«Знакомство родителей с рисованием в детском саду» 2021 г.
консультация

Кожокарь Елена Юрьевна

Основными видами детской деятельности лошкольного периода являются игровая и продуктивная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_roditeley_s_risovaniem_v_d.s.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство родителей с рисованием в детском саду»

консультация для родителей

Подготовила:

воспитатель Кожокарь Е.Ю.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

В детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед продуктивной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

 Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность впоследствии способствует развитию у детей графического навыка, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Что еще развивается у детей в процессе занятия продуктивной деятельностью?

• Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Дети привлекаются  к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

• Формируются  такие качества, как  пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

• Сенсорное развитие: формируются представления о предметах, знания об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

• В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность: необходимо приложить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями.

• У детей создаются свои впечатления об окружающем мире, и выражается свое отношение к нему.

Ребята первой младшей группы не привыкли заниматься организованно и не имеют еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия рисованием, лепкой в начале года проводят индивидуально или с небольшими группами (по 4—5 человек). Постепенно количество детей увеличивают до 10—12 человек, а потом до 15—20 человек. В этом возрасте занятия по изобразительной деятельности не могут быть обязательными для детей. Они еще не знают возможностей материала, иногда боятся незнакомых ощущений (мокрая холодная глина). Не следует принуждать ребенка рисовать или лепить, если он этого не хочет. Лучше не настаивать на его участии в занятии, пусть он играет или наблюдает, как работают другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята с интересом рисуют; яркий, привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в общей работе. Заканчивается занятие также неодновременно, а по желанию детей.

Тем не менее, в  первой младшей группе детского сада уже  организованно привлекают детей к изобразительной деятельности. Хотя объем программы обучения невелик.

Как можно характеризовать детей третьего года жизни? Они более активны по сравнению с детьми второго года жизни, стремятся к самостоятельным действиям с предметами и материалами; обогащается запас их представлений, развивается речь: они проявляют интерес к рисованию. Вот почему необходимо воспитывать у детей с самого начала положительное отношение к рисованию как к изобразительной деятельности, побуждать создавать образы предметов и явлений окружающего мира.

Ребенка учат замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаге, постепенно находить сходство получившихся штрихов и линий с предметами. Вовремя заданный вопрос («Что ты нарисовал?») заставит ребенка задуматься, привлечь свой опыт, полученный в процессе знакомства с окружающей жизнью. Вначале чаще всего на подобный вопрос малыш ответит молчанием. Это и понятно, так как ребенок не ставил перед собой цель что-то нарисовать. Но даже когда он начнет понимать, что карандашом, краской можно что-то нарисовать на бумаге, не всегда созданное и названное им изображение будет похоже на называемый предмет. В таких случаях не надо спешить с опровержением («Какой же это дом! На дом и не похоже»). Возникающие у детей ассоциации неустойчивы, быстро разрушаются. Через некоторое время ребенок уже может не вспомнить, как он называл свой рисунок.

В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать названия некоторым линиям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке -- радостное открытие для ребенка, но преднамеренно повторить рисунок, в форме которого он случайно нашел сходство, малыш еще не может.

Сходство рисунка с предметом для ребенка основано на признаке цвета или характере производимых в процессе рисования движений (дым идет, машина поехала и т. д.). Действия еще непроизвольны. Начертив на бумаге линии, ребенок уже потом находит сходство с предметами или явлениями. Установить сходство опять поможет вопрос: «На что это похоже?»

Не у всех детей процесс узнавания предмета на рисунке возникает одновременно. Некоторые долгое время молча водят карандашом или кистью по бумаге. Восприятие следов у таких детей еще слабо развито. Те же, кто рано находят сходство своих рисунков с обликом предметов, обычно пристально всматриваются в наносимые штрихи и пятна, проявляя при этом речевую активность.

Несомненно, большое значение для понимания собственного рисунка имеет рассматривание иллюстраций. Педагог раскрывает детям содержание изображаемого, помогает сравнивать его с реальными предметами.

Следующий этап -- подведение детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов -- очень важный в овладении изображением. Освоив его в данной группе, ребенок сможет в последующих воспроизводить в рисунке несложные предметы и явления (по показу воспитателя и без него): дождик капает, снежок идет, листочки летят, ручейки текут и др. Большое значение приобретает слово, определяющее предметное содержание рисунка.

За год движения руки малыша делаются увереннее, разнообразнее. Ребенок уже преднамеренно может производить и повторять движения с карандашом: вращательные (часто ассоциируются с движением клубов дыма), однонаправленные (ассоциируются с дорогой, движением поезда, машины).

У детей третьего года жизни занятия по рисованию цветными карандашами и красками обычно вызывают радость. Однако большинство из них в процессе работы самостоятельно, без напоминания педагога, как правило, не меняют карандаш. Постепенно, под руководством педагога у детей возникает интерес к цвету.

Цветовые пятна, мазки вызывают у детей различные ассоциации: часто очертания знакомого предмета большего или меньшего размера. Так, закрасив часть листа пятном желтого цвета, кто-то может заметить: «Это у меня слон». При повторном рассматривании рисунка вновь назовет: «Это слон». Другой ребенок, закрашивая небольшой лист голубого цвета красной краской, определит: «Нарисовал цветок».

Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребенком художественного опыта.

На начальном этапе обучения детей рисованию в занятия включается большое количество игровых моментов, проводится обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием  «рука в руке», и др.

Немаловажную роль в этом играют взрослые: педагоги и родители.  Родители должны обогащать творческий опыт детей  новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребёнка самостоятельности, проявления творчества.

Родителям необходимо порекомендовать следить за впечатлениями, получаемыми ребёнком дома, стремиться развивать наблюдательность за окружающим: изменения окраски листьев деревьев, цвета неба, красивый цветок по дороге домой, разноцветная бабочка, маленький пушистый котёнок, замечать причудливые формы растительного мира.

Можно спросить какие книги любит их ребёнок, рассматривают ли они с малышами иллюстрации, картинки. Для многих малышей любимым занятием является просмотр мультфильмов, передач (спокойной ночи, малыши) по телевизору. Они быстро запоминают персонажей и с нетерпением ждут с ними встречи, часто спрашивая родителей, скоро ли можно будет смотреть телевизор.

Главное в таком случае не ограничиваться только просмотром, а поощрять стремление ребенка рассказать об увиденном, желание понять и осмыслить происходящее.

Необходимо акцентировать внимание родителей на создании условий для изобразительной деятельности, чтобы малыш лепил и рисовал в домашних условиях.

Необходимо посоветовать родителям бережно относиться к первым рисункам, лепке, что бы ребёнок увидел ваше отношение, как к чему-то ценному, нужному.

Хорошо, если взрослые помогают ребенку в процессе изобразительной деятельности, если взаимоотношения ребенка и взрослого приобретают форму сотрудничества.

Родителям следует напоминать, что ребёнку недостаточно лишь дать лист бумаги, карандаш и кусок пластилина. Необходимо это сочетать с теплым и заботливым отношением к творческим стремлениям ребенка, с заботливым отношением к продуктам его творчества. Такие совместные действия ребенка и взрослого имеют и огромное воспитательное значение. Это можно легко делать, отслеживая задания, проводимые в детском саду. Их повтор окажет благотворное влияние на развитие у детей изобразительных умений и закрепления необходимых навыков.

Изобразительная деятельность в условиях семьи включает в себя рисование карандашами, красками, фломастерами, лепка из пластилина, аппликация из форм, заранее вырезанными взрослыми. Первые занятия с детьми раннего возраста по изобразительной деятельности в семье надо начинать с рисования цветными карандашами.

Взрослым необходимо обратить внимание на то, как ребёнок держит карандаш. Когда малыш научится держать карандаш и им пользоваться, можно предложить фломастеры, краски.

Нередко можно наблюдать, как любят дети рисовать мелками на асфальте. Для ребёнка необычно и увлекательно создавать рисунку не на листе бумаги, а на сером асфальте. Можно так же предложить рисовать палочкой на земле, на снегу.

Для занятий изобразительной деятельностью у ребёнка должно быть определённое хорошо освещённое место. Необходимо обращать внимание на то, чтобы ребёнок правильно сидел, не горбился. Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей могут служить альбомы для раскрашивания.

Дети учатся приёмам раскрашивания предметов круглой формы, прямоугольной, овальной; приёмам «дорисовывания» изображений; знакомятся с предметами разной величины, запоминают цвета.

В такой деятельности и сами родители могут проявить свое творчество, например, не пользуясь готовой «разукрашкой», а  создав свою «заготовку» для будущей детской работы, а ребенок дорисует оставшуюся часть, которая соответствует его изобразительным возможностям (см. презентацию).

Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

Совместное творчество ребенка и взрослого помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению помогать друг другу в сложных ситуациях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Консультация для родителей "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" консультация по рисованию (средняя группа) на тему

Уважаемые родители! Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычны...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ ДЕТЕЙ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Основные виды инновационных технологий в ДОУ: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровые технологии, информационно – коммуникативные технологии, технология ТРИЗ (...

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на тему "Музыкальный руководитель в детском саду" 2021 г.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на тему "Музыкальный руководитель в детском саду"...

Педагогические инициативы -2021 Педагогические инициативы -2021 Номинация: «Цифровая образовательная среда: виртуальная мастерская в детском саду-2021»

Педагогические инициативы -2021   Номинация:  «Цифровая образовательная среда:  виртуальная мастерская в детском саду-2021» https://izilanova00.wixsite.com/uspeh...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."...