Консультация для родителей " Проблемные ситуации и их решение"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шамсутдинова Зульфия Фандависовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultacii_dlya_roditeley.docx44.76 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Теремок» с. Куяново» муниципального района

Республики Башкортостан Краснокамский район

 Консультация для родителей

 «Проблемные ситуации и их решение»

                                                                   

                                                                   

                                                                     Выполнила: воспитатель

МАДОУ « Детский сад № 15

                                                                      « Теремок» с. Куяново»

                                                                 Шамсутдинова З.Ф.

2015г.

 Ситуация 1.

Мама  девочки спрашивает воспитателя:

Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у нее имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?

В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, много разнообразных игрушек?

Если ребенка всегда забавляли взрослые, не побуждали его к самостоятельным действиям, не учили играть, то у него возникает пассивное, созерцательное отношение к игре: он чаще наблюдает за действиями других, но сам в игру не включается. Недопустима передозировка игрушками: когда их слишком много, они рассеивают внимание, ребенок то за одну берется, то за другую.

Как приучить малыша играть одному?

Прежде всего следует подобрать такие игрушки и игры, которые рас полагали бы ребенка к такой игре. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разнообразные пирамидки. Когда малыш возрастет, можно дать ему конструктор, мозаику, настольный строитель. Но это еще не все. Сами по себе игрушки ничего не значат, если ребенок не знает, как играть с ними. Надо их обыгрывать вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. Особенно это важно для самых маленьких, так как они не имеют еще достаточного опыта, чтобы, опираясь на него, развернуть игру.

Ситуация 2.

Игра закончена. Как не хочется после себя убирать игрушки! Каждый раз четырехлетняя Машенька чуть ли не со слезами приводит в порядок свое игровое хозяйство.

Ну-ка, кто быстрее наведет у себя порядок — ты или я? — предлагает мама своей малышке.— Ты соберешь свои игрушки, а я пока вымою тарелки и уберу со стола. Только чур! чтобы все было как следует, аккуратно.

Этот прием не раз выручал, и дело обходилось без капризов. В следующий раз изобретательная мама поступает так:

Пора собираться гулять. Все игрушки — по местам! Кукла Наташа, посмотри, как Машенька станет наводить у себя порядок, а потом расскажешь мне: аккуратная ли наша Машенька?

Мама наклоняется к кукле и что-то ей шепчет на ухо.

— Что ты сказала ей? Что? Скажи мне! не терпится узнать малышке.

- Не скажу. Это наш с Наташей секрет. Узнаешь после того, как уберешь игрушки. Правда, Наташенька, после скажем?

Кукла Наташа кивает головой и водворяется на самое видное место: она «смотрит», как убирается ее маленькая хозяйка. Мама уходит из комнаты. Девочка спешит, и строитель уложен в ящик небрежно, так, что крышка не задвигается. «Может быть, ее можно не задвигать, а положить сверху?»

думает девочка. Оглядывается на куклу.— «Но, видимо, этого делать нельзя:

кукла Наташа так укоризненно смотрит!»

Наконец, все в порядке. Мама входит в комнату, берет куклу на руки. Девочка видит, как они о чем-то «шепчутся». А потом мама говорит ей:

— Моя дочка — аккуратная девочка. Она молодец: всегда хорошо убирает свои игрушки. Правда, Наташа? кукла кивает малышке в знак согласия.

А теперь скажи секрет! просит девочка.

Мама и кукла Наташа о чем-то таинственно шепчутся.

— Сказать Машеньке? (Кукла согласно кивает.) Наташа по секрету мне сказала: «Очень люблю Машу: она аккуратная, любит свои игрушки, хорошо за ними ухаживает».

Девочка довольна, с хорошим настроением отправляется гулять.

Как вы думаете, почему приемы, используемые матерью, оказались столь эффективны? Почему ребенок не только не ослушался мать, но и с хорошим настроением отправляется гулять? Как вам удается заставить ребенка убирать после себя игрушки? Почему так важно, чтобы ребенок всегда убирал за собой игрушки? Какое это имеет

Даже совсем маленькие дети должны убирать игрушки. С этого начинается воспитание аккуратности, любви к порядку, бережного обращения с игрушками, вещами, маленькие дети хороню откликаются на игровые приемы, и все, что связано с игрой, им близко и понятно, радует и увлекает их. Вот почему благодаря игровому подходу взрослые легко добиваются от детей выполнения распоряжения. Эти приемы особенно оправданы по отношению к самым маленьким. С возрастом ребенка такой игровой прием сам по себе отпадает, зато остается привычка убирать за собой вещи.

Ситуация 3.

Девочка одета нарядно: пышное, в горошек платье, прозрачный бант в волосах, блестящие туфли  - все совсем-совсем новое. А это, конечно, очень приятно, в особенности,  когда видишь, что на тебя с восхищением смотрят такие же, как ты, девочки!

Держась за мамину руку, она не шла, а парила над землей. Остановившись в сквере возле одной из скамеек, мама расстелила на скамью газету, усадила на нее дочь.

Девочка сидит чинно, с достоинством, помня мамин наказ не помять и не испачкать новое платье. Это нетрудно и, пожалуй, даже приятно: она пред мет всеобщего внимания. Но нелегко усидеть, когда видишь, что на тебя уже никто не обращает внимание,  и очень хочется играть. Девочка сначала прыгает на одной ножке, а затем хочет присоединиться к играющим. 1- мамино «нельзя, испачкаешь платье» предотвращает ее намерения.

Она долго стоит возле мамы. Затем пытается играть в классики. Но снова:

- Лиля, не бери руками камешки, они пыльные. Потом возьмешься за платье и испачкаешь его.

Девочка снова возле мамы. Снова с тоской смотрит на бегающую, играющую, Прыгающую детвору. Затем опять не выдерживает и с робкой надеждой просит:

- Можно в песок поиграю?

- Да ты что!— взрывается мама.-  Не понимаешь разве, что новое платье испачкаешь? Лиля страдает от скуки. Ох уж это новое платье! Оно сейчас почти ненавистно ей! Она присаживается на корточки и начинает чертить пальцем по песку.

- Ты опять за свое! - негодует мама.

- Встань сейчас же!

Знала бы  - ни за что не надела это платье!

«Нельзя», «не ходи», «осторожнее  - испачкаешься» то и дело останавливают жаждущего действий ребенка. Из-за нового платья девочка не может играть, просится домой. На обратном пути она уже не замечала восторженных взглядов ее сверстниц. Ей хотелось надеть старенькое, простенькое платье, в котором можно играть в песок, в классики, в мяч с такими же, как она, девочками.

Какие выводы можно сделать на основании описанного? Удовлетворяет ли ребенка подобная прогулка и почему? Как надо одевать детей в разные сезоны года?

Одевать ребенка - значит учитывать предстоящую деятельность и те условия, где он будет находиться. Нарядный костюм не следует надевать на прогулку, ребенок захочет поиграть, побегать, а если оп лишен этой возможности, то прогулка не в радость, не приносит пользы. Одежда для каждого дня должна быть теплой, легкой, удобной, не стеснять движений.

Ситуация 4.

На участке детский гомон. Новенький (мальчику 5 лет), впервые

попавший в детсадовский ребячий коллектив, с любопытством всматривается в играющую детвору. Одни подвозят песок, другие грузят его в машины, третьи строят песочный город.

- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? - обращается к нему воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

 - Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

За что же ты их хочешь расстрелять? снова с вопросом обращается к мальчику педагог.

А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас сделаю налет на них! В голосе недружелюбные нотки. Откуда это у маленького человека?

- Ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют,— говорит мать, обращаясь к воспитателю.

Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках,— заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.

Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, уж слишком даже.

А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм, на пример...

-  А зачем? - недоумевает женщина.— Пусть играет во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Какое, по вашему мнению, имеет значение в нравственном становлении личности содержание игр и те роли, которые в них берет на себя ребенок? Понаблюдайте за играми вашего ребенка: какое содержание преобладает в них? В чем, по вашему мнению, воспитательное значение игр?

Игра  - своеобразная школа чувств ребенка. Взятая роль захватывает его, воздействует на чувства. Вживаясь в роль, он соответственно ведет себя: про являет доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость и т. п. Поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли, приобретая нравственный опыт. Игра должна будить в ребенке добрые чувства. Только в этом случае она оказывает благотворное влияние. Н. К. Крупская говорила, что есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, укрепляющие волю, Воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. п.

В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила игры, подчиняя личное коллективу. Если надо, то и умерять свое нетерпение, быть подтянутым, дисциплинированным. В игре, как ни в какой другой деятельности, раскрываются черты личности ребенка. Для дошкольников игры имеют исключительное значение: игра для них и учеба, и труд. Надежда Константиновна Крупская считала, что те дети, которые умеют играть, и в школе будут дисциплинированными.

