Проблемно-игровая ситуация как метод и средство формирования безопасного поведения дошкольника
статья по теме

Двукраева Марина Александровна

Образовательная область "Безопасность". Проблемно-игровые ситуации и требования к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемная  игровая  ситуация как метод и средство формирования представлений  о правилах безопасного поведения  у  дошкольников

Старший воспитатель ГБДОУ д/с № 40 Калининского района

Санкт-Петербурга

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов, все что угодно, но только не самих себя.»  Платон.

Игра-это уникальный феномен человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении его жизни..

Игра- ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б.Эльконин писал: «Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционно-техническая  сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может» Обухова Л.Ф. (Возрастная психология). По мнению Л.С. Выготского,  игра создает «зону ближайшего развития ребенка». «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра дает возможность сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» Е.И.Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Ж.Пиаже, французский психолог, определяет игру так: «Игра – это реальность, в которую ребенок хочет верить для себя самого, точно также как действительность –это игра, в которую ребенок хочет играть со взрослыми, которые в нее тоже верят».

Переходя к рассмотрению игровой ситуации, рассмотрим определение ситуации по словарю Д.Н.Ушакова «Совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение» Под игровой ситуацией понимается совокупность обстоятельств воспитательного  взаимодействия и взаимоотношений, воспитывающих и воспитываемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников. Элементами игровой ситуации выступают как цели воспитания, так и объекты воспитательного воздействия, а также и субъекты воспитательного воздействия, которые активно решают поставленную задачу и приводят в действие игровую ситуацию. Игровые ситуации многообразны. Объединять их может тот факт, что их возникновение основывается на  взаимодействии субъектов педагогического процесса, вступивших в контакт.

Формами взаимодействия в игровой ситуации могут выступать: 1. сотрудничество – это взаимодействие в процессе игровой ситуации, при котором один участник улавливает состояние другого, принимает его действия и развивает для дальнейшего успешного разрешения ситуации, т.е  в основе сотрудничества лежит содействие партнеру. 2.Конфронтация –это открытое или скрытое неприятие позиций противоположных сторон по причинам объективно-субъективного характера, усугубляющее позитивное разрешение ситуации.

Формы организации и проявления игровых ситуаций также могут быть исключительно разнообразны. Многое в процессе возникновения и развития будет зависеть как от объективных обстоятельств воспитательного процесса, так и от собственно субъекта педагогической деятельности – педагога.

Одним из видов воспитания и  обучения дошкольников, способствующих развитию является проблемное обучение. Проблемное обучение - это ориентировка  учебно-воспитательного  процесса на возможности определенного  человека и их реализацию. Основа проблемного обучения в том, чтобы   ребенок не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий.

Проблемная игровая ситуация создается постановкой перед воспитанником определенной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышение активности мыслительных процессов. Проблемная игровая ситуация разрешается самостоятельно ребенком, или разрешается при помощи педагога. Главной задачей проблемной ситуации является обеспечение наиболее глубокого овладения необходимыми  знаниями в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных способностей в состояние деятельности. Структура проблемной игровой ситуации включает в себя: 1. Постановку задачи в виде вопросов и 2.  Предположения. Значение проблемной игровой ситуации  проявляется в прочном творческом усвоении и свободном воспроизведении знаний, воспитательное значение проблемной игровой ситуации будет формироваться как самостоятельным отношением к разрешению проблемной ситуации, так и возможностью осуществления совместной с другими детьми деятельности по устранению проблемы.

К. Бабанский отмечает, что в системе проблемного обучения основным моментом будет являться именно создание самой  проблемной ситуации как единицы проблемного обучения. Обучение  при помощи проблемных ситуаций оказывает позитивное   влияние на усвоение всех компонентов содержания образования, таких как знания, умения и навыки, а также  опыт творческой деятельности и  ценностные ориентации на каждом занятии. Основными способами для  создания проблемных ситуаций будут являться: 1. Сообщение информации (опора на имеющиеся  знания); 2. Сопоставление фактов (с одной стороны,... с другой,...); 3.Анализ фактов, явлений, постановка вопросов, предложение задания и т.д. Осознание самого затруднения, осознание  недостатка имеющихся знаний раскрывает пути его преодоления, которое будет  состоять в поиске новых знаний, новых способов действий.  Появление такого компонента как  поиск говорит о появлении процесса творческого мышления. Педагогика в умственных операциях от возникновения проблемной ситуации до  ее решения усматривает следующие этапы:

1. Возникновение проблемной ситуации,

2. Осознание  основы затруднения и постановки проблемы,

3.Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

4.Доказательство гипотезы

5. Проверка правильности решения.

Требования к проблемным ситуациям:

1.Решение проблемной ситуации должно быть  максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;

2.Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся  у него информацию.

3.Проблемная ситуация должна создавать некоторую  трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать  формированию потребностей в ее решении;

4.Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной 5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

Не забывайте и о  соответствии проблемной ситуации возрасту ребенка, не ставьте непосильных задач!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников.

Статтья посвящена проблемам психологической безопасности дошкольников в современном мире....

Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

—Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является  проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сот...

консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»

Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...

"ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ" РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Разработка проекта родительского собрания по ПДД. Цель: Повысить компетенцию родителей (законных представителей) в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.Задачи: Сформировать...

Сказкотерапия, как средство формирования безопасного поведения у дошкольников

Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техноге...

Статья "Метод проектов как средство формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

В статье представлен опыт использования  метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста...

статья "Формирование безопасного поведения дошкольника: средства, формы, методы, приемы"

Мы с вами желаем нашим детям счастья. Благодаря нашей любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы хотим...