Главные вкладки

    Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
    проект (подготовительная группа) на тему

    Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

    Институт психологии и образования

    Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

    Отделение экономики и управления образования

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

    на тему

     «Использование средств художественно – эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего       дошкольного возраста»

                                    Автор проекта:

                                  Гафарова И.Н., музыкальный руководитель высшей    

                                  квалификационной   категории МБДОУ «Детский сад

                                  общеразвивающего вида № 10 «Ромашка» п.г.т. Кукмор»                                                            

                         Кукморского муниципального района Республики Татарстан;

                               

                                  Слушатель курсов повышения квалификации

                                  музыкальных руководителей по проблеме

                                  «Формирование музыкальной культуры детей

                                  Дошкольного возраста в свете ФГОС ДО

                                       Руководитель проектной работы                       

                        Исламова Г.Г. – старший преподаватель отделения

       дошкольного и начального образования

                                      ПМЦПКиППРО/ИПиО/КФУ

    Проект допущен «9» октября 2015 г.

    Казань, 2015

    Оглавление

    1.Введение ……………………………………………………………………….…3

    2.Актуальность проекта………………………………………………………….…4

    3.Цель и задачи проекта…………………………………………………………….5        

    4.Проектное решение ……………………………………………………………..6

    5.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта…………………..…………… .7

    6.Бюджет проекта………………………………………………………………….10

    7. Ожидаемые результаты реализации проекта ………………………..….... 10 

    8. Риски реализации проекта и пути их преодоления………………………...11

    9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта.....12

    10.Заключение…………………………………………………………………...12 

    11.Список использованных документов и источников информации ………...13                                    12.Список литературы………………………………………………………........13                                                                                                

    13.Интернет ресурсы………………………..………………………………….14

    14.Глоссарий…………………………….……………………………………...15

    15.Приложение 1.Сценарий театрализованного представления по теме….....16

    «Путешествие на поезде » для детей старшего дошкольного возраста

    16.Приложение 2.Анкета для детей старшего дошкольного возраста по выявлению знаний безопасного поведения на железной дороге…………….20

    17.Приложение №3. Коммуникативная музыкальная игра  «Паровозик с остановками»………………………………………………………………….....21

    18.Приложение № 4. Мониторинг…………………………………………..…22

    Введение

      Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет новые требования к  воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.  Большое внимание обращается  результативности  образовательной деятельности, а так же применению, полученных знаний в повседневной жизни.  В том числе решению важнейшей социально-педагогической задачи – воспитанию у ребенка навыков адекватного и безопасного поведения в различных непредвиденных и стандартных ситуациях.

    В проекте представлен   перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на железной дороге на три месяца, составлена таблица взаимодействия воспитателей  и специалистов в процессе работы над проектом. Подобрана методическая, справочная, энциклопедическая и художественная литература по выбранной тематике проекта. Составлен и обсужден со всеми участниками проекта поэтапный план работы.

    Прошли консультации педагогов и родителей, подготовлено необходимое оборудование, пособия, материалы.

    Развитие театральных способностей детей проходит на занятиях  кружка по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью «Буратино» по авторской программе Гафаровой И.Н. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку, направлена на всесторонее развитие личности, формирование духовных качеств и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Рецензент программы по театрализованной деятельности  Кашапова М.Ф., доцент

    кафедры психолого-педагогического  филиала МСГИ  в г. Казани,   кандидат

    педагогических наук.

    Администрацией ДОУ проводится  контроль  над ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками.

    Педагоги глубоко изучили тематику проекта. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживали детскую инициативу. Мы  заинтересовали каждого ребенка и родителей  тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

    Создана игровая  мотивация, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Педагоги вводят детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на личный детский опыт.

    Тактично рассматривают все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

    Участники проекта соблюдают  принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

    В приложении к проекту представлен сценарий театрализованного представления по теме «Путешествие на поезде», презентация по теме «Железнодорожные профессии», презентация по защите проекта; брошюра «История первой железной дороги в России».

    Актуальность проекта

       В  ФГОС  ДО большое внимание уделяется  решению важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных непредвиденных и стандартных ситуациях.  