Ситуация 5.

Кто быстрее добежит до той дорожки? Ну, кто? предлагает кто-то из ребятишек. И вот пятеро спортсменов (5- 6 лет) становятся на старт. Состязание начинается.

Шустрая девочка с косичками всегда у финиша первая. Видно, не зря она затеяла эту игру: приятно показать, что ты умеешь!

А кто дальше может прыгать через веревочку па одной ножке?

- А теперь давайте попадем мячом в дерево.

Сыплются предложения одно за другим. Одно соревнование сменяется

другим...

Пустые ли это забавы для ребенка, или они содержат определенную педагогическую ценность? Какие побудительные мотивы детей лежат в основе этих игр? В каких навыках упражняются дети в предложенных ими играх?

Это далеко не пустые забавы, в них проявляется детское стремление к самоутверждению: «я быстрее бегаю», «а я ловчее прыгаю на одной ножке», «я метко бросаю» и т. п. Каждый что-то может лучше, чем другой, каждый в чем-то ловчее. Показать свои умения — значит получить признания сверстников. Это не только приятно, но и жизненно необходимо: интересно жить в среде сверстников, если ты принят коллективом как равный, если ценят твои умения.

Указанные игры содержат элемент соревнования, в них дети учатся действовать сообща, подчиняться правилам, упражняются в быстроте, ловкости, умении ориентироваться во времени и в пространстве.

Ситуация 6.

Машенька на прогулке набрала мелких камешков, заполнив ими карманы. Решила, что дома будет ими играть.

Мама заметила оттопыренные карманы Машенькиного пальто.

Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор? да и карманы порвешь. Только и убирай за тобой!

Это камешки... красивые... Я ими играть буду.

Выбрасывай сейчас же! настаивает мама, и ... камешки летят в разные стороны.

Девочка плачет: жалко расставаться с таким сокровищем, да и не хочется отстать от подружки Марины.

- Посмотри, что у меня есть,-  каждый раз с восторгом показывает она Машеньке еще какую-нибудь новую находку. И чего только нет у этой девочки: ракушки, прутики, камешки, шишки. дома в уголке для игр есть самоделки из природного материала: человечки из шишек и желудей, кукла из соломы, засушенные цветы и листья и многое другое. Родители помогают ей мастерить игрушки и даже пополняют ее игровое хозяйство интересными находками. Например, сучок, похожий на грача, который нашел папа. А вот целая композиция из яичной скорлупы и пластилина, сделанная для Марины старшей сестрой  -  школьницей.

Кто поступает правильно -  Машенькина мама или родители Марины? Какой педагогический смысл вы видите в сборе природного материала?

Помимо разнообразных игрушек, которые можно купить в магазине, детям необходимы такие, которые можно сделать самим (конечно, не без помощи взрослых), например из природного материала (его тоже интересно собирать, если рядом взрослый). Ребенок, обладая фантазией, мысленно превращает любую находку в желательный образ: листья -  в деньги, камешки в сахар, прутики в макароны,.. играя, ребенок непременно творит, фантазирует, создает образы. А детское воображение помогает дополнять действительность.

Ситуация 7.

-  Идем домой! говорит мать сыну. Тот будто и не слышит ее, продолжает играть в песок. Мать возмущена.

Я кому сказала! Ты слышишь, что я тебе говорю,- взрывается она.

Мальчик махнул рукой и отвернулся от нее. Выведенная из терпения, мать тащит сына от играющих. Сын, плача и упираясь, едва успевает за почти бегущей мамой.

И другой пример.

Машенька играет в детский сад. Игра в разгаре, а мама зовет ее обедать. Мама строго придерживается установленного режима и потому находит остроумный способ завершить дочкину игру.

-Товарищ воспитатель! Ваши дети хотят кушать. Вы слышите сигнал на обед! -  говорит она, постукивая совочком о ведро. -  Стройте в пары ребят и пойдемте обедать. Девочка, подхватив игровой тон матери, без скандала подчиняется ей. Отправляясь без капризов домой, малышка «захватила с собой» хорошее настроение, продляя игру, содержание которой обогатилось за счет вмешательства взрослого.

Сравните описанные ситуации и сделайте вывод, почему в одном случае ребенок не слушает мать и покидает игру со слезами, а в другом уходит домой в хорошем настроении. Как вам удается переключить вашего ребенка от игры на другие дела бесконфликтно? (Приведите примеры.)

