Опыт работы: "Формирование безопасного поведения у дошкольников методом сказкотерапии"
материал

Пяткова Наталья Владимировна

Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.

Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения решающим фактором становления личности является семья, где родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

          Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для поиска эффективных методов и средств формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, одним из которых является – сказкотерапия.

Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие. Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя. В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку. Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.

В  4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач.

Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области развития и воспитания дошкольников.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Любая сказка (народная, авторская), даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.

Сказкотерапия– это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Цель: формирование безопасного поведения у дошкольников методом сказкотерапии.

Задачи:

  1. знакомить детей с источником опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями
  2. развивать способность практически применять полученные знания в жизни
  3. воспитывать самостоятельность и ответственность за свои решения.

При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок определяются следующие принципы работы со сказочным материалом:

1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.

2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

В своей работе выделяю основные этапы работы с текстом:

На первом этапе дети  рассматривают книги  и их иллюстрации. Затем знакомятся с содержанием, причем первое чтение сказки проходит как ознакомительное и только через день или два возвращаемся к повторному чтению или рассказыванию с дальнейшим ее обсуждением.

На втором этапе обыгрывание сказок детьми в масках, в различных видах театрализованной деятельности, театр бумажных кукол и обыгрывание сказок обычными игрушками.

На третьем этапе вместе с детьми соединяем любимые сказки в единую и придумываем свои концовки сказок, которые по мнению детей плохо заканчиваются. Таким образом ребенок приходит сам к выводу: безвыходных ситуаций не бывает.

А так же придерживаюсь практических правил работы со сказкой (см Приложение 1).

Формы работы:

  1. рассказывание
  2. сочинение сказок
  3. изотерапия
  4. изготовление персонажей
  5. постановка сказок

Результативность работы.

Благодаря целенаправленной  работе со сказкой и совместной работе с родителями (см Приложение 2) дети усвоили важные истины:

  • Умей обратиться за помощью.
  • Не пускай в дом чужих!
  • Не разговаривай с незнакомцами и не уходи с ними!
  • Зови на помощь – и помощь придет!
  • Не принимай угощения от чужих!

Вывод: Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.

Сказкотерапия  - это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.              

Список литературы

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное

 пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2009

2. Шорыгина Т.А. «Осторожные знаки» Книголюб, 2007

3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996

4. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. – СПб., 1998

 

                                                                                                                                                               Приложение 1

                                                Практические правила работы со сказкой

1.Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя; какие полезные уроки зашифрованы в ней.

2.Комментируйте то, о чем  рассказываете. Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» - вот и ясно ваше отношение к поступку колобка.

3.Задавайте малышам вопросы.

-Почему же убежал колобок? А можно ли было убегать одному в лес (вот он  – основной  мотив:  чужой,  чуждый  и  опасный,  неизвестный  край).  С  кем  колобок встретился? От кого убежал? А кто его обхитрил? Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошёл один, а разве можно ходить одному?)

4.Для детей постарше, вопросы посложнее и обсуждение глубже.

-Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес  бабушку  и  дедушку,  которые  там  бывали  (то  есть  освоили  эту  «чужую» территорию?) А ещё? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)

5. Если малыши говорить не умеют – все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Это отличный способ акцентировать внимание.

Например,  после  встречи  с  зайчиком  скажите:  «И  почему  же  колобок  не побежал назад к бабушке и дедушке, зайчик –то хотел его съесть, а колобок не испугался!»  или  так:  «Разве  можно  подходить  к  незнакомой  лисичке?  Ай-ай-ай! Нельзя потому что...» .

6. Побуждайте малышей задавать вопросы.

7.  Говорите  кратко  и  ясно  (как  в  сказке).  Никаких  сложноподчиненных предложений: ребенок в них запутается. И не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки).

8. Никогда не рассказывайте сказку страшным и заунывным голосом. Наша

задача не напугать детей - а научить держать ушки на макушке.

9. Показывайте детям свои эмоции и поддерживайте проявляемые ими эмоции.

Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже останется в нас.

10.Обязательно выражайте главную мысль, которую  хотите довести до детей. (Мои  дети не убегают одни,.. А лисичку будете слушать?  А песенку ей петь?).

11. Делайте вывод в доступной для детей форме.  По сути, нужно насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам.

Делайте это постепенно. Дети любят сказки и просят их почитать много

-много раз, вот  и пользуйтесь этим. Когда «поайкайте», когда спросите, а когда просто головой покачайте. Постепенно дети поймут суть и уже сами будут комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.

                                                                                                                                                        Приложение 2

                                                             Взаимодействие с семьей

Методы и средства организации

работы с родителями

Задачи

 

Общие родительские собрания в

нетрадиционной форме (конкурсы,

театрализованные представления,).

 

Задача: сформировать общие

интересы у детей и родителей.

Каждое такое мероприятие-

большое событие. Пишется совместно

сценарий, распределяются роли,

готовятся декорации, костюмы и т.д.

такие события не оставляют равнодушных.

Тематические родительские собрания

в группах.

 

Задача: помочь родителям грамотно в

доступной форме закреплять у детей,

полученные в ДОУ

знания, по теме

безопасного поведения.

Консультации для родителей, буклеты

Задача: привлечь внимание

родителей к воспитательным

событиям в детском саду,

активизировать их участие в жизни

ДОУ.

«Почтовый ящик» для вопросов

родителей, обмена мнениями.

Задача: собрать банк проблемных

вопросов по безопасности

жизнедеятельности детей,

интересующих родителей, дать

возможность родителям анонимно

задавать вопросы.

В раздевалке группы висит

«почтовый ящик», рядом с которым

всегда лежит карандаш и чистая

бумага.

Мини-библиотека

 

Задача: рекомендовать детскую

художественную литературу

родителям для совместного чтения.

«Семейная мастерская»

 

Задача: способствовать

сотрудничеству родителей и детей в

совместной деятельности.

Организация выставок, на которых

представлены результаты

художественно-эстетической

деятельности родителей и детей

(рисунки, поделки, фотоматериалы).

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_na_bryansk.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.

Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения решающим фактором становления личности является семья, где родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

          Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для поиска эффективных методов и средств формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, одним из которых является – сказкотерапия.

Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие. Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя. В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку. Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.

В  4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко исполь-

зуемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач.

Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области развития и воспитания дошкольников.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на

протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Любая сказка (народная, авторская), даже самая простая, несет в себе опре-

деленный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.

Сказкотерапия– это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Цель: формирование безопасного поведения у дошкольников методом сказкотерапии.

Задачи:

  1. знакомить детей с источником опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями
  2. развивать способность практически применять полученные знания в жизни
  3. воспитывать самостоятельность и ответственность за свои решения.

При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок определяются следующие принципы работы со сказочным материалом:

1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.

2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

В своей работе выделяю основные этапы работы с текстом:

На первом этапе дети  рассматривают книги  и их иллюстрации. Затем знакомятся с содержанием, причем первое чтение сказки проходит как ознакомительное и только через день или два возвращаемся к повторному чтению или рассказыванию с дальнейшим ее обсуждением.

На втором этапе обыгрывание сказок детьми в масках, в различных видах театрализованной деятельности, театр бумажных кукол и обыгрывание сказок обычными игрушками.

На третьем этапе вместе с детьми соединяем любимые сказки в единую и придумываем свои концовки сказок, которые по мнению детей плохо заканчиваются. Таким образом ребенок приходит сам к выводу: безвыходных ситуаций не бывает.

А так же придерживаюсь практических правил работы со сказкой (см Приложение 1).

Формы работы:

  1. рассказывание
  2. сочинение сказок
  3. изотерапия
  4. изготовление персонажей
  5. постановка сказок

Результативность работы.

Благодаря целенаправленной  работе со сказкой и совместной работе с родителями (см Приложение 2) дети усвоили важные истины:

  • Умей обратиться за помощью.
  • Не пускай в дом чужих!
  • Не разговаривай с незнакомцами и не уходи с ними!
  • Зови на помощь – и помощь придет!
  • Не принимай угощения от чужих!

Вывод: Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.

Сказкотерапия  - это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.

