Главные вкладки

    Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
    статья по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

    Малышева Наталья Владимировна

    Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился разводить огонь и делать оружие, строить дома и выращивать хлеб. Научился быть сильнее всех на Земле.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchennyy_opyt_raboty.docx169.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Т. Теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста.

    1. Нормативно-правовая база по вопросам безопасности

    жизнедеятельности.        4

    1. Компетентностный подход к вопросам безопасности

    жизнедеятельности детей.        7

    1. Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности и опыте

    безопасного поведения.        9

    1. Обзор современных образовательных программ для дошкольных

    учреждений.        14

    1. Цель и задачи работы по ознакомлению детей с основами

    безопасного поведения.        18

    1. Формы работы по ознакомлению детей с основами безопасного

    поведения.        19

    II. Организация работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.        22

    Введение

    Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился разводить огонь и делать оружие, строить дома и выращивать хлеб. Научился быть сильнее всех на Земле.

    Жизнь сегодня стала легче, чем в древние времена. Но опасностей в ней все равно много. Это землетрясения, разрушительные войны, пожары, аварии. И еще бывают злые, опасные люди- хулиганы, преступники.

    Это, конечно, не значит, что надо всего на свете всего бояться. С давних времен существует у русского народа пословица «Пуганая ворона куста боится». Трусу труднее жить, чем смелому. Но смелость не должна быть неосмотрительной. Надо знать, как люди борются с опасностями, чтобы уметь защитить себя. В этом и заключается смысл работы по формированию основ безопасного поведения.

    Некоторые люди думают, что опасность- это как камень на дороге: шел, споткнулся, упал. Но не бывает так, чтобы опасность возникла сразу, из ничего. Можно сказать, что опасное событие, словно нарочно, само собирается из разных кусочков. Опасность сгущается, как туча на горизонте. Было маленькое облачко, прибавилось еще и еще одно - и вот уже все небо черное. Так и в каждом происшествии можно увидеть, как нарастает опасность. И как можно не допустить, чтобы она стала совсем большой.

    Любое неприятное событие не случится, если знать главные правила безопасного поведения:

    1. Предвидеть опасность.
    2. По возможности избегать ее.
    3. При необходимости - действовать.

    Лучше и надежнее предвидеть опасность и избегать ее. Действовать тоже надо уметь, но это гораздо сложнее. Проще сразу вытереть разлитое

    г-

    молоко, чем упасть так, чтобы ничего не повредить. И уж тем более лучше не играть на дороге, чем надеяться, что машина тебя объедет.

    Лучше избежать опасности, чем с ней бороться. Опасность не сразу становится угрожающей. И можно постараться сделать так, чтобы она не стала большой и грозной.

    Но если уж совсем уйти от опасности не удалось, надо действовать правильно и быстро.

    Выучить правила безопасности - это полдела. Гораздо труднее научиться применять их в жизни. Каждый раз, оказавшись в сложном положении, ребенок должен будет сам решить, что делать. Ведь опасность может выглядеть не так, как рассказывали в детском саду. А для того чтобы решение принимать правильно, детям надо многое узнать - и о людях, и о себе, и о вещах, и даже о собственной квартире.

    з

    I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1.1 Нормативно-правовая база по вопросам безопасности

    жизнедеятельности

    Безопасность всегда предметна. Она не существует вообще. Когда говорят о безопасности, то имеют в виду безопасность человека в самом широком понимании.

    Защита населения предполагает защиту каждого человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это ответственность государства. Ответственность же граждан состоит, в первую очередь, в изучении основ самопомощи и взаимопомощи при ЧС, умении применять эти знания.

    Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации и участия в управлении риском на уровне общества. Формирование такого типа сознания базируется на системе знаний о риске, и, в свою очередь, представляет собой некий плацдарм для активных, обдуманных и целенаправленных действий. Таким образом, важнейшая задача в области защиты человека состоит в том, чтобы направить разум людей на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техносферы и таким образом обуздать стихийные процессы.

    В Конституции РФ (ст. 72) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий отнесено к предмету совместного ведения федеральных властей и органов государственной власти субъектов РФ. Федеральные законы "О

    защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О гражданской обороне" создают основу для продуктивной и полноценной деятельности в области защиты населения от ЧС.

    Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 11) установил обязанность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления "осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих условиях". В ст. 19 закона определены обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. В числе других задач находится и такая - "изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области". В ст. 20 определено, что "подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства".

    Одним из основных направлений деятельности Правительства РФ в области предупреждения ЧС и обеспечения безопасности населения и территорий является формирование массовой "культуры безопасности" у граждан через средства массовой информации и систему образования и профессиональной подготовки.

    Подготовка населения строится в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.07.95 № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций". Этот нормативный акт устанавливает, что подготовка населения РФ в области защиты от ЧС ведется по соответствующим возрастным или социальным группам и осуществляется на предприятиях, в учреждениях и

    организациях (в том числе общеобразовательных) независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства. Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой возлагается на МЧС России.

    Постановлением Правительства РФ конкретизированы положения Закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" по вопросам обучения молодежи в области защиты от ЧС.

    Так, в ст. 2 определено, что "подготовке в области защиты от ЧС подлежат ...учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования", а ст. 4 установлено, что "Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется в учебное время по образовательным программам в области защиты от ЧС. Программы утверждаются Минобразования России по согласованию с МЧС России".

    Связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность учащихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI в. Эта компетентность позволит выпускникам общеобразовательной школы обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности, безопасности общества.

    1.2 Компетентностный подход к вопросам безопасности жизнедеятельности детей

    Компетентность граждан в области безопасности жизнедеятельности (БЖД) необходима для благополучного развития России в условиях перехода мирового сообщества от индустриального развития к постиндустриальному. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех уровней и профилей и, в особенности, профилей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности.

    МЧС России воспринимает проблемы внедрения в образовательные учреждения изучение вопросов БЖД как свои и принимает активное участие в этом процессе. При непосредственном участии сотрудников министерства разрабатывались программы, учебники и учебные пособия, создавалась учебно-материальная база, осуществлялось финансирование этих работ. Причем рассматривались вопросы обучения детей с дошкольного возраста и молодежи, вплоть до получения высшего профессионального образования.

    Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. В 1995 г. была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста", в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.

    Наиболее результативное решение возникших задач в области БЖД достигается через общее образование: детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. В содержании общеобразовательных программ многих стран мира имеются разделы по здоровью и безопасности ("health and safety"). Они

    предназначаются для подготовки молодежи к жизни в условиях возросшего в последнее время количества опасностей различного вида. В России с 1991 г. эту роль выполняет курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (курс ОБЖ), в который позднее были включены вопросы основ военной службы.

    В начальной школе вопросы безопасности отражены в дифференцированном курсе "Человек и окружающий мир", который проводится практически во всех школах.

    Итак, результатом изучения должно быть формирование у обучающихся мышления о безопасной жизнедеятельности, способствующего предвидению потенциальной опасности, безопасному поведению в повседневной жизни, бережному отношению к себе и к окружающим, грамотным действиям в экстремальной ситуации. Дети должны быть готовы использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

    -обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

    -соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

    -пользования бытовыми приборами и инструментами;

    -проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта; -обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

    1.3 Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности и опыте

    безопасного поведения

    Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для ее изучения потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

    Сегодня, чтобы понять смысл опасностей, угрожающих человеку, выработать механизмы их преодоления, купирования, нужно сосредоточить внимание на знаниях, традициях, идеалах, которые призваны уберечь социум от гибели (Н.А. Андреев, Ю.Н. Мотин, С.А. Проскурин).

    В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

    Причинить вред жизни и здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаченные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

    Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых условно делят их на 3 группы (Е.Я. Гаткин, Е.В. Нисковская, В.Г. Пономарев, О.Н. Русак и др.):

    • природные,
    • техногенные,
    • социальные.

    С момента своего появления на земле человек столкнулся с природными опасностями: пониженная и повышенная температура воздуха, атмосферные

    осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными, ядовитые насекомые и растения, стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы и др.) и т.п. Некоторые исследователи выделяют экологические опасности, т.е. нарушающие экосистему: загрязнение атмосферы, воды, почвы, истребление лесов и т.п.

    С развитием человеческого общества к природным опасностям прибавились техногенные (связанные с техникой): острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое.

    К социальным относят опасности, создаваемые человеком: драки, убийства, преступления, политические конфликты, войны, алкоголизм, наркоманию и другие пороки человеческого общества.

    Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанной с местом пребывания человека.

    • Опасности дома (или бытовые).
    • Опасности на природе.
    • Опасности на улице и дороге.
    • Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

    Анализируя данные классификации, мы видим, что какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.

    Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другими, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать (Я. Палкевич, О.Н. Русак, И.В. Топоров, И. А. Щеголев и др.).

    г

    Как отмечает А.И. Муравых, «обеспечение безопасности жизне-

    деятельности — это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня».

    Современное социально-философское знание рассматривает проблему обеспечения безопасности через сохранение, воплощение в человеке огромного многовекового опыта народа, утвердившегося в многообразных формах и моделях безопасной жизнедеятельности (Ю.Н. Мотин, С.А. Проскурин). В качестве важнейшей социальной функции системы безопасности выделяется «функция социализации, заключающаяся в формировании у населения (через систему научно продуманных, организационно оформленных, материально и финансово обеспеченных мероприятий) определенных норм, ценностей, стереотипов поведения, направленных на создание таких условий, при которых личность свободно ориентировалась бы в правилах и механизмах обеспечения безопасности».

    В социологических исследованиях, проведенных под руководством Н.А. Андреева, приводится статистический материал, свидетельствующий о том, что интенсивность возникновения травм, несчастных случаев, катастроф (например, пожаров), обострения опасной обстановки прямопропорциональные изменению структуры социальных потребностей населения, заинтересованного в безопасном существовании.

    Философы и социологи отмечают, что применительно к исследуемой проблематике целесообразно говорить об актуальности рассмотрения процесса усвоения членами общества целого комплекса знаний, понятий, ценностей о системе безопасности, правил поведения в условиях опасной обстановки.

    Эти вопросы являются предметом изучения психологии и педагогики.

    Гуманистическая направленность педагогического процесса дает возможность помочь подрастающему поколению и дать ему средства защиты от внешних неблагоприятных условий бытия.' Процесс педагогической

    защиты предполагает создание в образовательном процессе системы мер, обеспечивающих физическую, психологическую и социальную безопасность и направленных на формирование у детей способности к защите себя и других.

    В настоящее время сформировалась новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной (Э. Антюхин, Е. Литвинов, Б. Мишин, А. Смирнов и др.). Учебные программы призваны сформировать у обучаемых основные понятия об опасностях, выработать у них умения прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

    Необходимо отметить, что, как в программных документах, так и в исследованиях по проблеме безопасности жизнедеятельности человека, широко используется понятие «безопасное поведение», хотя в литературе пока нет единого подхода к его трактовке.

    Выделяется 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:

    • предвидение опасности,
    • уклонение от опасности,
    • преодоление опасности.

    Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников, угроза может исходить:

    • от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям;
    • от среды обитания: природной, техногенной, социальной (других

    людей), в военной обстановке.

    г-

    «Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует

    внимание, осторожность как средства защиты».

    Уклонение от опасности предполагает:

    • представление о возможном характере развития опасной ситуации;
    • знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности;
    • правильную оценку ситуации.

    Преодоление опасности предполагает:

    • умелое поведение в опасных ситуациях;
    • знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями);
    • владение навыками само- и взаимопомощи.

    Исходя из теоретического анализа содержания понятий «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей (ОБП) рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

    С этих позиций выделяются показатели ОБП, отражающие уровень его сформированности:

    • знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
    • умения действовать в ситуациях контактов с потенциально
    • опасными объектами окружающего мира;
    • отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

    Обозначенные компоненты ОБП взаимосвязаны друг с другом.

    1.4 Обзор современных образовательных программ для дошкольных

    учреждений

    В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они призваны помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей.

    Анализ программных документов показывает, что в них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигается требование формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это.

    Авторы программы «Детство» предлагают следующие направления работы по реализации данной цели: формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами; о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение); обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах; сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми.

    Необходимо отметить, что эти задачи находятся в разных разделах; представленные формулировки не отражают всех компонентов безопасного поведения ребенка; разработанное содержание предлагается только в старшем дошкольном возрасте. Следовательно, данная программа требует дополнения знаний и умений личной безопасности детей по возрастам и видам опасностей.

    В программе «Радуга» впервые появляется специальный раздел «Правила личной безопасности», где предлагаются такие ситуации для изучения: ребенок потерялся или заблудился; огонь — стихия; природа (правила поведения); правила пешехода; ситуации общения с незнакомыми людьми. Авторы обращают внимание на то, что «в рамках

    и

    общественного дошкольного воспитания невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка», поэтому большая роль в этом вопросе принадлежит родителям. Вместе с тем анализ данного раздела программы показывает, что не все имеющиеся виды опасностей в нем рассматриваются; слабо представлены бытовые ситуации; предлагаемое содержание рассчитано на старший дошкольный возраст.

    В комплексной программе развития ребенка «Истоки», в разделе «Физическое развитие» предусмотрено формирование чувства осторожности, привитие знаний основ безопасности (детей учат избегать опасных моментов, правильно падать, оберегать глаза от травм, приучают к осторожности при встрече с животными, развивают представления о ядовитых растениях, об опасных жидкостях и т.п., учат, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми). Авторы данной программы рассматривают вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей с раннего возраста. Для дошкольников (с 3 лет) представлено примерное содержание знаний и умений личной безопасности ребенка; сделана попытка описать показатели развития на каждом возрастном этапе по теме «Безопасность». К сожалению, акцент сделан на старший дошкольный возраст, недостаточно рассмотрены бытовые опасности.

    Таким образом, данными программами предусмотрена высокая содержательность представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасности, но предлагаемые знания и умения не систематизированы, основной объем информации предполагается

    давать в старшем возрасте. Все это дает лишь общую направленность в работе по формированию безопасного поведения детей, но не раскрывает ни последовательности, ни объема, ни методов работы в разных возрастных группах, ни критериев оценки успешности освоения ребенком правил безопасного поведения.

    Серьезный шаг в этом направлении — появление в 1997 году программы и учебно-методического пособия «Основы безопасности детей

    Раздел «Ребенок и природа» направлен на становление основ экологической культуры дошкольников, а возможные опасности пребывания ребенка на природе представлены недостаточно. Отсутствуют сведения об опасных и экстремальных ситуациях, типичных для того или иного времени года, об опасностях посещения водоемов в разный период и необходимые умения для безопасного пребывания ребенка на природе.

    Из содержания раздела «Ребенок дома» не ясно, что именно должно стать объектом познания дошкольников, какими умениями безопасного обращения с предметами быта они должны овладеть, действиям в каких экстремальных ситуациях быта можно обучить детей и как.

    Разделы «Здоровье ребенка» и «Эмоциональное благополучие ребенка» направлены на приобщение к здоровому образу жизни, а также включают ознакомление с правилами первой помощи при травмах (порез, ожог, ушиб, укус, солнечный удар, переохлаждение и пр.), элементарными сведениями о лекарствах (польза и опасность), профилактику страхов у детей.

    Раздел «Ребенок на улицах города» подробно раскрывает знания и умения безопасного поведения детей на проезжей части и в транспорте, а также что делать ребенку, если он потерялся. Но не затронуты в нем вопросы профилактики детского дворового травматизма.

    Особую ценность представляют рекомендации к программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где авторы предлагают большой набор методов и приемов ознакомления детей с правилами безопасности. В помощь педагогам и родителям выпущено методическое пособие с примерными конспектами занятий и других форм работы, а также книги- альбомы для детей. Появляются и другие методические разработки, статьи в журнале «Дошкольное воспитание» по результатам реализации данной программы в практике ДОУ.

    Таким образом, проблема определения оптимальных педагогических условий для воспитания безопасного поведения в быту у дошкольников является актуальной и малоразработанной.

    1.5 Цель и задачи работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

    Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

    Необходимо выделить основные задачи формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста:

    а)        познакомить детей с возможными угрожающими ситуациями;

    б)        дать детям представление о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;

    в)        познакомить со способами элементарной помощи при царапинах, ушибах и действиях в некоторых опасных ситуациях;

    г)        приобщение к здоровому образу жизни.

    В результате реализации комплекса педагогических задач можно ожидать динамики в освоении опыта безопасного поведения в быту ребенком дошкольного возраста.

    1.6 Формы работы по ознакомлению детей с основами безопасного

    поведения

    Учебно-воспитательный процесс по ознакомлению детей с основами безопасного поведения строится из трех видов деятельности: организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

    а)        организованная деятельность - занятия, экскурсии, целевые прогулки.

    Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. На занятиях дети систематически усваивают знания, навыки, умения, у них развивается творчество. У детей формируется отношение к миру и людям. Усвоение материала занятий требует сосредоточенности и внимания.

    Обучение детей основам безопасного поведения может осуществляться и в процессе разнообразных экскурсий, целевых прогулок. Так во время экскурсии на кухню дети могут многое узнать об опасных предметах, как повар пользуется ими. Во время похода в лес дети знакомятся с некоторыми видами грибов, ягод, растений, учатся различать их на съедобные и несъедобные по внешнему виду и правильно называть.

    Обучение осуществляемое в процессе экскурсий, прогулок, как и обучение в процессе занятий всегда носит воспитательный и развивающий характер.

    б)        совместная деятельность взрослых и детей - это чтение художественной литературы, использование тематических альбомов, плакатов, беседы, наблюдения, просмотр диафильмов, видеофильмов, конкурсов.

    Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности, предлагается использовать специально подобранные произведения

    художественной литературы. Анализ исследований показал, что литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения на основе произведений художественной литературы должны использоваться такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.

    Для того чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности, многие из них зарифмованы и могут быть предложены для заучивания, например:

    Если дома появился сильный дым, ты не прячься, позвони по 01. и т.п. Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально-положительную реакцию у детей; динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствуют тому, что дошкольники легко запоминают их, употребляют в разговорах.

    В практике обучения детей основам безопасного поведения используется такая форма работы как просмотр диафильмов и кинофильмов. Во время просмотра кинофильмов появляется возможность продемонстрировать различные опасные ситуации. Кинофильмы заставляют задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

    В ходе конкурсов у детей уточняются и закрепляются уже имеющиеся знания о правилах безопасного поведения.

    в)самостоятельная деятельность детей - сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

    В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей (JI.C. Выготский). Она дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение,

    казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). Исследователи детской игры отмечают, что она отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; это средство познания окружающего мира; в игре дошкольники обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми (JI. Венгер, JI.C. Выготский, А. Запорожец, C.J1. Рубинштейн и др.). Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в такой игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания (А.И. Сорокина). Ученые отмечают, что в старшем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группируют их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.

    Анализ исследований показал возможность использования дидактической игры при формировании у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.

    II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Свою работу я строила исходя из главной задачи, которая стоит перед коллективом нашего детского сада - сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка. Современные реалии, такие как: рост преступности, экологические и экономические катаклизмы, техногенные катастрофы, экономическая нестабильность подтверждают бесспорную актуальность данной темы. За основу я взяла программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста». (Н.Н. Авдеевой, О.Князевой, Р.Б. Стеркиной)

    Основные направления программы это:

    1. Ребенок и другие люди.
    2. Ребенок и природа.
    3. Ребенок дома.
    4. Здоровье ребенка.
    5. Эмоциональное благополучие ребенка.
    6. Ребенок на улицах города.

    Работа по данной программе направлена на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Определяя основное содержание и направление развития детей, я использовала различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразие домашних и бытовых условий; при этом основным ориентиром стал учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для себя я разработала следующий алгоритм работы:

    1. Обследование детей, родителей.
    2. Создание условий в группе.
    3. Работа над расширением и уточнением знаний и опыта детей.

    Мною была проведена первичная диагностика детей (Приложение 1(а,б)), которая позволила избежать передачи уже известных им знаний и таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или отдаленности от реальной жизни.

    В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить направление, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрала адекватную методику, составила перспективный план работы, в котором все направления распределила последовательно по месяцам. (Приложение 2)

    Так как наши дети живут в городе и, ежедневно им приходится переходить дорогу, ездить на разных видах транспорта, я особое внимание уделила работе по обучению детей правилам дорожного движения. Ее я начала с создания предметно-развивающей среды, учитывая возрастные особенности детей и требования программы.

    Для обучения детей правилам дорожного движения необходимы специальные пособия и атрибуты. Создавали мы их постепенно. В начале сшили костюмы, сделали светофоры для занятий и игр, приобрели жезлы регулировщика. Для занятий купили разные виды грузовых и легковых автомобилей, фургоны, автобусы и другие виды транспорта.

    Оформила уголок по обучению правилам дорожного движения, где размещены дидактические и настольные игры, атрибуты к сюжетноролевым играм.

    Я заметила, что дети с огромным удовольствием работают с макетами, поэтому я решила построить игровую модель города со всеми его неотъемлемыми атрибутами: магазинами, и дорогами, парками, и водоемами. Из упаковочных материалов, старых игрушек и остатков игр были сделаны следующие объекты: жилые дома, детский сад, автобусные остановки. В городе живут игрушечные человечки.

    На территории детского сада мы оборудовали автогородок. Обучение детей правилам дорожного движения я начала еще с первой младшей

    группы. Дети этого возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили, у них формируются пространственные ориентировки, умение различать красный и зеленый цвета. Все обучение детей я проводила в игровой форме. Много внимания уделяла индивидуальной работе с детьми: рассматривала картинки, игрушки, изображающие автобусы, машины, светофор. Знания, приобретенные детьми в младших группах, расширялись и углублялись в последующих. Так, например, в средней группе я впервые объяснила, для чего нужен светофор. Мы рассматривали вместе с детьми игрушку - светофор, иллюстрации с изображением светофора. Во время прогулки ходили к ближайшему перекрестку, наблюдали за работой светофора, рассказывала о назначении его световых сигналов. Знания закреплялись в дидактических играх и упражнениях, а также на занятиях. Так, например, на физкультурных занятиях дети играли в игру «Найди свой цвет» с использованием цветовых флажков. Много игр давала на развитие внимания: «Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел», «Сделай, как было?» и др. В старших группах много внимания уделяла ознакомлению детей с дорожными знаками.

    Познакомила детей с работой регулировщика. В нашем городе на всех основных перекрестках установлены светофоры, поэтому увидеть работу регулировщика невозможно. Обратилась в ГИБДД с просьбой показать работу регулировщика специально для ребят, рассказать для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какое движение жезлом он делает, чтобы разрешить или запретить движение. Чтобы закрепить и расширить знания детей о работе регулировщика читала главы из книги Б. Жидкова «Что я видел?» и С. Михалкова «Дядя Степа милиционер». Свои знания о правилах дорожного движения дети отражали в рисунках и играх. Изображая дома, дорогу, они рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Во время игр дети не только закрепляли правила, но и учились культуре поведения в общественном транспорте.

    Особое внимание, я уделила играм на территории детского сада в

    автогородке. Эти игры очень привлекали детей, позволяли играть почти всей группе: водителям надо отремонтировать машины на станции технического обслуживания, заправить всех бензином, заехать в пункты медицинской помощи, питания - везде где их ждут. Любимой ролью у детей в этих играх была роль сотрудника ГИБДД, который следил за движением транспорта. В результате проделанной работы дети знают и соблюдают правила дорожного движения. Не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения моими воспитанниками.