Как закончить игру? Обычно мы не задумываемся над этим и чаще всего неожиданно для детей прерываем ее развитие.

Ну, поиграли и хватит! Пора обедать, -  обычно заявляем мы тоном, не допускающим возражений. И если дети, заигравшись, не слышат» наших распоряжений я не подчиняются нам, то мы горячимся и прибегаем к еще более радикальному приему: берем неслуха за руку и буквально оттаскиваем от играющих. Игра заканчивается конфликтом между взрослым и ребенком и как следствие детскими капризами, слезами, нежеланием есть, спать и т. п. Ребенку прервать игру трудно: он настолько вживается в роль, что ему не удается по нашему приказанию переключиться от игры на мир реальный, Его мысли, эмоции, воображение всецело во власти игры, и потому мы должны как бы подготовить малыша к переходу для предстоящих новых дел. Старшего дошкольника можно предупредить: Скоро пойдем обедать. Через несколько минут пойдем домой». Дать несколько минут ребенку для доигрывания. И если вы всегда будете поступать так, он привыкнет к этому и станет подчиняться вам. На малышей особенно действует игровой прием, описанный во втором случае.


«Если ребёнок невнимателен»

Консультация для родителей

                  «Вместо шапки на ходу

                    Он надел сковороду.

                    Вместо валенок перчатки

                    Натянул себе на пятки»

                           С. Я. Маршак

Наверное, каждый может вспомнить хотя бы одного из своих знакомых, которому подойдёт описание знаменитого маршаковского Рассеянного. Забытые очки и невыключенные утюги, постоянные опоздания и потерянные документы – всё это начиналось  в детстве и уже тогда доставляло немало хлопот и ребёнку, и его родителям, и учителям. А как огорчали в школьные годы «глупые» ошибки из-за невнимательности.

Мы, как правил, жалеем таких Рассеянных. Вместе с тем, невнимательность не такой уж и безобидный порок. Несчастные случаи, неприятности в личной жизни, неудавшаяся карьера – это часто сопровождает невнимательного человека на протяжении всей его жизни. Поэтому очень важно уже в раннем возрасте определить, нет ли у ребёнка,  так называемого синдрома дефицита внимания (СДВ)

Если ваш ребёнок или ученик постоянно «витает в облаках» попробуйте обратиться к психологу. Однако первичную диагностику можно провести и самостоятельно, воспользовавшись несложным тестом.

Итак ваш ребёнок:

• Часто неспособен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.

• Обычно с трудом сохраняет внимательность на протяжении всей игры или при выполнении длительного задания.

• Часто кажется, что ребёнок не слышит обращённую к нему речь.

• Не может придерживаться предлагаемых для выполнения задания инструкций, хотя понимает их.

• Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.

• Обычно избегает выполнения задания,  которые требуют длительного умственного напряжения.

• Часто теряет вещи.

• Легко отвлекается на посторонние объекты.

• Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Утвердительные ответы следует давать если перечисленные признаки проявляются в течении длительного времени ( не менее полугода) в школе, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, то  вашему ребёнку нужна срочная психологическая помощь.

Имейте в виду, что внимательность можно развивать точно так же, как память и силу. Лучше всего это делать в игровой форме следует заметить, что полезны любые занятия (физической культурой или спортом, однако известны игры, особенно эффективные при направленном развитии внимания)

«Будь внимателен»  ребёнок выполняет гимнастические упражнения по словесной команде, например: по команде «Зайчики!» - прыжки на месте; «Птицы!» - взмахи руками; «Лягушки» - присесть и скакать вприсядку и так далее. Команды должны быть разнообразными и подаваться и разными интервалами.

«Волшебное слово» Ребёнок повторять упражнения за ведущим, но только в том случае, если тот говорит: «Пожалуйста!»

«Где что было» Ребёнку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда отвернётся, один из предметов убирают или переставляют. От ребёнка требуется указать что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

«Подхвати палку» Играющие, рассчитавшись по номерам, стоят в кругу (или сидят за столом). Ведущий придерживает пальцем гимнастическую палку (или карандаш). Внезапно он называет один из номеров и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхватить её, пока она не упала. Поймавший становится ведущим.

Игры можно придумать самим или вспомнить из собственного детства (например: «Съедобное – несъедобное», «Колечко выйди на крылечко» и т.д. Игра вообще является достаточно универсальным рецептом, она не только развивает психические и физические качества ребёнка, но и способствует улучшению детско-родительских отношений.