      Ежегодно в результате аварий на железной дороге погибают десятки людей, сотни получают ранения и травмы.
     Это является социальной проблемой общества, требующей решения при совместном  участии педагогов, родителей и их детей.
      Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

    1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

     2. Семейный кодекс Российской федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ

     3. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

     от 29.12 2012 г № 273-ФЗ.

     4. Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста, Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева. Вопросы безопасности жизнедеятельности дошкольников разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов). 
      Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлер, П. Маслоу, Б. Паскаль, 3. Фрейд, и др. 
     В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна,  Д.В.Эльконина и др. освещено практическое  многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. 
      Вопросы привития основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой,  О.Л.Князевой,  Р.Б.Стеркиной.

       По географической карте посёлка Кукмор   видно, что вдоль  п.г.т. Кукмор проходит железная дорога. МБДОУ «Ромашка» располагается в 100 метрах, МБДОУ  «Радуга» в 200 метрах от железнодорожных путей.

      Неудивительно, что ознакомление детей с правилами безопасного  поведения на железной дороге детей дошкольного возраста для жителей нашего посёлка жизненная необходимость.

      Поэтому в нашем дошкольном учреждении при тесном сотрудничестве педагогов, родителями и их детей был создан проект по теме «Использование средств художественно – эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего возраста».

      Инновационность (новизну) проекта мы видим в овладении детьми базовыми правилами безопасного поведения на железной дороге, средствами художественно – эстетического воспитания в  решении данной проблемы, а так же в интеграции познавательного и  художественно-эстетического развития.

       Проект представляет собой целенаправленную, спланированную работу педагогического коллектива ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

    Цель и задачи проекта

    3.1 Цель проекта.   Разработка и реализация мероприятий, направленных  на обучение  детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению  на железной дороге средствами художественно – эстетического воспитания и применение, полученных знаний в повседневной жизни в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    3.2 Задачи проекта: 

    1. Формировать у старших дошкольников знания и навыки безопасного поведения на железной дороге средствами художественно – эстетического воспитания.

    2. Развивать познавательные, исследовательские способности, творческое мышление, воображение.

    3. Воспитывать толерантность, дружелюбие,  коммуникативность.

    3.3 Целевая группа проекта: дети   подготовительной к школе группы

    3.4 Объект реализации проекта познавательное и музыкальное развитие  детей дошкольного возраста

    3.5 Предмет исследования система мероприятий, направленных на формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на железной дороге средствами художественно – эстетического воспитания.

    4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

      Проект по теме «Использование средств художественно – эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего возраста»  по типу кинформационно - практико – ориентированный  (дети собирают информацию о железной дороге, о правилах поведения на ней);      

    по объёму (срокам) среднесрочный; по уровню локальный  (является частью общедетсадовского проекта); по количеству участников групповой.

           Новизну проекта мы видим в овладении детьми базовыми правилами безопасного поведения на железной дороге, средствами художественно – эстетического воспитания в  решении данной проблемы. Проект представляет собой целенаправленную, спланированную работу педагогического коллектива ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.          

    Связь с администрацией детского сада

    1. Помощь в организации экскурсии на вокзал, на перрон.
    2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами, стихами по железнодорожной тематике.

    Работа с общественными организациями

    1. Организация экскурсии на вокзал.
    2. Выступление представителей  Казанской дистанции пути.  

       Был составлен перспективный план проектной деятельности, где отражено  взаимодействие воспитателей,  специалистов, детей и их родителей  в процессе работы над проектом. Подобрана методическая, справочная, энциклопедическая и художественная литература по выбранной тематике проекта. Составлен и обсужден со всеми участниками проекта поэтапный план работы.

       Прошли консультации педагогов и родителей, подобрано необходимое оборудование, пособия, материалы.

       Проводится контроль над ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками со стороны администрации ДОУ.

       Педагоги  глубоко изучили тематику проекта. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживали детскую инициативу. Они заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

       Создали игровую мотивацию, опираясь не интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввели детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на личный детский опыт.

