3-4 лет, даны полезные рекомендации по развитию детской речи, а также приведены примеры игр по развитию ...

Памятка-рекомендация для родителей "Хороший родитель"

Памятка-рекомендация для родителей "Хороший родитель"...

Памятка/анкета для родителей "Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям".

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – «..значит быть готовым всему этому научиться..» детский психолог Л.А. Венгер....

Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»

Памятка -  буклет для родителей«Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи  детей 4-го года жизни»...

Памятка-буклет для родителей "Советы по безопасности в сети интернет для родителей"

Советы для родителей по безопасному использованию детьми сети интернет....

Консультация для родителей "Памятка 10 советов родителям"

Консультация для родителей "Памятка 10 советов родителям"...

Памятка - консультация для родителей «Театр раскрасок» - дети играют, родители экономят!»

Памятка - консультациядля родителей  «Театр раскрасок» - дети играют, родители экономят!»...