                                                                                                           Приложение 1

Практические правила работы со сказкой

1.Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя; какие полезные уроки зашифрованы в ней.

2.Комментируйте то, о чем  рассказываете. Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» - вот и ясно ваше отношение к поступку колобка.

3.Задавайте малышам вопросы.

-Почему же убежал колобок? А можно ли было убегать одному в лес (вот он  – основной  мотив:  чужой,  чуждый  и  опасный,  неизвестный  край).  С  кем  колобок встретился? От кого убежал? А кто его обхитрил? Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошёл один, а разве можно ходить одному?)

4.Для детей постарше, вопросы посложнее и обсуждение глубже.

-Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес  бабушку  и  дедушку,  которые  там  бывали  (то  есть  освоили  эту  «чужую» территорию?) А ещё? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)

5. Если малыши говорить не умеют – все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Это отличный способ акцентировать внимание.

Например,  после  встречи  с  зайчиком  скажите:  «И  почему  же  колобок  не побежал назад к бабушке и дедушке, зайчик –то хотел его съесть, а колобок не испугался!»  или  так:  «Разве  можно  подходить  к  незнакомой  лисичке?  Ай-ай-ай! Нельзя потому что...» .

6. Побуждайте малышей задавать вопросы.

7.  Говорите  кратко  и  ясно  (как  в  сказке).  Никаких  сложноподчиненных предложений: ребенок в них запутается. И не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки).

8. Никогда не рассказывайте сказку страшным и заунывным голосом. Наша

задача не напугать детей - а научить держать ушки на макушке.

9. Показывайте детям свои эмоции и поддерживайте проявляемые ими эмоции.

Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже останется в нас.

10.Обязательно выражайте главную мысль, которую  хотите довести до детей. (Мои  дети не убегают одни,.. А лисичку будете слушать?  А песенку ей петь?).

11. Делайте вывод в доступной для детей форме.  По сути, нужно насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам.

Делайте это постепенно. Дети любят сказки и просят их почитать много

-много раз, вот  и пользуйтесь этим. Когда «поайкайте», когда спросите, а когда просто головой покачайте. Постепенно дети поймут суть и уже сами будут комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.

                                                                                                            Приложение 2

Взаимодействие с семьей

Методы и средства организации

работы с родителями

Задачи

Общие родительские собрания в

нетрадиционной форме (конкурсы,

театрализованные представления,).

Задача: сформировать общие

интересы у детей и родителей.

Каждое такое мероприятие-

большое событие. Пишется совместно

сценарий, распределяются роли,

готовятся декорации, костюмы и т.д.

такие события не оставляют равнодушных.

Тематические родительские собрания

в группах.

Задача: помочь родителям грамотно в

доступной форме закреплять у детей,

полученные в ДОУ

знания, по теме

безопасного поведения.

Консультации для родителей, буклеты

Задача: привлечь внимание

родителей к воспитательным

событиям в детском саду,

активизировать их участие в жизни

ДОУ.

«Почтовый ящик» для вопросов

родителей, обмена мнениями.

Задача: собрать банк проблемных

вопросов по безопасности

жизнедеятельности детей,

интересующих родителей, дать

возможность родителям анонимно

задавать вопросы.

В раздевалке группы висит

«почтовый ящик», рядом с которым

всегда лежит карандаш и чистая

бумага.

Мини-библиотека

Задача: рекомендовать детскую

художественную литературу

родителям для совместного чтения.

«Семейная мастерская»

Задача: способствовать

сотрудничеству родителей и детей в

совместной деятельности.

Организация выставок, на которых

представлены результаты

художественно-эстетической

деятельности родителей и детей

(рисунки, поделки, фотоматериалы).

 

Список литературы

1 Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное по-

собие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство-

Пресс», 2009

2 Шорыгина Т.А. «Осторожные знаки» Книголюб, 2007

3 Соколов Д.Сказки и сказкотерапия. – М., 1996

4 Фон Франц М.-Л. Психология сказки. – СПб., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...

Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился развод...

Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 5-6 лет»

Данную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошко...

Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет»

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время знач...