Сказкотерапия, как средство формирования безопасного поведения у дошкольников
статья по психологии

Гнусарева Елена Федоровна

 

 

Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.

 Поэтому, одним из важнейших направлений в работе педагога-психолога, является формирование у ребенка культуры психологической безопасности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказки, как средство формирования
безопасного поведения у дошкольников.
 
Гнусарева Елена Федоровна, педагог-психолог
 
         Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями, несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.
Семья, также, не должна оставаться в стороне в  деле формирования у ребенка культуры психологической безопасности. Но как это сделать, какие способы выбрать, какие слова найти, чтоб донести до ребенка все те, что так понятны и просты для взрослого, прописные истины? 
         В наш просвещенный век трудно представить, как далекие предки обходились без знаний высшей математики, филологии, юриспруденции. И все же они не были от этого менее «социально адаптированными». Может быть потому, что знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое новое поколение перечитывало и впитывало их?
         Известно, что прежние бабушки и дедушки занимаясь воспитанием внуков, не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали занимательные истории, из которых становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.
          К сожалению, сегодня многие родители и педагоги считают сказки «пережитком прошлого». Они перегружают ребенка научными знаниями, не придавая большого значения развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта. Чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам может привести к проблемам и возникновению в жизни ребенка опасных ситуаций.
             Как строился  процесс воспитания в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказку. И копились, копились истории в памяти.
Сейчас процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем называют сказкотерапией. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому, сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
          Читая ребенку сказку, обязательно обсуждайте и  анализируйте сказку. Обсуждение можно начать с ответов на вопрос: «О чем эта сказка?» Далее, объясните ребенку, что в сказках всегда зашифровано много важной информации и предложите игру «Сказочные уроки». Суть ее в следующем. На примере героев, сказка нас хочет научить чему-то важному, и мы должны догадаться – чему именно. Важно – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
          Примеры сказок:
«Заюшкина избушка», «Семеро козлят» - эти сказки говорят – «Не пускай в дом чужих!».
«Не разговаривай с незнакомцами и не уходи с ними!» - это правило, дети усваивают при анализе сказок «Снежная королева», «Золотой ключик или приключения Буратино».
«Не принимай угощение от чужих!» - учат «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Кот, лиса и петух».
В сказках «Гуси-лебеди», «Маша и медведь» - дети учатся видеть опасности, которые подстерегают ребенка оставшегося без присмотра взрослых.
Много других сказок с увлекательными сюжетами, на примере героев попадающих в сложные ситуации помогут ребенку стать осторожнее.
       Сказка учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, что за наказанием, часто скрывается забота. Так сказочный урок приходит в реальную жизнь и направляет ребенка по пути к осознанию происходящих с ним событий.
        При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок следует соблюдать следующие принципы работы со сказочным материалом:
1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.
2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
         Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной..
 
Литература:
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998.
Соколов Д.Сказки и сказкотерапия. – М., 1996.
Фон Франц М.-Л. Психология сказки. – СПб., 1998.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников.

Статтья посвящена проблемам психологической безопасности дошкольников в современном мире....

Проблемно-игровая ситуация как метод и средство формирования безопасного поведения дошкольника

Образовательная область "Безопасность". Проблемно-игровые ситуации и требования к ним....

Опыт работы «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у дошкольников»

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особ...

"ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ" РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Разработка проекта родительского собрания по ПДД. Цель: Повысить компетенцию родителей (законных представителей) в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.Задачи: Сформировать...

Опыт работы: "Формирование безопасного поведения у дошкольников методом сказкотерапии"

Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторо...

Презентация "Музыкальные занятия в ДОУ как средство по формированию безопасного поведения у дошкольников"

А как музыка может помочь в формировании навыков безопасного поведения у дошкольников, спросите вы? Однако, может! На музыкальных занятиях дети слушают пьесы, такие как «Пешеходы» Т.Ломово...