Психологическая готовность к школе: ее компоненты
консультация (подготовительная группа)

Коберник Елена Владимировна

Психологическая подготовка к школе – это не узкоспециализированная задача, направленная на приспособление детей к школьным требованиям, а органическая часть в системе учебно-воспитательной работы с дошкольниками. Следует особо подчеркнуть, что детство – не только подготовка к школе, да и ко всей последующей взрослой жизни, но уже сама жизнь ребёнка. Детство самоценно само по себе, а не только как подготовка к чему-нибудь более «серьёзному». От того, насколько счастливым и радостным было детство, зависит судьба, характер и весь склад личности взрослого человека.

Подготовка к школе проходит благополучно, если учитываются особенности личности ребёнка-дошкольника, если воспитатели и родители помнят, что ведущая деятельность этого периода – игра. Однако содержание и направленность этой работы связанны с ведущей деятельностью уже не дошкольного, а младшего школьного возраста, т.с. с учебной деятельностью.

Магистральную линию в подготовке к школе составляет подготовка детей к учебной деятельности. Формирование психологических предпосылок и основ этой деятельности происходит в дошкольном возрасте, хотя сама учебная деятельность складывается только на учебных занятиях.

У дошкольников этой деятельности нет и быть не может, так как только к концу дошкольного детства возникают её психологические предпосылки.

Их формирование составляет содержание и суть психологической подготовки детей к школе.

Психологическая готовность к школе должна сложиться как естественный результат общего психологического развития ребенка. 

Психологическая готовность к школе и ее компоненты.

1. Mотивационная готовность – не только пойти в школу, но учиться, выполнять определённые обязанности.

2. Интеллектуальная готовность – не обязательно уметь читать, главное – наличие высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления.

3. Волевая готовность – необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям: выполнять определённые правила школьного распорядка, уметь слушать и вникать о чём говорит взрослый.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.pptx784.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность к школе в современных условиях Педагог-психолог Коберник Елена Владимировна

Слайд 2

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что все будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребенок психологически готов к школе.

Слайд 3

Целеполагание - способность принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться полученных результатов.

Слайд 5

Физическая готовность к обучению в школе Общее физическое состояние (показатели соответствующие нормам физического развития (рост, вес); Состояние органов чувств; Состояние нервной системы; Мелкая моторика пальцев . у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; Стандарт

Слайд 6

Специальная готовность к обучению в школе Речевое развитие Хорошо произносить звуки родного языка; Уметь выделять звук в начале, середине, в конце слова; Уметь использовать предлоги, приставки, строить предложения; Уметь самостоятельно рассказывать, пересказывать сказки, рассказы. Стандарт Речевое развитие ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Слайд 7

Специальная готовность к обучению в школе Математическое развитие знать прямой и обратный счет до 10; предыдущие и последующие числа в пределах 10; геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) – называть, изображать, отличать от других; названия 14 цветов и оттенков; уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие; уметь сравнивать числа (понимать какое больше, какое меньше) уметь хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д.

Слайд 8

Психологическая готовность к обучению в школе – это необходимый или достаточный уровень психологического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Слайд 9

Составляющие психологической готовности к обучению в школе Личностно-социальная готовность Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность Эмоционально-волевая готовность

Слайд 10

Психологически готовый к школе ребенок Личностно-социальная готовность Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками Интеллектуальная готовность Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности Мотивационная готовность Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами) Эмоционально-волевая готовность Умеет контролировать эмоции и поведение

Слайд 11

Цель диагностического исследования: определить стартовые возможности будущих первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.

Слайд 12

Представленные методики позволяют установить: владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности; интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого; развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность); фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

Слайд 13

включает в себя: Умение строить отношения со взрослыми: - умение регулировать свои действия и свое поведение; - умение воспринимать учебную задачу. Умение общаться со сверстниками: - принимать точку зрения другого; - умение взглянуть на себя со стороны; - умение выслушивать одноклассников; - адекватно реагировать на неудачу других. Личностно-социальная готовность

Слайд 14

Вывод: У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Личностно-социальная готовность

Слайд 15

включает в себя: Радость ожидания обучения; Умение управлять своими эмоциями. Способность подчинять мотивы, управлять своим поведением. Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Положительное отношение к целям деятельности, принятие их. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности. Эмоционально-волевая готовность

