Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей»
консультация (младшая группа)

Ишкова Наталия Сергеевна

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. 
Маленький ребёнок больше всего на свете хочет бегать. Прыгать, совершать любые движения, потому что движение есть способ постижение мира. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или лёгкость. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром. 
Что такое моторика? 
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику. 
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны  и т. д. – все это относится к крупной моторике. 
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики. 
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. 
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. 
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? 
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки! 
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. 
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. 
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• развивает тактильную чувствительность;
• снимает тревожность. 
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Самым простым является изображение пальцами различных фигурок. Но начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев. Пожалуйста, выполняйте игры вместе с ребенком, поощряйте малыша к проговариванию своих действий, называнию предметов, будьте внимательны и активны! 
Покажите какая у вас дружная семья.

Этот пальчик –дедушка,
Этот пальчик –бабушка,
Этот пальчик –папа, 
Этот пальчик –мама, 
Этот пальчик – я. 
Вот и вся моя семья! 
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки) 
Капуста
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки) 
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук) 
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой) 
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан) .
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони) 
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга) 
Мы капусту солим, солим (щепотками) 
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки) 
Для детей третьего года жизни важен процесс, а не результат, поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время. Поиграйте с сыпучими материалами. 
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли) .
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:
Месим, месим тесто, 
Будет в печи место. 
Будут – будут из печи
Булочки и калачи. 
Игра»Найди игрушку в фасоли». .
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и ищет игрушку. 
Игра «Покорми птичку» 
Насыпаем в кружку Фасоль или горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в бутылочку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем
«Рисование по крупе». 
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .
«Игры с прищепками»
Очень интересно для детей «приделывать иголки ежу»,»лучики солнышку» вырезанному из картона и т. д. Также можно сопровождать стихотворным текстом. 
«Найди прищепки». Можно рассредоточить по квартире в разных местах прищепки, прикрепив их на ковер, на покрывала кроватей, на книгу, край стола, веревку, куртку, висящую в коридоре и т. п. Ребенку нужно идти по квартире и отыскивать все «спрятавшиеся» прищепки. 
«Игры – шнуровки»
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

 «Игры с пуговицами»
Пуговичное ожерелье. Пуговицы можно нанизывать на шнурочек изготавливая бусы. Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами.  Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую. Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т. п. 
«Игры с пробками от бутылок»
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы».

 Попросите своего малыша помочь вам разложить пробки по цвету , создать красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине.

Дорогие Родители! 
Вызывайте положительные эмоции у ребенка! 
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! » и т. д. Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «МЕДВЕЖОНОК» Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 (МДОУ детский сад № 6  г. Ртищево)

Консультация для родителей

«Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей»

Подготовила:

воспитатель

Ишкова Н.С.

Ртищево

2020год

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. 
Маленький ребёнок больше всего на свете хочет бегать. Прыгать, совершать любые движения, потому что движение есть способ постижение мира. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или лёгкость. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром. 
Что такое моторика? 
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику. 
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны  и т. д. – все это относится к крупной моторике. 
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики. 
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. 
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. 
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? 
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки! 
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. 
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. 
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• развивает тактильную чувствительность;
• снимает тревожность. 
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Самым простым является изображение пальцами различных фигурок. Но начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев. Пожалуйста, выполняйте игры вместе с ребенком, поощряйте малыша к проговариванию своих действий, называнию предметов, будьте внимательны и активны! 
Покажите какая у вас дружная семья.

Этот пальчик –дедушка,
Этот пальчик –бабушка,
Этот пальчик –папа, 
Этот пальчик –мама, 
Этот пальчик – я. 
Вот и вся моя семья! 
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки) 
Капуста
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки) 
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук) 
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой) 
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан) .
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони) 
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга) 
Мы капусту солим, солим (щепотками) 
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки) 
Для детей третьего года жизни важен процесс, а не результат, поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время. Поиграйте с сыпучими материалами. 
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли) .
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:
Месим, месим тесто, 
Будет в печи место. 
Будут – будут из печи
Булочки и калачи. 
Игра»Найди игрушку в фасоли». .
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и ищет игрушку. 
Игра «Покорми птичку» 
Насыпаем в кружку Фасоль или горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в бутылочку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем
«Рисование по крупе». 
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .
«Игры с прищепками»
Очень интересно для детей «приделывать иголки ежу»,»лучики солнышку» вырезанному из картона и т. д. Также можно сопровождать стихотворным текстом. 
«Найди прищепки». Можно рассредоточить по квартире в разных местах прищепки, прикрепив их на ковер, на покрывала кроватей, на книгу, край стола, веревку, куртку, висящую в коридоре и т. п. Ребенку нужно идти по квартире и отыскивать все «спрятавшиеся» прищепки. 
«Игры – шнуровки»
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

 «Игры с пуговицами»
Пуговичное ожерелье. Пуговицы можно нанизывать на шнурочек изготавливая бусы. Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами.  Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую. Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т. п. 
«Игры с пробками от бутылок»
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы».

 Попросите своего малыша помочь вам разложить пробки по цвету , создать красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине.

Дорогие Родители! 
Вызывайте положительные эмоции у ребенка! 
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! » и т. д. Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет"

Чтобы успешно развивать речь ребенка, подготовить его к школе, работу по развитию мелкой моторики руки надо начинать с раннего возраста....

Консультация для родителей "Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка"

Материал предназначен для работников дошкольного образования...

Консультация для родителей «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»

Консультация для родителей«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики  ребёнка»...

Консультация для родителей "Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников"

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического ра...

Консультация для родителей «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка»

Данная консультация помогает родителям применять пальчиковой театр в домашних условиях для развития речи детей....

Консультация для родителей :"Роль пальчиковых игр в развитие мелкой моторики у детей 3- 4 лет". Самообразование. Декабрь 2022г.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.  "Рука &nd...

Консультация для родителей «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

Советы родителям по использованию нестандартного оборудования (которое можно найти дома) в развитии мелкой моторики дошколников...