Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
статья по обж (старшая группа) на тему

***   НИГАМАТШИНА АНЖЕЛА ВИКТОРОВНА   ***

Дошкольный возраст – это период, характеризующийся увеличением двигательной активности и совершенствованием физических возможностей ребенка. Все это в совокупности с чрезмерной любознательностью, стремлением к самостоятельности, часто приводит к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание условий, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Суфиярова А.В.

воспитатель МАДОУ ДС № 7 «Колокольчик» г. Янаул

Республика Башкортостан, г. Янаул

 Формирование основ безопасного поведения

у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, характеризующийся увеличением двигательной активности и совершенствованием физических возможностей ребенка. Все это в совокупности с чрезмерной любознательностью, стремлением к самостоятельности, часто приводит к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание условий, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.

В дошкольном  возрасте под воспитанием основ безопасного поведения понимается формирование у ребенка основных умений и навыков разумного поведения в неожиданных и опасных для него и его здоровья ситуациях дома и на улице, в городском транспорте и на природе, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.

Проблема безопасности жизнедеятельности освещена в исследованиях многих отечественных ученых, среди которых можно выделить В.А. Ананьева, A.С. Вернадского, М.И. Ломоносова, И.М. Сеченова и других.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) дошкольного образования одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование основ собственной  безопасности и  безопасности окружающего мира в быту, социуме, природе.

В широком смысле безопасное поведение представляет собой объединение ценностных ориентаций и опыта деятельности личности в экстремальных ситуациях. В более узком понимании безопасное поведение – это функциональная система взаимодействия человека с окружающей средой с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности.

Проблема безопасного поведения находит отражение во всех образовательных областях. Так, например, образовательная область «Познавательное развитие» позволяет освоить ребенку правила уличного движения, связанные с сигналами светофора, дифференцированием пространственных направлений  (по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т. д)  формирует у  детей умение  пользоваться планами, схемами, моделями  (найти дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме и т. д.).

Реализуя цели и задачи образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», педагог использует различные методы и приемы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения:  рассматривание картин и иллюстраций,  составление описательных рассказов по картинам, составление рассказов из личного опыта, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы, разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.

Чтобы дети легче усвоили правила безопасности в жизненных ситуациях, понимали важность их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение правил можно использовать специально подобранные произведения художественной литературы: М.И. Чистякова «Пожар», Е. Тамбовцева «Находчивый Дима», А. Дмоховский «Чудесный островок» и другие.

Литературные произведения призывают ребенка обдумать и прочувствовать то, что трудно сделать в повседневной жизни. При ознакомлении с правилами безопасного поведения на основе произведений художественной литературы можно  использовать такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.

На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», «Наш дом», «Загородный дом», «Наша речка/озеро» и т. п.

В рамках проектной деятельности дети могут создавать такие продукты совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, как «Энциклопедия безопасности», «Правила безопасного поведения в быту, на улице, на природе», «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, светофор», «Здравствуй, друг – дорожный знак», «Я на улице», «Я в лесу», «Транспорт» и т. д.

Тема «Безопасность» предлагает ребенку многогранные сюжеты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»). Любой традиционный сюжет детских игр («Дочки-матери», «Семья», «Магазин», «Путешествие», «Парикмахерская» и т. д.) включает в себя правила безопасного поведения и дает воспитателю возможность обсудить эти правила в условиях воображаемой деятельности взрослых, закрепить их в условной, но приближенной к реальности жизни.

Для обеспечения умственной активности детей воспитатель использует различные приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, обследовательские и трудовые действия, загадки и т.д. К подобного рода деятельности нужно привлекать не только активных детей, а всех детей в группе.

Таким образом,  сочетание разнообразных форм, методов и приемов в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста позволяет воспитателю в интересной и увлекательной деятельности сформировать у ребенка потребность и опыт соблюдения правил безопасности в быту и на улице, в транспорте и на природе, в общении с незнакомыми людьми, в разных видах детской деятельности, подготовить ребенка к встрече с неожиданными для него ситуациями.

Библиография

1.  Белая К.Ю.,  Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада / Сост. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др.– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С.43

2. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» // А.Г. Гогоберидзе, – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С.240.

3. Дмитренко, З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры // З.С. Дмитренко, С.П. Подопригорова, В.К. Полынова, – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – С.86

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Обобщение опыта по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе обобщен опыт работы по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста2...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Самообразование на тему «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных технологий»

Воспитать творческую, самодостаточную личность может только творческий и талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития. Если задаться вопросом о том, как педагог может постр...