Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
консультация (младшая группа)

Детский сад как дошкольное образовательное учреждение является первым и самым важным звеном в системе образования. Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным языком. В период дошкольного детства дети наиболее чувствительны к усвоению родной речи. Целый ряд психологов и методистов, таких как Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова отмечают, что ребенок усваивает родной язык, подражая речи окружающих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

      Детский сад как дошкольное образовательное учреждение является первым и самым важным звеном в системе образования. Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным языком. В период дошкольного детства дети наиболее чувствительны к усвоению родной речи. Целый ряд психологов и методистов, таких как Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова отмечают, что ребенок усваивает родной язык, подражая речи окружающих. Для активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста множество педагогов применяют театрализованные игры. Театрализованные игры выступают одним из самых эффективных методов воздействия на детей при активации речевой деятельности. Они реализуют принцип учить играя. Дети любят играть, но в процессе игры они не только развлекаются, но и получают необходимые им знания, в том числе и через театрализованные игры. Театрализованные игры расширяют словарный запас ребенка, совершенствуют его артикуляционный аппарат, тем самым стимулируя активную речь ребенка. В процессе театрализованной игры ребенок старается говорить четко, чтобы его поняли окружающие, подбирает для этого интонации и выразительные средства. Театрализованные игры также способствуют развитию воображения и импровизации. Педагог должен осуществить переход от наблюдения ребенком за театрализованной игрой до принятия в этой игре активного участия. Чтобы ребенок становился и примерял на себя определенные роли в театрализованной игре. Ребёнок будет учиться передавать эмоции чувства и мысли героя, которого он играет. Такая театрально игровая деятельность развивает у ребенка интерес к литературе, даёт детям новые впечатления, развивает лексикон детей, и способствует их нравственно-эстетическому воспитанию. Для театрализованных игр мы можем использовать такие виды театров как: теневой театр, пальчиковый театр, театр би-ба-болтает на фланелеграфе, игры драматизации, театр марионеток.

Настольный театр

Этимология словосочетания «настольный театр» легко угадывается и исходит от места действия – место театрального действия в отличие, например, от стенда в театре на фланелеграфе, театре теней, театре «Живые картинки». Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Настольный кукольный театр может быть использован в творческих играх детей и в обучающих играх на занятиях. Средствами настольного кукольного театра легко исполнить инсценировки потешек, стихов, песенок, что поможет детям понять их содержание, сделает его образным. При подготовке спектаклей для детей следует отбирать про-изведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста, и особенно младшего, где этот театр наиболее используемый, — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.

При создании спектакля следует избегать использования произведений с большими текстами, много слов не всегда оправданный способ инсценировки произведения. Следует помнить, что малышей больше увлекает действие. Длинные фразы могут быть заменены словосочетаниями, отдельными звуками. Больший акцент на действия, их совершенство, разнообразие!

Фланелеграф - это очень полезное приспособление для развивающих занятий и игр. Сделать его просто, а возможностей применения - множество.

Его используют в детских садах как учебное наглядное пособие. В играх с ребенком это и сцена для показа спектаклей с помощью плоских картонных персонажей, и удобная поверхность для размещения на ней различных изображений из картона, которые легко к этой поверхности приклеивать и отклеивать.

Обычно фланелеграф представляет собой наклонную плоскость с ворсистой поверхностью. К ней прикладывают картонные фигурки, обратная сторона которых оклеена тем же материалом (как вариант - бархатной бумагой или липучкой). Фигурки как бы приклеиваются и держатся на поверхности за счет силы трения. Наиболее частый вариант использования - в качестве сцены для того, чтобы разыгрывать сюжеты сказок, стихов и других произведений для детей, малышам удобно собирать простейшие паззлы, можно делать многоразовые аппликации, можно делать геометрические аппликации

Теневой театр - Для теневого театра не нужны яркие костюмы и сложные декорации. Для его создания можно использовать любые подручные материалы. А потому несложно сделать теневой театр своими руками. Стоит отметить, что крайне полезен этот вид творчества для детей – ведь он сочетает в себе музыку, литературу, ремесло и живопись! Самый простой теневой театр – это театр рук! С их помощью можно показать различных персонажей, достаточно просто сложить пальцы определённым образом. Нужно просто пошевелить пальцами – и зайчик пошевелит ушками, птичка полетит, а крокодил сомкнёт челюсть! К тому же можно научить малыша изображать животных с помощью рук – это разовьёт его моторику и пространственное мышление!

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть, или, как вариант, одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе.

Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно - двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние мини - представления.

Игра можно использовать для знакомства и изучения счета, для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «Справа-слева», «рядом», для развития речи и мелкой моторики. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Театр би-ба-бо - Это перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

        Для успешной работы в театрализованной деятельности педагоги должны выделять в этой работе 3 основных этапа.

Первый этап-ознакомление детей с сюжетными игрушками: воспитатель берет игрушку и показывает с ней разнообразные действия. Воспитатель при этом должен менять интонацию темп и тембр произношения делая тем самым свою речь эмоционально выразительной. На данном этапе важно предоставить детям свободу действия с игрушками ведь на этом этапе закрепляются игровые действия, и активизируется их речь.

Вторым этапом выделяется работа с потешками. потешки позволяют показывать сценки с несколькими сменяющимися действиями. Потешки можно ставить на сцене даже когда дети не владеют активной речью они должны, сопровождаться показом действия. От потешек должен произойти переход к самостоятельной творческой игре-драматизации. Детей необходимо научить действовать от лица вымышленных персонажей и животных. Помочь детям вжиться в роль должен воспитатель, педагог показывает и проговаривает, ребенок повторяет.

Третий этап - проведение игр драматизаций. Для реализации этого этапа необходимо подобрать художественное произведение. Художественное произведение должно соответствовать возрастным возможностям детей, вызывать у детей положительный отклик, отвечать программным требованиям. Как правило, для драматизации в детском саду используют сказки. Если сказка сложная ее можно адаптировать под возраст и способности детей. Перед театральной подготовкой необходимо провести сложную подготовительную работу: познакомить детей с текстом и персонажами сказки, научить изображать этих персонажей. Когда дети хорошо усвоят содержание и сюжет сказки - можно проводить драматизацию.

   Театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на психическое развитие ребенка. Театральные игры привлекательны для детей, доставляют им удовольствие и положительные эмоции, способствуют развитию речи, повышают познавательную активность. При организации театрализованной деятельности необходимо помнить следующие рекомендации: создавать условия для театрализованных игр обновлять реквизит и атрибутику, следить за эмоциями ребенка и активизировать его речь, каждый месяц использовать разные виды театра, каждый день вводить новые игры и новые игрушки для них, формировать нормы нравственного поведения и уважение друг к другу.

Влияние театрализованной деятельности на активизацию и развитие речи детей-бесспорно. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения. В игре формируется эмоционально насыщенная речь. Наряду с основными и традиционными методами и приемами речевого развития детей педагоги должны также использовать театрализованные занятия, поскольку они решают практически все задачи программы развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Консультация для воспитателей  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В данном материале говорится о формировании диалоговой, эмоциональной, насыщенной речи детей, что они лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, развитие речи детей ...

Социальный проект Привлечение родителей к развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. «Театральная гостиная»

Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Работа с родителями -  одна из важнейших сторон деятельности нашего ДОУ.     Общен...

Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Детский сад как дошкольное образовательное учреждение является первым и самым важным звеном в системе образования. Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным я...

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Театрализованные игры выступают одним из самых эффективных методов воздействия на детей при активации речевой деятельности....

Социальный проект "Привлечение родителей к развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность "Театральная гостиная"

   Театрализованная деятельность – самое увлекательное направление в дошкольном воспитании, в котором ярко проявляется принцип обучения учить играя. Благодаря ей  дети знак...