       Тактично рассматривали все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

       Участники проекта соблюдали принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

      В ходе работы создавали атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

       Развивали внимание, мышление, творческое воображение и фантазию детей.

      Ненавязчиво вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

       Заключительный этап проекта прошел в виде театрализованного представления «Путешествие на поезде».

      Обобщен опыт работы детского сада «Я – будущий железнодорожник» (из опыта ранней профориентации дошкольников). В группах оформлены уголки железной дороги. В интерьере групп оформлены панно из природного, бросового материала, коллажи, газеты на данную тему.

      В каждой возрастной группе созданы накопительные папки по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, вырезки по ознакомлению детей с железнодорожными специальностями.

    5.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта
         5.1 Сроки реализации проекта

    5.2 Этапы реализации проекта (02.09.2015 –30.11.2015)

    1. Подготовительный (02.09.2015 – 03.09.2015)

    2. Основной (с 04.09.2015 по 28.11.2015)

    3. Заключительный (с 29.10.2015по 30.11.2015).

    Таблица №1

    5.3 Программа проектных мероприятий

    Перспективный план работы МБДОУ

    Этапы проекта

    Комплекс

    Место проведения

    Сроки проведения

    Ответствен-

    ный

    1 этап

    1.Формирование проблемы

    2.Укрепление материально-технической базы: 
    изготовление атрибутов по безопасности на железной дороге;
    оформление информационного стенда для родителей по теме.
     Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.

    3.Введение детско-родительского коллектива  в игровую (сюжетную) ситуацию. Собрание для родителей по теме "Как познакомить детей с профессией железнодорожни-

    ка". Анкетирование родителей

    Методический  кабинет

    02.09.2015  03.09.2015

    Согласно   сетке ОД

    02.09.2015

    Заведующий, старший

    воспитатель, воспитатели подготовитель

    ных к школе

     групп; узкие

    специалисты

    2 этап

    Игровая деятельность

    Организовывать сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации по произведениям, в которых рассказывается о профессии железнодорожника; настольно-печатные игры о железной дороге.

    Познавательное развитие

    Экскурсия на перрон «Братья Комаровы»

    Рассматривание открыток, фотографий о железной дороге.

    Классификация профессий железнодорожников, поездов. Составление плана - схемы "Как добраться до вокзала", "План вокзала". Изготовление макета железнодорожного вокзала. Тематические занятия по теме "Мои родители - железнодорожники"

      Составление "Генеалогического древа" (в контексте прошлого и будущего) о своих родных-железнодорожниках. Составление словарика о железной дороге, специальностях.

      ФЭМП: учимся счету, различать величину - считаем и сравниваем вагоны.

    Просмотр мультфильмов "Паровозик из Ромашкова", "Человек рассеянный".

    Конструируем из природного материала, конструктора, бросового материала вокзал, поезда

    Речевое развитие

    Творческое рассказывание детей по темам "Я - будущий железнодорожник", "Мои родные - железнодорожники", "Как мы путешествуем на поезде". Словотворчество. Создание семейных альбомов о железнодорожниках.

    Художественно-эстетическое развитие.

    Художественная литература.

    Познакомить детей со стихами, рассказами о железной дороге и железнодорожниках:  "Как самовар запрягали" Е. Пермяка, "Цилиндр паровозика", "Паровозик из Ромашкова" Г.Цыферова.

    Выборочное чтение глав из сказочной повети "Путешествие Голубой Стрелы" Д.Родари "Будка  № 27”).

    Разучить наизусть стихи "Едет поезд" В. Сута, "Поезд" С.Капутикян.

    Театрализованная деятельность.

    Постановка спектаклей  на тему "В гостях у светофора", "Путешествие в Москву", "Багаж" (музыкальных и физкультурных), «Путешествие на поезде».

    Музыка.

    Слушание и разучивание песен «Поезд», муз. Н. Метлов, сл. И. Плакиды; «Паровоз», муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской; «Голубой вагон",  музыка В. Шаинского", сл. Э. Успенского; "Паровозик с остановками" и др.

    Изобразительная деятельность

    Рисование, аппликация, лепка на тему "Мои родители - железнодорожники", "Вокзал нашего города", "Поезда".

    Выпуск газет, стендов, коллажей из природного и бросового материала на железнодорожную тему.

    Конкурс рисунков «Паровозик»

    Групповая комната

     Перрон «Братья Комаровы»

    Групповая комната

     04.09.2015 28.11.2015

    Согласно   сетке ОД

    04.09.2015

    Согласно сетке ОД

    Согласно сетке ОД

    Согласно сетке ОД

    17.09.2015

    24.09.2015

    01.10.2015

    08.10.2015

    Согласно сетке ОД

    Согласно сетке ОД

    Согласно сетке ОД

    Старший воспитатель, воспитатель подготовитель

    ных к школе

     групп; узкие  специалисты

    3 этап

    Подведение итогов проекта, театрализованное представление по теме «Путешествие на поезде»”, вручение медалей, благодарственных писем родителям.

    Презентация проекта 

       МБДОУ

    30.11.2015  

    Согласно   сетке ОД

    Заведующий,

    старший

    воспитатель, воспитатель подготовитель

    ных к школе

     групп; узкие специалисты

    6. Бюджет проекта

    Статья

    расходов

    Источник финансирования

    Объем собственных средств (руб.)

    Объем

    запрашиваемых средств (руб.)

    Сладкие призы

    В соответствии с 10-дневным меню

            -

                 -

    Сценические

    костюмы Козы

     и Козлят

    Изготовление сценических костюмов силами родителей по собственному желанию

             -

        -

    7. Ожидаемые результаты реализации проекта 

    1. Разработка плана мероприятий направленных  на обучение  детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению  на железной дороге посредством использования средств художественно – эстетического воспитания на три месяца;
    2. разработка конспектов и сценариев мероприятий, памятки для родителей, мониторинга освоения детьми  программы дополнительного образования;
    3. разработка презентации по теме «Железнодорожные профессии»;
    4. материалы проекта были опубликованы на сайте  Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/articles/605822/);
    5. в ходе работы создать атмосферу сотворчества с ребенком, используется индивидуальный подход, что позволит развить внимание, мышление, творческое воображение и фантазию детей;
    6. заключительный этап проекта прошел в виде театрализованного представления "Путешествие на поезде";

    8. обобщить опыт работы детского сада "Я - будущий железнодорожник" (из опыта ранней профориентации дошкольников);

    9. в группах оформить макеты железной дороги. В интерьере групп оформить панно из природного, бросового материала, коллажи, газеты на данную тему.

    10. в каждой возрастной группе создать накопительные папки по ознакомлению с железной дорогой, куда войдут рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, вырезки по ознакомлению детей с железнодорожными специальностями.

      11.Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;

    12. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на железной дороге;

    13. Гуманизация связи семьи с сотрудниками ДОУ, с сотрудниками РЖД;

    14. Привитие у детей устойчивых навыков безопасного поведения в любой ситуации на железной дороге;

    15. Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.

    16. Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге, но также привлекать к этому сверстников, окружающих людей

    7.1 Прогнозируемые социальные эффекты

    1

    2

    Стейкхолдеры

    Социальные эффекты

    Дети

    Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на железной дороге.         Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге, но также привлекать к этому сверстников, окружающих людей.                       Привитие  детям устойчивых навыков безопасного поведения в любой ситуации на железной дороге

    Родители

    Появление интереса у родителей к проблеме безопасного поведения детей в повседневной жизни, желание активно сотрудничать с ДОУ. Изготовление сценических костюмов по собственному желанию

    Педагогический

     коллектив

    Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями  и детьми по охране и безопасности  их жизни  и  для укрепления связи ДОУ с семьёй, сотрудниками РЖД

    Партнеры

    Гуманизация связи семьи с сотрудниками ДОУ, с сотрудниками РЖД

     

    8. Риски реализации проекта и пути их преодоления

    1

    2

    3

    Риски

    Условия возникновения

    Пути преодоления

    Мотива-

    ционные

    При создании презентаций и фото отчётов родители  не разрешили использовать фото и видео материал, где изображён их ребёнок

    Выборка фотографий и видео записей

    Организа-

    ционные

    Неблагоприятные погодные условия.

     Снижение посещаемости  участников представления по болезни или отпуску родителей

    Перенос даты  театрализованного представления, замена «артистов»

    Финансовые

    Вовремя не завезли шоколад в ДОУ

    Перенос даты  театрализованного представления

    9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

    Мониторинг освоения детьми  материала  проекта по теме  «Использование средств художественно – эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего возраста» проводится по двум блокам два раза в год (в октябре и апреле)

    10.Заключение 

        К сожалению, травматизм в результате  аварий на железной дороге ежегодно растёт.  Это является социальной проблемой общества, требующей решения при совместном  участии педагогов, родителей и их детей.
       Главные задачи педагогов и родителей научить ребёнка соблюдать правила на железной дороге, привить навыки безопасного общения со сложным миром дорог и перехода улиц

       Мы убеждены, что метод проектирования – это технология, включающая комплексную деятельность, даёт положительные результаты.
      В процессе проекта
     «Использование средств художественно – эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего возраста» мы смогли заинтересовать родителей и их детей к совместной деятельности. Повысился уровень музыкальности и знаний по теме безопасность. Дети применяют, полученные знания в повседневной жизни, требуют их соблюдения  и от родителей.
     Считаем, что  проект может быть рекомендован как педагогам ДОУ так и родителям, так как он является необходимым звеном по профилактике ДТП.

    Список использованных документов и источников информации                                                    Список литературы                                                                                                Основной:

    1. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

    2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

    3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.

    4. Шипунова В. А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.

    5. Саулина Т. Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.

    6. Дмитриенко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240 с.

    Дополнительный:                                                                                                    1. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.// Детский сад от А до Я.-2004. - 60 с.

    2.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 2008. - 86 с..

    3.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,2003. - 97 с.

    4. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 2004. - 54 с.

    5.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2002, 59 с.

    6.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.- 47 с.

    7.Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2004.- 86 с.

    7.Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.- 47 с.

    Интернет ресурсы:

          1. Конкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий» для детей 5-7 лет. – режим доступа: http://www.moeobrazovanie.ru/konkurs_eruditov_rebenok_v_mire_professiy.html . – Заглавие с экрана. - (дата обращения: 04.10. 2015).

          2.Транспорт. Новости.– режим доступа: http://riamo.ru/happen_news_transport/20150114/607737642.html. – Заглавие с экрана. - (дата обращения: 04.10. 2015).

     3. Безопасность детей на железной дороге. – режим доступа:  http://ramdou80.edumsko.ru/conditions/safety/articles5/ . – Заглавие с экрана. -   (дата обращения: 28.09. 2015).

    4. Коммуникативная музыкальная игра  «Паровозик с остановками». – режим доступа: http://zirekclub.ru/2014/04/parovozik-s-ostanovkami/ .– Заглавие с экрана. (дата обращения: 28.09.2015)

    Глоссарий

    Монтер пути – рабочий, который ремонтирует железнодорожный  путь.

    Осмотрщик вагонов – работник железной дороги, который следит за исправностью всех грузовых и пассажирских вагонов. Он проходят вдоль вагона и специальным молотком на длинной ручке простукивают буксы и колесные пары. Без его сигнала о том, что все благополучно, поезд дальше не поедет.

    Проводник – работник, который обслуживает пассажирские железнодорожные вагоны. Следит за техническим состоянием вагона, содержит в исправности внутреннее оборудование, обеспечивает работу приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок. Обслуживает пассажиров, обеспечивает безопасность их посадки и высадки, контролирует соблюдение правил провоза ручной клади. Информирует пасса- жиров о названиях пунктов остановок и продолжительности стоянок поезда, механика-бригадира поезда - о наличии свободных мест. 

    Машинист – это специалист по вождению поездов,  он осуществляет  управление локомотивом.  Должен быть здоровым, внимательным, осторожным, сообразительным; наблюдательным; осмотрительным; решительным; выдержанным; дисциплинированным; организованным; ответственным; иметь хороший слух (навыки различения сигналов); острое зрение;  высокую точность движений.

    Вокзал – это специальное здание, расположенное на больших железнодорожных станциях.  Для пассажира это место, откуда  начинается железная дорога. Здесь он покупает билет на поезд, отсюда отправляется в путь. Для железнодорожников – это место работы. Вокзалы всегда принадлежат  пассажирской станции. Некоторые вокзалы старинной постройки очень красивы и являются памятниками архитектуры. Купив билет, можно пройти в зал ожидания,  и там,  в кресле, подождать нужный поезд. На больших вокзалах есть туалет, комната отдыха, камера хранения багажа, ресторан, кафе и многое другое. Здесь можно посмотреть расписание поездов.

    На маленьких станциях тоже имеется касса продажи билетов, но нет тех удобств, которые можно встретить на больших вокзалах.

    Паровоз – это первенец в семействе локомотивов.

    Приложение 1.

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ромашка» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

    Сценарий театрализованного представления по теме

    «Путешествие на поезде »

    для детей старшего дошкольного возраста

    Постановщик:

    музыкальный руководитель

    высшей квалификационной категории

    Гафарова И.Н.

    2015

    Танцевальная композиция  с шарами и султанчиками

    «Мир вам, люди!», слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева

    Ведущий: Решили кот Матроскин, пёс Шарик и Галчонок отправиться в путь. Стали думать – гадать, куда им отправиться отдыхать. Решили поехать в Простоквашино. Собрали чемоданы, отправились на вокзал.

    Песня «Весёлые путешественники», слова С.Михалкова,

     музыка М.Старокадомского (исполняют герои и зрители)

    Кошка:Вдруг видят картину:

    Кошка сидит на перроне,

    Мышка в купейном вагоне…

    Тронулся поезд, в окошке

    Мышку увидела Кошка.

    Прыг на ходу на подножку!

    Матроскин:Крикнул Матроскин:

    -Что же ты делаешь, Кошка?

    Быстро стоп-кран поверните,

    Бедную кошку спасите!

    Ворон:А на другом перроне

    Ворон встречает Ворону.

    Поезд подходит к перрону.

    -Кар! – заспешила Ворона,

    Дернула двери вагона.

    Шарик:Шарик почуял беду:

    -Прыгать не смей на ходу!

    Стоит ли так торопиться?

    Может несчастье случиться.

    Коза:На вокзалах и других многолюдных местах

    Держитесь за руку взрослого.

    На перроне теснотища,

    А Коза Козлёнка ищет:

    -Где ты, беленький Козлёнок,

    Непослушный мой ребёнок?

    Он за маму не держался,

    Потому и потерялся.

    Ведущий:Сели в поезд друзья и отправились в путь

    Песня «Паровоз», слова и музыка С.Эрнесакса.

    Вдруг слышат:

    Козлик:«Жарко в вагоне, проветрюсь немножко», -

    Высунул козлик головку в окошко

    Ведущий:  Что же ты делаешь?! Вот озорник!

    Сядь – А на место, - сказал проводник, -

    Впредь так не делай, ты никогда,

    Чтобы с тобой не случилась беда.

    Шарик:Пёс Шарик смотрит в окно:

    - Вот и «Простоквашино».

    Коза: Надо выходить на вокзал,

    Но что за затор там кошмар,

    Отворила дверь Коза

    И глядит во все глаза:

    Где вокзал, а где перрон –

    Поезда со всех сторон.

    Ведущий: Вы торопитесь напрасно,

    Выходить сюда опасно, -

    Проводник Козе сказал. –

    В эту дверь прошу, Коза!

    Галчонок:

    Галчонок увидел природу

    И запах свободы его веселит,

    Он хотел уже бежать…

    Матроскин:Но Матроскин так сказал:

    - Стой! Куда же ты, приятель?

    Посмотри на указатель:

    «Переход через пути» -

    Это значит по настилу

    И ежу, и Крокодилу,

    И тебе, Галчонок, прыткий

    Разрешается пройти.

    Только прежде нужно нам

    Посмотреть по сторонам!

    Козлята:Видят картину друзья

    На железной дороге два братца

    Захотели друг с другом бодаться.

    - Забодаю! – кричит Белолобый,

    Серый в ответ:

    -Ну, попробуй!

    Шарик: Драчуны! Уносите – А ноги

    Поскорее с железной дороги!

    Хорошо, что вмешался пёс Шарик:

    Всё могло бы закончиться плохо!

    Кот Матроскин:

    Правила железнодорожные строгие очень,

    Но вовсе несложные.

    Ты их запомни очень внимательно

    В жизни помогут они обязательно.

    Какие это правила?

    1. Не заскакивать в вагон, отходящего поезда.
    2. Не выходить из вагона до полной остановки поезда.
    3. На вокзале и в других многолюдных местах держаться за руку взрослого.
    4. Не высовывайтесь из окна на ходу поезда.
    5. Выходить из вагона можно только со стороны посадочной площадки.
    6. Переходить дорогу только в установленных для этого местах.
    7. Не ходить и не играть на железнодорожных путях.
    8. переходить через пути нужно по мосту.
    9. не подлезайте под вагоны.
    10. Выходить на посадочную площадку только через подземный переход.
    11. Переходить железнодорожный переезд при включённом красном свете запрещено.
    12. Не устраивать подвижных игр на платформе.
    13. В вагоне не мешайте другим пассажирам.

    Правила запомнил –

    В тайне не держи:

    Всем друзьям, знакомым

    Знаешь – расскажи!

    Приложение 2

    Анкета для детей старшего дошкольного возраста по выявлению знаний безопасного поведения на железной дороге

    №п/п

    Вопросы

    Начало учебного года

    Конец учебного года

    Знают

    Не знают

    Знают

    Не знают

    1.

    Как правильно переходить железную дорогу?

    2.

    Что такое - железнодорожный переезд?

    3.

    Какие правила в вагоне пассажирского поезда ты знаешь?

    4.

    Зачем нужны предупредительные знаки вблизи железнодорожного полотна?

    5.

    Что делать, если ты потерялся на железнодорожном вокзале?

    6.

    Что делать, если ты отстал от поезда?

    7.

    Почему опасно стоять  у края платформы?

    Приложение №3

    Коммуникативная музыкальная игра  «Паровозик с остановками»

    http://zirekclub.ru/2014/04/parovozik-s-ostanovkami/

    Дети идут по кругу друг за другом, изображая поезд. Вращают согнутыми в локтях руками — «крутятся колеса»)

    Чух — чух, чух – чух — паровозик,
    Чух — чух, чух – чух — паровозик,
    Он бежит, качается,
    Охает, старается…
    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

    Стоп! Остановка Хлопотушкино (дети хлопают)

    Чух — чух, чух – чух — паровозик,
    Чух — чух, чух – чух — паровозик,
    Он бежит, качается,
    Охает, старается…
    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

    Стоп! Остановка Попрыгайкино (дети прыгают)

    Чух — чух, чух – чух — паровозик,
    Чух — чух, чух – чух — паровозик,
    Он бежит, качается,
    Охает, старается…
    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

    Стоп! Остановка Танцевалкино (дети свободно танцуют)

    Чух — чух, чух – чух — паровозик,
    Чух — чух, чух – чух — паровозик,
    Он бежит, качается,
    Охает, старается…
    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
    Стоп! Остановка Кричалкино (можно что-то прокричать)
    Чух — чух, чух – чух — паровозик,
    Чух — чух, чух – чух — паровозик,
    Он бежит, качается,
    Охает, старается…
    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

    Приложение №4

    Мониторинг. Первый блок «Азбука безопасности»

    Задача:  Определить уровень  знаний детей о  правилах безопасности  в различных ситуациях.

    1.Комплексная беседа, в процессе которой уточняются  представления дошкольников:

    -об источниках опасности, типичных опасных ситуациях  (вблизи железнодорожного полотна, в вагоне поезда);  соблюдение  определённых  правил  на  железнодорожном  транспорте, при контакте с незнакомыми людьми.

    -о мерах предосторожности.

    -о действиях в опасных ситуациях.

    1.Как тебя зовут (Ф.И.О.)?

    2.Где ты живёшь (домашний адрес), почему посёлок называется железнодорожный?

    3.Как зовут твоих родителей, где они работают?

    4.Расскажи, как ты переходишь железнодорожный переезд? А какие правила необходимо соблюдать при переходе проезжей части?

    5.Для чего нужны  предупредительные знаки  вблизи железнодорожного полотна, какие из них ты знаешь?

    6.Расскажи,  как мы должны вести себя в вагоне поезда, какие правила поведения в поезде мы должны соблюдать?

    7.Как ты думаешь можно детям одним гулять далеко от дома? А вблизи железнодорожного полотна?

    8.Представь, что с мамой пошел на железнодорожный вокзал в кассе покупать билет и случайно потерялся. Что ты будешь делать?

    9. Расскажи, что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и будет угощать тебя конфетой?

    10.Как ты думаешь, нужно ли рассказывать родителям о том, что с тобой случилось? Почему?

    11.Какие виды железнодорожного транспорта ты знаешь?

    Обработка результатов:

    Обследование проводится путём  оценки знаний  правил безопасного поведения по следующим критериям:

    -объём и полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях;
    -точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения.

    На основе данных критериев выделены 3 уровня  усвоения детьми  данного блока.

    К высокому уровню относятся дети, которые могут найти правильный выход из сложившейся ситуации  и обосновать его, легко отвечают на вопросы, имеют полные точные представления об источниках опасности  и мерах   предосторожности, понимают и аргументируют  значимость соблюдение правил безопасного поведения.

    На среднем уровне находятся дети, которые могут найти правильный выход из сложившейся ситуации, но не уверены в нём, называют половину объектов опасности и объясняют необходимость  соблюдения отдельных  мер предосторожности.

    Низкий уровень  знаний имеют дети, которые затрудняются отвечать  на вопрос или  отвечают односложно, не различают опасности, не знают мер предосторожностей  и действий в случае  опасности.

    Второй блок. Развитие театральных способностей детей.

    ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

       ФК -  должны уметь свободно ориентироваться в пространстве.

       РК – должны обладать навыками конструктивного общения  с педагогом и детьми.

       ЛК – должны уметь создавать благоприятный климат на занятиях и в свободное от занятий время, говорить друг другу комплименты.

    КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

       Должны уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания  голоса, произносить скороговорку и стихотворный текст  в движении и разных позах,  чётко и в разных темпах, произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие, правильно произносить слова, расставляя логические ударения.

    ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

       ФК -  должны иметь устойчивый интерес к сценическому искусству.

       РК -  должны иметь представления о театре, знать виды театров

    (музыкальный, драматический, детский, кукольный).

       ЛК -  должны знать нормы поведения в театре.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ        ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

       ФК -   должны уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке, разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства, выражать различные эмоции (радость, горе, удивление).

       РК – должны уметь запоминать заданные педагогом мизансцены, воспроизводить отдельные черты характеров героев.

       ЛК -  должны уметь изменять действия, вводить свои реплики, учить чувствовать своего партнёра, стремиться подыграть ему, разыгрывать сценки по стихотворениям татарских поэтов.

    Высокикй уровень  - ребёнок полностью осваивает  азы театральной культуры.

    Среднем уровнь  - ребёнок частично  затрудняется с выполнением творческих заданий,  но может найти правильный выход из сложившейся ситуации.

    Низкий уровень  знаний имеют дети, которые  усвоили только одну третью часть материала, затрудняются в самостоятельном выполнении творческих заданий и упражнений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

    Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

    Театрализованная постановка сказки "Волк и семеро козлят". Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

    Театрализованная постановка по  сказке «Волк и семеро козлят» (но совсем на новый лад) подготовительная группа...

    Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился развод...

    Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Дошкольный возраст – это период, характеризующийся увеличением двигательной активности и совершенствованием физических возможностей ребенка. Все это в совокупности с чрезмерной любознательностью...

    Использование художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Опыт работы воспитателя по использованию художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста...

    Самообразование "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

    План самообразования по теме : " Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"...