Уважаемые родители! Если вы обнаружили, что ваш ребёнок относится к разряду «непосед» или отличается повышенной рассеянностью, не отчаивайтесь. Помните о том, что при помощи определённых мер «гиперактивность» может  удерживать под контролем, а внимание развить точно так же, как память или силу


«Если ваш ребёнок рассеян…»

Памятка для родителей

• Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

• Не ругайте за то, что он рассеян.

• Не ставьте рабочий стол ребёнка рядом с окном. Уберите с него все посторонние предметы.

• Научите ребёнка планировать свою деятельность.

• Поддерживайте чёткий распорядок дня.

• Давайте только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.

• Учите ребёнка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью.

• Научите рассеянного ребёнка вязать, шить, вышивать, выжигать  и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.

• Поручайте рассеянному ребёнку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели.

• Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнять кропотливую работу.

• Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости, сосредоточенности.


 «Развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Пять подсказок для развития внимания у детей»

Консультация для родителей

Типичная родительская жалоба на школьные трудности ребенка - это неудовлетворенность уровнем развития его внимания. Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. У детей пяти - семи лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне, то есть умело организовывается взрослыми.

В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения внимания дошкольников определяются, прежде всего, ресурсными возможностями детского организма, но в то же время зависят и от характера деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.

Отсюда становится очевидной первая подсказка для родителей :

- Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!

Вторая подсказка родителям, развивающим внимание своих малышей, заключается в следующем:

- Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания - это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной третья подсказка:

- Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

В основе сохранения внимания ребенка лежит возможность сопротивления отвлекающим факторам. Отвлекать малыша могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм "борьбы с помехами". Помощь родителей в этом случае может выражаться в виде речевых инструкций, направленных на завершение основной деятельности. Искусство обучающего родителя заключается, прежде всего, в оптимальном выборе задания, по трудности и размеру соответствующего возможностям малыша.

Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Слова родителей, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если торпедировать ребенка фразами: "Не отвлекайся!", "Не смотри по сторонам!", "Не трогай машинки!", вряд ли малыш с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: "Давай закончим строчку", "Сейчас закрасим шапочку и поиграем", "Посмотри, тебе осталось написать две буквы!".

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно отличается активным характером, требует от ребенка волевых усилий. Произвольное внимание развивается по мере становления всех его отдельных свойств: объема, концентрации, распределения, переключаемости, устойчивости. Уровень развития произвольного внимания по совокупности всех своих характеристик (в том числе объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет внутреннюю психическую деятельность ребенка. Наличие устойчивого внимания, направленного на внутреннюю психическую деятельность и сосредоточенного на собственных образах, мыслях и их связях, является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами. В начальной школе на этой способности основано формирование навыка решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание композиционно сложных рисунков и т. п.

Задание для взрослых

Проверьте, как развита у ребенка способность к внутреннему плану действий. Сначала покажите, как при повороте квадрата  по часовой стрелке на 90 градусов - для ребенка говорим: "при повороте один раз" - меняется рисунок внутри квадрата.

 Когда малыш разберется, что происходит, предложите ему аналогичные задания: как изменится рисунок при повороте квадрата два, три раза.

Даются варианты различных рисунков в квадратах. Попросите ребенка в уме совершить вращение каждого квадрата заранее заданное количество раз и нарисовать на бумаге конечный результат.

Способность к внутреннему плану действий можно потренировать с помощью букв. Задания могут быть такими:

- если поменять в слове "ПИЛА" букву "П" на букву "С", какое слово получится?

- если в слове "СПОРТ" отбросить первую букву, какое слово получится?

- если в слове "КОШКА" поменять букву "К" на букву "М", а букву "О" на букву "Ы", какое слово получится?

У старших дошкольников степень устойчивости внимания значительно возрастает. Дети пяти - семи лет способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении до 20 секунд.

Для родителей важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:

- типа нервной деятельности ребенка;

- общего состояния организма;

- эмоционального состояния малыша;

- наличия интереса к деятельности;

- условий, в которых занимается ребенок.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе. А потому четвертая подсказка для родителей:

- Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания в дошкольном детстве будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.

Объем внимания определяется количеством информации, на которую ребенок может обратить внимание. Средний объем внимания старшего дошкольника - 4-6 единиц информации. Так, если ребенку пяти - семи лет медленно продиктовать 10 одно- или двусложных слов, то, скорее всего, он запомнит от 4 до 6 слов. Если поочередно показать 10 картинок, то он расскажет об изображении на 4-6 картинках. Можно предложить ребенку не рассказывать о картинках, а найти их в большом количестве других. Проделав предложенные упражнения с ребенком, родители узнают о развитии объема внимания своего малыша.

Задание для взрослых

Поиграйте с вашим малышом в игру "Три пункта", которая стимулирует развитие у него объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего малыша. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.

Переключаемостъ внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания существенно востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока. Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если родители расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Очень полезными могут быть придуманные родителями вместе с детьми значки -"переключатели", которые укажут ребенку, что надо сменить вид деятельности. Так, занимаясь дома и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. В подобной ситуации уместно воспользоваться картинкой с изображением светофора с зеленым цветом или звоном колокольчика. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком.

Распределение внимания заключается в параллельном выполнении нескольких видов деятельности. Осуществляется за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Родителям важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.

Процесс овладения навыком письма существенно зависит от распределения внимания ребенка. Малышу необходимо параллельно выполнять несколько видов деятельности: чтение текста, который надо списать, или прослушивание его, запоминание этого текста, проговаривание вслух или про себя нужных слов, вспоминание необходимых букв и их написания и, наконец, написание, совмещенное с постоянным стремлением вписаться в строку и соответствовать правилам каллиграфии.

Задание для взрослых

Для развития внимания поиграйте с ребенком в игру по типу теста "корректурная проба". Эта игра поможет развить многие свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.

Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: "По сигналу зачеркни все буквы "о" одной чертой". Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту малыш. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева - направо, сверху - вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.

Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант работы и более сложен для ребенка. Если малыш с легкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка. Важно, чтобы ребенок самостоятельно ее нашел. Если же этого не произошло, не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной. Направляющие фразы могут быть такими: "Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся". Если поиск опять неудачен, то: "Наверно, ошибка в этой строке", далее: "Посмотри в начале строки", "Посмотри в этом слове". От фразы к фразе увеличивается доза родительской помощи, и, таким образом, ребенок проявляет максимально возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:

- попросите малыша искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать "о" и подчеркивать "а";

- дайте задание отмечать три буквы;

- сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;

- поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.

Взрослые, подарите ребенку радость победы, пусть он попробует ее вкус, он будет знать, к чему стремиться.

Чем чревато прерывание деятельности

Развивая внимание детей, родителям важно помнить о последствиях такого психологического явления, как прерывание деятельности. Это явление можно наблюдать в трех ситуациях.

Во-первых, содержание и смысл деятельности могут резко измениться из-за того, что ребенок вынужден в неотложном порядке реагировать на мощные и, возможно, жизненно важные раздражители. Так, собирающий конструктор малыш резко бросает игрушку, услышав крик сестры из кухни.

Во-вторых, ребенок, осознанно управляя своим вниманием, прерывает одну деятельность ради выполнения другой, как, например, в ситуации, когда он прекращает рисование и включает телевизор, чтобы посмотреть мультики.

В-третьих, деятельность может быть прервана в силу того, что ее невозможно продолжить по каким-либо причинам. Так происходит, когда ребенок перестает читать перед сном книжку, если мама выключает свет.

Явление прерывания деятельности небезразлично для психики, так как истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний наиболее сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.

Пятая подсказка для родителей:

- Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Консультация "Вовлечение родителей в образовательный процесс: пути решения"

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ФГОС ДО): ПУТИ РЕШЕНИЯ. «Мамы, папы, нам без вас – все равно, что вам без нас» С. Михалков «Сегодня дети – завтра нар...

Консультация для родителей "Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации"

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учите...

Консультация для родителей"Детская ложь : причины и решение проблемы"

Мы с вами живем в обществе, где конкуренция и соревновательность проникли во все сферы нашей жизни. Многие дети, начиная с 2 лет, стремятся во всем быть первыми ихорошо сознают важность победы. Именно...

Консультация для родителей «Проблемное поведение детей: капризы, истерики. Пути помощи ребенку и семье»

В конспекте рассмотрены причины проблемного поведения, а также направления помощи ребенку и семье....

Сборник проблемных ситуаций и их решений для детей старшего дошкольного возраста по безопасности "Что делать, если..."

Как говорить с детьми о страхе, обо всём том, что их пугает или объективно может оказаться опасным? Говорить так, чтобы не усиливать страх, чтобы предупредить, но не запугать?Книга для детей того само...

Консультация для родителей "Дислексия и пути ее решения"

Дислексией называют распространенное (5-10% детей школьного возраста) специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чт...