Консультация для родителей «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка»
консультация (старшая группа)

Бут  Наталья Николаевна

Данная консультация помогает родителям применять пальчиковой театр в домашних условиях для развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области

Консультация для родителей

(подготовила воспитатель Бут Н.Н.)

«Влияние пальчикового театра на развитие

мелкой моторики пальцев рук ребёнка»

          На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Развивать мелкую моторику пальцев рук педагогам помогают различные виды игр: шнуровка, мозаика, пазлы и т.д. Не менее важную роль в развитии мелкой моторики играет пальчиковый театр.

           Пальчиковый театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.  Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Он способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. В педагогической практике современного детского сада применяется систематизированный план по внедрению разнообразных пальчиковых театров.

          Работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:

1 этап. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях.

2 этап. Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь.

3 этап. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.

4 этап. Показ способов управления куколками. Здесь важно показать детям простейшие упражнения с куклами: наклон- здороваются, приподнять- опустить- куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит«Ау», дедушка вытянул репку и удивился«О-о-о» и т. д.

5 этап. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации- все это также способствует развитию речи детей.

            Такие игры  помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. Пальчиковых театров бесчисленное множество. Вот несколько театров, которые можно сделать своими руками и вместе с детьми. К ним относятся: театр игрушек-топотунчиков, кукол из варежек, кукол из перчаток, плоскостные куклы, театр на палочках, театр на цилиндрах и др..

              Что же происходит, когда ребёнок занимается  играми с пальчиковым театром?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. 

            С помощью пальчикового театра можно решить целый ряд важных задач обучения:

  • формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь;
  • стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса;
  • расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат;
  • способствовать развитию внимания, памяти;
  • развивать ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
  • повышать работоспособность, тонус коры головного мозга;
  • стимулировать кончики пальцев, движение кистями рук;
  • знакомить с народным творчеством;
  • передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

           В результате планомерной и систематической работы с детьми по развитию мелкой моторики с помощью пальчикового театра увеличивается объём и темп движений пальцев рук, исчезает двигательная неловкость, улучшается переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети учатся свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш.

           Можно отметить, что создание оптимальных условий применения игровых средств, для развития мелкой моторики у детей позволяет находить новые пути и методы активизации речи, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка"

Материал предназначен для работников дошкольного образования...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка"

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. - Сухомлинский...

Консультация для родителей «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»

Консультация для родителей«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики  ребёнка»...

консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

Предлагаю вам консультацию для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».  Данный материал будет полезен воспитателям, родителям детей младшей ...

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

Игры с пальчиками, развивают мозг ребёнка, положительно воздействуют на речевые функции, и здоровье ребёнка, помогают убрать напряжение, снимают умственную усталость, стимулируют творческие спосо...