Слайд 16

включает в себя: Произвольность поведения - э то способность ребенка проявлять волевые усилия: способность сдерживать свои эмоции, самостоятельность, усидчивость, способность планировать свои действия, действовать по правилу. Эмоционально-волевая готовность

Слайд 17

включает в себя: предпосылки к учебной деятельности Понимать и принимать задачу, ее цель. Спланировать свою деятельность. Подбирать средства для достижения цели. Преодолевать трудности, достигая результат. Оценивать результаты деятельности. Принимать помощь взрослых при выполнении задания. Эмоционально-волевая готовность

Слайд 18

включает в себя: Желание учиться, получать знания; Положительные отношение к школе, учителю, учебной деятельности (это умение слушать учителя и выполнять его задания, что отнюдь не всегда интересно) Мотивационная готовность

Слайд 19

включает в себя: Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний; Желание узнавать новое; Любознательность; Развитое воображение, наблюдательность; Развитие образных представлений; Развитие речи и мышления; Развитие мелкой моторики; Хорошая память; Интеллектуальная готовность

Слайд 20

Умение, писать, считать, решать элементарные задачи – это лишь навыки, которым можно научиться. Вывод: Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи . Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что» ; «если, то» ; поэтому» Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай». Интеллектуальная готовность

Слайд 21

Познавательные процессы Внимание Мышление Память Воображение

Слайд 22

в Вывод: В период дошкольного детства переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному (5-6 лет) и словесному (6-7 лет). Ребенок овладевает речевым действием с опорой на понятие, т.е. после внутреннего плана действия ребенок совершает соответствующее действие. Как активировать мыслительную деятельность? Обсуждать различные варианты решения задания, задач. Знакомить с разными решениями одной и той же задачи, проблемы. Создавать ситуации выбора задач различной степени трудности для их решения. Задавать активизирующие поиск решения Мышление

Слайд 23

Вывод: Количество одновременно воспроизводимых объектов невелико (1-2). Преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии. Способны к произвольному запоминанию. Способны овладеть приемами логического запоминания. Не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта на другой. Запоминать 7 + 2 слов при трехкратном повторении. Запоминать 10 слов с помощью картинок. Группировать слова по смыслу и запоминать их. Воспроизвести стихотворение (4-8) строк после 3 повторений. Память

Слайд 24

Вывод: От степени сформированности внимания во много зависит продуктивность учебной деятельности и успеваемость ребенка. Непроизвольное внимание – возникает само собой, то что ярко, интересно ( свойственно дошкольникам) Произвольное внимание - требует усилия воли: надо делать то, что не хочется ( необходимо школьникам) Что провоцирует рассеянность: Однообразные, рутинные занятия Переписывание и решение большого количества примеров Списывание скучных объемных текстов Внимание

Слайд 25

Как формируется психологическая готовность к школе? Психологическая готовность у детей не возникает сама по себе, образуется постепенно В играх В труде В общении со взрослыми и сверстниками В процессе формирования предпосылок к учебной деятельности

Слайд 26

Психологически не готовый к школе ребенок Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается; Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач; Проявляет мало инициативы; Не может включаться в общий режим работы коллектива.

Слайд 27

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, считать, писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» д.п.н. Л. А. Венгер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

"Психологическая готовность к школе: основные компоненты"

Эта небольшая презентация (с заметками к самым важным слайдам) создавалась для работы с родителями детей старшего дошкольного возраста (на родительских собраниях, семинарах - практикумах, круглых стол...

Характеристика компонентов психологической готовности к школ

До сих пор в отечественной педагогике и психо­логии имеются разнообразные точки зрения на вза­имосвязь компонентов психологической готовности к школе. Спорным остается и вопрос о «ядре» такой го...

Основные компоненты психологической готовности к школе

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяет...

Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность к школе и ее компоненты».

   Есть в истории каждой семьи несколько критических моментов, прерывающих привычное течение времени. Среди них - поступление ребенка в школу. В жизни ребенка начинается новый этап, к...

Основные компоненты психологической готовности к школе

Памятка для родителей.  Седьмой год жизни -- продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается ...