Консультация для педагогов "Проблемные ситуации как средство формирования культуры поведения дошкольников в качестве участников дорожного движения"
консультация
Проблемные ситуации-это одно из средств формирования у дошкольников культуры поведения в качестве участников дорожного движения.В своей работе воспитателю необходимо использовать эти технологии.В консультации приведены примеры проблемных сиуаций и формы их решения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок в большом городе – это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и прочими «радостями» цивилизации. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда и начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода
Вместо того, чтобы всякий раз при мысли о пересечении ребенком улицы впадать в ступор, надо попытаться предотвратить беду, которая может случиться с каждым и в любой момент. Поэтому обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременное и правильная подготовка маленьких пешеходов и пассажиров, которых за дверью квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения правил в обыденной жизни.
Оказывается, ребенку мало получить конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию на дороге, вряд ли он сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемную ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельно находить пути решения из нее.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения дошкольников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Актуальность использования проблемных ситуаций в формировании представлений о правилах дорожного движения связана с:
- резким ростом количества автомобилей, передвигающихся по дорогам городов и поселков;
- большим количеством травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;
- отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.
Какие требования предъявляются к проблемным ситуациям:
- решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
- проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющейся у него информации;
- проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;
- основу проблемной ситуации должна составлять противоречивость информации;
- проблемная ситуация в процессе ее решения должна порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;
- формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;
- проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.);
- проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности дошкольников.
Приемы, которые можно использовать при создании проблемной ситуации:
- Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью: опыта, рассказа об опыте, различных наглядных средств, ТСО, практических заданий, в которых дети допускают ошибки или не выполнимых заданий
- Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами
- Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, мнений ученых, писателей, сказочных героев, мнений самих дошкольников, различных вариантов тестов произведений, сказок, видов искусств.
- Проблемную ситуацию можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям
- Проблемную ситуацию можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки.
В детском саду, применяя технологию проблемного обучения, воспитатель использует четыре уровня проблемности:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Для решения проблемных ситуаций можно изготовить игры, макеты, фотографии, видеофильмы, презентации с улицами города, подобрать картотеку литературных произведений, проблемных ситуаций на дороге.
Зная особенности восприятия детей дошкольного возраста, предлагаем создать наглядную схему-алгоритм решения проблемной ситуации:
- постановка проблемы оформлена символом - ракетой на старте;
- актуализация знаний – в виде дозаправки для ракеты;
- выдвижение гипотез – представлено в виде ступеней взлета;
- проверка решения – изображена в виде приземления ракеты;
- введение в систему знаний – в виде успешно совершенного полета
Это помогает детям в целом увидеть и осознать структуру проблемной ситуации, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату
Использование проблемных ситуаций в ходе работы подчиняется следующим правилам
- действующими лицами в проблемных ситуациях являются сказочные персонажи и реальные люди;
- проблемные ситуации разыгрываются в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх.
- дошкольники обучаются решению проблемных ситуаций в знакомых местах своего микрорайона;
-подбор ситуаций опирается на опыт детей;
Например, детям предлагаются серии картинок, фотографий на которых изображены различные ситуации поведения сказочных персонажей, людей на улицах города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге (фото)
-сказочные герои совершали ошибки во время игр на макете квартала (фото),
-на магнитной доске дети находят и исправляют ошибки пешеходов,
-во время участия в сюжетно-ролевой игре взрослый намерено нарушал правила дорожного движения (фото),
-во время чтения литературных произведений (Н. Носов «Автомобиль», К. Чуковский «Тараканище», «Айболит», В. Драгунский «На Садовой большое движение» и т.д.) дети анализировали поступки героев.
Также для решения проблемных ситуаций можно показать детям небольшие видеофильмы, в которых нарушителями будут жители микрорайона (видео)
Использование проблемных ситуаций:
Детей пригласили в библиотеку
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.
Светофор сломался, как безопасно перейти дорогу?
Задача детей: вспомнить правила перехода через улицу
Выбрать безопасный маршрут на макете и добраться до нужного места (детский сад, поликлиника, магазин, аптека, библиотека)
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.
Твой новый красивый мяч выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь делать?
На остановке автобуса много людей. Ты боишься, что тебе не достанется места. Как ты поступишь?
Ты с мамой идешь по улице. На противоположной стороне дороги видишь папу. Что ты будешь делать?
Ты возле дома играешь со своим любимым щенком. Вдруг он выбегает на дорогу, где ездят машины. Что ты будешь делать?
Ты переходишь дорогу по пешеходному переходу и нечаянно роняешь какой-то предмет. Что ты будешь делать?
Тебе купили ролики, а тротуар возле дома весь в выбоинах. Друг предлагает покататься по дороге, пока там нет машин. Как ты поступишь?
Перед тобой два перехода «зебра» и подземный. Через какой ты пойдешь?
Какой переход более безопасный?
Почему опасно болтать при переходе дороги?
Вы с другом пошли в магазин. Пешеходный переход далеко, и чтобы сократить путь друг полез через ограждение. Как ты поступишь?
Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»
Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...

«Формирование у детей 5 – 6 лет безопасного поведения в качестве участника дорожного движения»
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогахЗнание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, о...

Проблемно-игровая ситуация как метод и средство формирования безопасного поведения дошкольника
Образовательная область "Безопасность". Проблемно-игровые ситуации и требования к ним....

Художественная литература, как средство формирования культуры поведения дошкольников
Формирование морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками; план работы на учебный год...
Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи.
Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи....

Курсовой проект «Формирование у детей 5 – 6 лет безопасного поведения в качестве участника дорожного движения»
Курсовой проект «Формирование у детей 5 – 6 лет безопасного поведения в качестве участника дорожного движения»...
«Дидактические игры как средство формирования культуры поведения (этикета) дошкольников»
Воспитание этикета у детей это важный компонент нравственного воспитания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО....