Консультация для родителей " Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребенка"
консультация (младшая группа)

Учим детей быть настоящими хозяевами своих пальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики  ребёнка»

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям? Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Об этом также свидетельствует опыт и знания многих поколений. Ведь недаром в русском народном фольклоре существует большое количество пальчиковых игр, потешек, которые активно задействуют руки ребенка. Существует также особый вид детской игры- игра- драматизация, в которой ребенок самостоятельно или со взрослым разыгрывает сюжет. Объединить пальчиковые игры и игру – драматизацию позволяет пальчиковый театр, который активно используется нами в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Наша работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:

1 этап. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. Есть определенные требования к литературным произведениям, которые будут использоваться для драматизации: это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора (пестушки, потешки). Существуют также требования к прочтению сказки педагогом. Оно должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения, а так же формирует механизмы внутренней речи ребенка.

2 этап. Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь.

3 этап. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.

4 этап. Показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон- здороваются, приподнять- опустить- куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит«Ау», дедушка вытянул репку и удивился«О-о-о» и т. д.

5 этап. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации- все это также способствует развитию речи детей.

Такие игры  помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается  играми с пальчиковым театром?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Консультация для родителей

«Пальцы помогают говорить»

Мелкая моторика -это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.

Есть дети дошкольники, которые умеют говорить, неплохо играют в разные игры. Но в настоящее время у современных детей отмечается слабое развитие мелкой моторики рук по сравнению с прошлыми поколениями. Если раньше многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, застегивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня практически вся детская обувь на липучках, крупа продается уже в чистом виде, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклепками. Конечно, все это очень удобно, но это серьезный минус для развития мелкой моторики наших детей. Значит, если вовремя не обратить внимание на эту трудность, то в школьном возрасте могут быть проблемы.

По этой причине специалисты советуют родителям давать детям возможность самим одеваться и застегивать разные застежки, помогать в уборке, как можно раньше начинать самостоятельно держать ложку и развивать навыки самообслуживания, использовать игры и упражнения для развития мелкой моторики, использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом.

Несколько советов, которые сделают занятия мелкой моторикой интересными и эффективными :

- как говорилось выше, лучшие упражнения по развитию мелкой моторики все, что ребенок может сделать по домашнему хозяйству и самообслуживанию;

- превратите занятия в веселую игру, придумывайте истории, сюжет для игр;

- начните с простого, постепенно переходя к более сложным задачам, уделите большее внимание тем заданиям, которые у ребенка не получаются;

- старайтесь подбирать для ребенка новые и интересные для него задания, что-то новое и необычное для него, с чем он еще не сталкивался;

- игры должны быть непродолжительными, но регулярными.

Идеи для упражнений по развитию мелкой моторики:

Пересыпание и переливание отлично тренируют ловкость рук и координацию движений.

Сортировка любых мелких предметов. Сначала лучше пальчиками, потом – с помощью пинцета.

Нанизывание колечек на стержень, нитку.

Можно взять обычную медицинскую грушу либо пластиковую бутылочку. Струей воздуха можно сдувать ватные диски, листочки, бумажные снежинки.

Работа с пластилином или тестом: мять руками, лепить фигурки, вдавливать предметы в пластилин.

Очень эффективен массаж кистей рук. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребенка.

Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой поочередно.

Упражнения с мячами: учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Идеи для игр по развитию мелкой моторики:

Игры с бумагой: рвать на мелкие кусочки, полоски, просто мять. Можно выкладывать различные фигуры или буквы и цифры. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры с конструктором: свободное конструирование – самый простой способ развития у ребенка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в руках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья.

Игры с мозаикой: игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

  Собирая красочные картинки (пазлы), ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

Рисование, трафарет  занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с прищепками: игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук.

Систематичные занятия мелкой моторикой положительно сказываются на общем развитии ребенка, способствует речевому развитию, позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Существует выражение, что пальцы помогают говорить.  Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику !

Консультация для родителей младшего возраста:

« Учимся говорить, играя »

 

Игра – это ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. Для чего нужна игра? Языком игры малыш овладевает раньше, чем произносит первые слова. Еще с самого рождения ребенок начинает играть, с начало он тянется за погремушкой перебирая ее ручонками, затем начиная ползти он пытается дотянуться до игрушки, пытаясь продвинуть ее вперед и догнать, так постепенно начинается игра ребенка. Счастливый и окруженный любовью ребенок лучше развивается и быстрее учится. Любому навыку дети обучаются в свое время и, главное, играючи, в свое удовольствие.

В игре отражаются разные способы, полученные им в детском саду и семье. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметах. Ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания. Наблюдая и повторяя за взрослым, ребенок усваивает новые навыки: машину можно катать, совочком играть в песке, ложкой есть суп, он учиться говорить и становиться самостоятельным. Что бы навыки закрепились – следует периодически повторять игр, внося разнообразие и постепенные усложнения по принципу «от простого к сложному», и использовать их в самых разных ситуациях.

Прежде чем приступит к игре, необходимо установить контакт с ребенком. Добиться доверия у ребенка раннего возраста помогает эмоциональная игра. В таких играх не требуется проявлять активность от ребенка, что-то говорить, повторять – инициативу берет на себя взрослый. В данном случае – это игра не обучение и не развитие, а эмоциональное общение, налаживание контакта. Взрослый следить, что ребенок в хорошем настроении, ему интересно, при признаках усталости игру надо заканчивать. На начальном этапе можно побуждать ребенка использовать в ходе общения не только слова, но и фразы, звуки, жесты, что бы добиться взаимопонимания. Во многих играх можно использовать потешки, небольшие стихотворения, что бы создать комфортную теплую атмосферу «игры сорока - белобока», «ладошки», «идет коза рогатая» и др. В дальнейшем общение усложняется при накоплении активного словаря ребенка, знакомить ребенка с новой игрой лучше индивидуально, а закреплять умения с группой детей.

Игры следует подбирать с учетом возраста детей, их интересам и возможностей детей. Ребенок двух трех лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему интересен игровой сюжет. Подражая взрослым в поступках, речи, жестам малыш, играя, ставит себя в положение того, ком подражает. Повторяя один и тот же сюжет ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки.

Играя с ребенком надо помнить, что подавлять инициативу малыша нельзя, играть надо на равных.

Важным условием является подбор игрушек. Иногда простая коробка бывает важнее дорогостоящей машинки: в ней можно возить, превратить в коляску, кроватку, использовать как мебель и т. д. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки: образные, двигательные, дидактические (обучающие). Но разнообразие игрушек не означает их обилие, достаточно 2-3 игрушки одного вида. Когда их много, ограничивается игровой опыт, интересы, развитие.

Главное при покупке игрушки их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать покупку, не плохо, спросить малыша, для каких игр понадобиться ему новая игрушка.

Где хранить игрушки? Если игрушки не находятся в поле его зрения, он не может начать игру, создать сюжет, т. к. еще не умеет планировать игру. Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того что их надо убирать потом. Изменение игровой обстановки вызывает у ребенка новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает опят.

В повседневной жизни дети постоянно совершенствуют свои сенсорные способности, складывая игрушки, размещая их на полках, учитывая при этом их величину, форму, цвет. За обеденным столом, во время прогулки, при одевании он постоянно обогащает внимание на различие и сходства предметов по их признакам. Что бы закрепить эти наблюдения и лучше развивать сенсорные способности ребенка требуются специальные занятия по 5-8 минут 1-2 раза в неделю и всевозможные пирамидки для нанизывая вертикальной плоскости на стержень или конус больших и маленьких колец, втулок, шаров, кубов; мягкий шнур или лента для нанизывания горизонтальной плоскости тех же предметов. Упражнения с этими игрушками развивает мелкую моторику пальцев рук, их координацию, особенно при нанизывании и снятия предметов в двух плоскостях ( весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж поглаживание внутренней и наружной поверхности рук, сжатие и разжатие пальцев, точечные нажатия). В начале ребенку можно помочь выполнить задание, затем задание усложняется, предложите ребенку пирамидки с круглыми и треугольчитыми кольцами, а так же пирамидки – игрушки, игрушки – вкладыши, состоящие из решетки с отверстиями различных геометрических фигур и соответствующих этим отверстиям вкладышей, к ним относятся домик и слоник, кубы. Ребенка привлекают народные сборно – разборные игрушки-матрешки. Они вызывают особую заинтересованность, создают приподнятое настроение, с их помощью ребенок учиться ориентироваться в величине предметов, их пространственном расположении. Игрушки с пуговицами, со шнуровками, с молниями, бантиками – заставляют детей выполнять более тонкие действия с предметами, развивают мелкую моторику пальцев рук. Малыши с удовольствуем участвуют в игре.

Время от времени вместе с ребенком осматривайте его хозяйство. Если сломал что – не спешите выбрасывать, помните, что со старой игрушкой связаны приятные воспоминания, если ребенок намеренно ломает игрушки – его поведение заслуживает осуждения. Отремонтированная игрушка может стать дороже новой. Ремонт может обыгрываться по разному: может превратиться в доктора айболита,  мастера по ремонту машин – из конструктора построить гараж.

Каждую минуту, каждый день дети стремятся постичь все новые и более трудные виды деятельности. Они хотят научиться делать все то, что делают другие дети и взрослые. Таким образом,  можно сделать итог – что игра, это большое многообразие.

Предлагаю несколько игр на развитие тактильных ощущений, дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, на закрепление цвета.

                       Игры на развитие тактильных ощущений.

«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

«Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару». Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек». Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

Дидактические игры и упражнения

для закрепления понятия формы.

«Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

«Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

«Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки. Варианты: группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

«Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

«Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо). Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

«Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

«Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей. Варианты: детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

«Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

«Пирамидки». Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Матрешки». Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

«Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

«Разложи по размеру». Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др. Варианты: дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

«Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

«В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

«Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

«Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.

«Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

«Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону - круги).

Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.

«Укрась мостик». Картинка с шариками (у шариков только контуры), расположенными в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов жёлтого и красного цвета (по четыре каждого цвета). Ребёнку предлагается чередовать овалы по цвету, выкладывая их на контур шариков

Консультация для родителей на тему «Роль массажного мячика Су Джок в    жизни дошкольника»

 В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. «Су-Джок» терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. («Су» по-корейски – кисть, «Джок» – стопа.)

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому «Су-Джок» терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Достоинства «Су – Джок» :

- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.

- Универсальность – «Су-Джок» терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.

«Су – Джок» с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести.

Таким образом, «Су-Джок» терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод работы педагога или родителя с детьми.

Вот один из вариантов массажа с использованием «Су – Джок» шарика. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование «Су – Джок» терапии эффективно способствует развитию мелкой моторики и речевого развития у детей дошкольного возраста, а следовательно и к успешному обучению в школе.

Пробуйте! Играйте! Развивайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет"

Чтобы успешно развивать речь ребенка, подготовить его к школе, работу по развитию мелкой моторики руки надо начинать с раннего возраста....

Консультация для родителей "Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка"

Материал предназначен для работников дошкольного образования...

Консультация для родителей «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»

Консультация для родителей«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики  ребёнка»...

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей»

laquo;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет...

Консультация для родителей «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка»

Данная консультация помогает родителям применять пальчиковой театр в домашних условиях для развития речи детей....