    Чтобы ребенок мог себя защитить ему необходимо сначала его изучить. Работая над темой «Здоровье ребенка» я исходила именно из этой идеи. Я объясняла детям, что здоровье это одна из главных ценностей человеческой жизни. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, развивать и совершенствовать, не вредить своему организму. Экспериментировать и путешествовать любят не только взрослые, но и дети. Именно эту всеобщую страсть к познанию я, и решила использовать в своей работе. Я предлагала детям отправиться в путешествие по своему организму с целью знакомства. Я провела целый ряд занятий, на которых в доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывала об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека. На таком занятии как, например, «Как работает сердце» прелагала детям послушать, как бьется сердце, объясняла, что оно сжимается и разжимается, работает как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаем, нашему организму нужно больше крови и биение сердца ускоряется, если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии и сердце может отдохнуть и биться помедленнее, но бывает слабое и сильное сердце. В этом мы убедились, смоделировав работу слабого и сильного сердца. Для этого я взяла два шприца, разных по объему и прозрачные трубочки, слабый раствор

    марганцовки. Шприц большого объема, как и тренированное сердце, продвинул жидкость на более дальнее расстояние, чем второй шприц. Обращала внимание на то, что для тренировки сердца нужно выполнять физические упражнения, больше гулять. Путешествуя и экспериментируя, мы вместе с детьми познакомились и с нашими помощниками - органами чувств. Дети теперь знают, как работают уши, глаза, нос, язык, владеют элементарными представлениями о роли органов чувств, в жизни человека. В гости к детям приходил Айболит, который рассказывал о стране, в которой никто никогда не болеет, и предлагал детям поиграть в игру «Определи по звуку», где дошкольники делятся на две команды и отгадывают какой музыкальный инструмент звучал. Далее вместе с Айболитом обсуждали различные вопросы: «Какой орган ребятам помог определить звук?», «А могут ли слышать животные?». Выяснили, что уши важная часть нашего организма. Значит, их нужно беречь. Вместе с детьми и Айболитом придумали и нарисовали правила: не ковырять в ушах посторонними предметами, не допускать попадания в них воды, защищать от сильного ветра и шума, не сморкаться сильно во время насморка.

    А с помощью игры: «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?». Я активизировала знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств у людей определенной профессии (фокусник, повар, разведчик, парфюмер). В этой игре детям предлагаются карточки с изображением человека разной профессии и карточки с изображением органов чувств. Соединяя карточки, дети обосновывали свой выбор. Почему у людей разной профессии тот или иной орган чувств развит лучше. Так мы вместе с детьми познакомились и узнали, как работает наш организм. Дети не только должны знать о частях тела, но и иметь привычку вести здоровый образ жизни.

    Следующим этапом моей работы было, довести до сознания детей необходимость закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням, развивать у детей' понимание значения и

    необходимости гигиенических процедур. Воспитание привычки есть разную пищу. Для этого я использовала разные формы работы (занятия, чтение художественных проз, игры и т. д.) Одно из таких занятий «Опасно ли быть неряхой?» Рассказывая об устройстве и работе организма, я обращала внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму. Объясняя детям, для чего нужно чистить зубы, доктор Кролик, который пришел к нам в гости, рассказал о мельчайших микроорганизмах, не видимых глазом - микробах, которые являются возбудителями болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами - это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером.

    Также вместе с детьми я провела элементарное экспериментирование с водой «Дружи с водой», «Вода - друг и недруг». С помощью, которого мы увидели, какое множество самых различных бактерий «живет» на руках, прячется под ногтями. Дети уже никогда не забывали мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти. Для закрепления и расширения знаний детей использовала различные дидактические игры: «Доктор», «Экскурсии в медицинский кабинет», на которых знакомлю с работой врача, медсестры, воспитываю доброе отношение к этим людям. Чтение художественной литературы «Девочка - чумазая», вечер досуга «Бросайка - зубознайка». Так как наш детский сад работает по программе Зимониной «Расти здоровым», которая предлагает нетрадиционные методы оздоровления, некоторые из них я использовала в своей группе. Это закаливание, массаж, зарядка после сна, в которую входят различные упражнения для рук, ног, а также массаж стоп: растирание, пощипывание, похлопывание. Все в игровой форме дети с удовольствием выполняли эти упражнения. Так, например, для закаливания носоглотки проводила такую игру «Волшебный напиток», где дети садятся

    на ковре в позе факира, перед ними стаканы с водой. Каждому ребенку прелагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а, открыв глаза, произносят волшебные слова:

    Я хороший и добрый ребенок Всем детям желаю здоровья Пусть все будут добрыми и красивыми Милыми и счастливыми.

    Затем делают различные движения руками и добавляют: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров» Потом поласкают рот водой.

    Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж - надавливания подушечками пальцев на кожу. Вместе с детьми я разучила точечный массаж на лице. Объяснила детям, что такой массаж помогает при простуде, насморке. Теперь дети могут помочь себе, сделав такой массаж.

    А также массаж способствует расслаблению мышц и снятию нервноэмоционального напряжения. Поэтому такой массаж я использую между занятиями и после. Это массаж лица, массаж шейных позвонков. Использую игру «Буратино». Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

    Проделанная мною работа по укреплению здоровья детей способствовала снижению заболеваемости, дети реже стали болеть.

    Задача воспитателя заключается еще и в том, чтобы уберечь детей от травм, то есть сохранять здоровье детей. Поэтому необходимо прививать детям навыки безопасного поведения, формировать представления о наиболее частых и опасных ситуациях, чреватых получением травм. Опасности подстерегают детей и дома, и на городской улице, у водоемов и в лесу. При работе над данной темой я использовала беседы, в которых объясняла, что многие полезные и необходимые предметы, при неумелом

    обращении могут причинить вред и даже стать причиной беды.

    Например: безопасность в нашем доме.

    Я задавала следующие вопросы:

    • Представьте себе стул и табурет. Зачем они нужны?

    Ваня Г.: «Чтобы на них сидеть»

    Яна Ю. «Чтобы с ними играть»

    • А что может случиться, если их использовать не по назначению?

    Ваня Г.: «Можно упасть и стукнуться об пол»

    Маша Т.: «Можно сломать руку».

    • Допустим, вы хотите достать с верхней полки буфета банку варенья. Можно попросить об этом маму или бабушку. Но вы решили действовать самостоятельно: пододвинули к буфету стул, залезли на него и стараетесь дотянуться до верхней полки. Не получается? Оставьте эту опасную затею! И никогда не ставьте на стул табурет. Это непрочное сооружение скорее всего рухнет, и в лучшем случае вы отделаетесь ушибами. Запомните! Прежде чем что-то предпринять, подумайте о том, к чему это может привести. Даже в вашем родном и знакомом до мелочей доме есть немало предметов, которые могут принести вред, если не соблюдать правила осторожности.

    Дальше я преложила устроить небольшую воображаемую экскурсию по квартире.

    • Начнем с кухни. Здесь стоит электрическая или газовая плита. Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник?

    Ксюша С.: Нет.

    Паша А.: Можно, если попросят родители.

    • Конечно же, нет! Как вы думаете почему?

    Яна Ю: Палец можно обжечь

    • Запомните, ребята, что ни в коем случае нельзя крутить ручки плиты, а если вы вдруг почуяли запах газа, нужно тот час же сказать об этом взрослым.

    В нашем доме наверняка есть немало , электрических приборов:

    холодильник, кофемолка, миксер, утюг, телевизор, магнитофон. Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Электрический ток - наш помощник. Но он может быть и опасным. Поэтому никогда не трогайте провода и электроприборы мокрыми руками, не вынимайте вилку из розетки, дергая за шнур, а если почувствуете запах горелой резины или заметите, что в проводке проскочила искра, сразу же предупредите об этом взрослых.

    • Ребята, как вы думаете, какие еще предметы могут причинить вред нашему здоровью.

    Саша О.: Это ножницы, иголки.

    • Да, причинить человеку вред могут и самые обычные инструменты и предметы. Например, молоток, клещи, а также гвозди и клепки, если их оставить разбросанными на полу. Принадлежности для шитья и вязания - иголки, булавки, ножницы, вязальные спицы и крючки нужно хранить в специальной коробочке или шкатулке. Никогда не оставляйте иголку, где попало, не шейте, сидя на диване или за обеденном столом, не втыкайте иголку в ковер, висящий на стене.

    Аналогичные беседы проводила я и на такие темы как: «Пожар», «Опасность в природе», «Чужие люди», «Эй, не стойте слишком близко я тигренок, а не киска».

    Для закрепления и расширения знаний детей использовала различные дидактические игры. Такие как: игра «Нарисуй отгадку» Детям прелагалось нарисовать отгадки к загадкам. Например:

    Два кольца, два конца,

    А по середине гвоздик. (Ножницы)

    Есть у моего Антошки

    Только шляпка да железная ножка. (Гвоздь)

    Интересными для детей являются игровые упражнения с карточками, где дети закрепляют знания об опасных ситуациях, причинах их возникновения и правилах поведения в таких ситуациях. Игры на тему:

    «Пожар», «Обморожение», «Знание растений».

    Например: Обморожение

    Моделирование играющими детьми последовательности их действий в опасных ситуациях (примерное название карточек).

    1. Нельзя растирать обмороженное место снегом.
    2. Нужно растирать мягкой тканью.
    3. Нужно идти в помещение.
    4. Выпить горячий чай, согреться.
    5. Забинтовать пораженное место сухим бинтом.
    6. Нельзя сидеть в сугробе.
    7. Нужно прыгать, двигаться.
    8. В случае сильного обморожения вызвать скорую помощь.

    Вместе с детьми прочли произведения, в которых рассказывается о пожаре: «Пожарные собаки» А.Н. Толстого, «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака. Читая эти произведения детям, я уделяла особое внимание подвигам пожарных, говорила о том, что люди спасающие людей от пожара - герои. Провела экскурсию в школу № 33, где мы вместе с детьми выслушали выступление пожарного инспектора, который и рассказал о своей работе.

    Дети вспомнили правила противопожарной безопасности. Вот они:

    1. Нельзя брать спички и играть с ними.
    2. Нельзя без взрослых зажигать газ, включать электроприборы.
    3. При пожаре звонить 01.

    Не раз приглашала к себе в группу медсестру, которая рассказывала детям и показывала, как нужно оказывать первую помощь при ожогах и других травмах, о лекарственных растениях, которые помогают при травмах (подорожник).

    Особое внимание в своей работе я уделяла небольшим «минуткам безопасности», моделированием различных ситуаций. Устраивала «миникатастрофы» во время режимных моментов и на прогулках, я

    стремлюсь не вооружать детей готовыми рецептами поведения на все случаи жизни, а учить их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

    Я моделировала ситуации на различные темы: «Потерялся в детском саду, что делать?», «Незнакомый взрослый», «Тебя угостил незнакомец», «Таблетка в группе», «Старшие ребята зовут покататься на лифте».

    К работе над данной темой я привлекла и родителей, так как родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Это естественно, ведь дети во всем берут пример со своих мам и пап, даже в тех поступках, которые не заслуживают подражания. Если мать будет переходить улицу на красный свет светофора, то и ребенок сделает тоже самое. А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

    Поэтому на родительских собраниях, я говорила родителям о единстве требований, как со стороны родителей, так и воспитателей в детском саду. С целью ознакомления родителей с работой детского сада по данной теме проводила консультации, оформила папки - раскладушки: «Значение овощей в питании детей», «Первая помощь при отравлении», «Береги зубы с молода».

    Проводила совместные с родителями мероприятия, такие как викторины, конкурсы. Провела досуг «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленой» (Приложение 3), родительское собрание на тему: «Безопасность детей на улицах города (Приложение 4).

    Используемые мною разнообразные формы работы, такие как: беседа, игра, эксперимент, чтение художественной литературы, викторины, встречи со специалистами, экскурсии, привлечение родителей к работе способствовали усвоению детьми правил поведения дома, и на улице, появился навык выполнения этих правил на практике, это же подтверждает и

    диагностика (Приложение 5,6). Дети чаще стали задумываться о своем поведении, расширился их словарный запас, снизилась заболеваемость детей. За последние три года удалось избежать разного рода травм у детей.

    Литература

    1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» 1998г.
    2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий. М.: Просвещение, 1998г.
    3. Бородина И. «Одина дома», «Болезни из песочницы». Рекомендации для родителей. Журнал «Обруч», 1996г., № 3, стр.41.
    4. Зайцев Г. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб, 1994г.
    5. Зайцев Г. Уроки мойдодыра. Расти здоровым. СПб, 1994г.
    6. Зарипова А. Обучение дошкольников правилам дорожного движения. Журнал «Дошкольное воспитание», 1991г., № 2, стр.23.
    7. Зенина Т. Взаимосвязь экологического воспитания и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Журнал «Дошкольное воспитание», 1999г., № 7, стр.29.
    8. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка дошкольника. М.: Гуманитарное издательство центр. Владос, 2003г.
    9. Машкова Т. «Правильные города». Журнал «Обруч». 2001г. №5, стр. 23.
    10. Мельникова        Н., Захарова Л., Шакурова Г. Обучение старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях в быту. Дошкольное воспитание. 1999г., № 10, стр.44.
    11. Рыжова        Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка- пресс, 2003г. - 192с.
    12. Саулина        Т.Ф. Три сигнала светофора. М.: 1989г.
    13. Скоролупова        О. А. Занятия по теме:        «Правила и безопасность

    дорожного движения». М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2004г.

    1. Степаненкова        Э.Я. Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М.:1979г.
    2. Ульянина        В., Голосова Е., «ОБЖ: символы, спасающие жизнь. Журнал «Обруч». 2002г., № 1, стр.40.
    3. Хромцова        Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту. М.: Педагогическое общество России. 2005г.
    4. Шорыгина        Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.:Книголюб, 2004г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

    Тема:  «Проектно – исследовательская деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»...

    Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

    Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...

    Театрализованная постановка сказки "Волк и семеро козлят". Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

    Театрализованная постановка по  сказке «Волк и семеро козлят» (но совсем на новый лад) подготовительная группа...

    ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

    Для того чтобы способствовать развитию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, из педагогической литературы нами были подобраны, модифицированы и систематизированы по характер...

    Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Дошкольный возраст – это период, характеризующийся увеличением двигательной активности и совершенствованием физических возможностей ребенка. Все это в совокупности с чрезмерной любознательностью...

    Использование художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Опыт работы воспитателя по использованию художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста...