Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей в детском саду и дома.
консультация (подготовительная группа)

Скворцова Светлана Владимировна

      Доклад воспитателя на родительском собрании в подготовительной группе по теме "Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей в детском саду и дома"

 Во ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе (ТНР).

Тема: Поддержка детской инициативы и самостоятельности                                                 детей в детском саду и дома.

«В каждом ребенке есть солнце,                                                                                            только дайте ему светить».

Сократ.

Этот свет, по нашему мнению, и есть путь к воспитанию инициативы,  самостоятельности и творческой личности. В чем же это проявляется?
Сегодня много говорят о важности развития самостоятельности и успешности детей, начиная с дошкольного возраста. В нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Во
ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является «развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности».                                                                                     Одним из основных принципов дошкольного развития выступает поддержка детей в различных видах деятельности через самостоятельность и инициативность, которые проявляются как в свободной деятельности, так и в организованной: самообслуживание и бытовой труд, продуктивная деятельность, самоорганизация, коммуникация и т.д.                                                                                                                    А что такое инициатива?                                                                                           Инициатива — это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом, а инициативность — это свойство личности.                                       Инициативность — положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем, способствующее проявлению таких качеств, как активность, самостоятельность, энергичность, предприимчивость.                                  

       Во ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

  • проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе со старшими дошкольниками.

Что характерно для инициативной личности?

1. Произвольность поведения; (умение контролировать свои действия, эмоции)                                                                                                                                       2. Самостоятельность;

3. Развитая эмоционально-волевая сфера; (познавая в игре чувства  других (гротеск) ребенок научается контролю своих действий, выражению своих чувств, контролирует свою волю)                                                                                                         4. Активность в различных видах деятельности; (видя заинтересованность воспитателя в его участии, ребенку интересно участвовать, проявлять интерес)

5. Стремление к самореализации;

(Видя как и с каким интересом участвуют другие, даже самый зажатый и безинициативный ребенок начнет проявлять интерес).                                                                                                                               6. Общительность;                                                                                                                   -7. Творческий подход к деятельности;                                                                                             8. Высокий уровень умственных способностей;                                                                      9. Общая познавательная активность.

Для эффективного проявления инициативы детей необходимо полноценное развитие его с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка. Названные условия характеризуют требования к педагогам, родителям, осуществляющему педагогическую поддержку представленную:

-доброжелательным отношением взрослого к положительной инициативе;

-постоянным одобрением  и развитием инициативности 

(Конструктивная похвала);

- предоставлением ребенку возможности действовать самостоятельно, по- своему (направляя и подсказывая, а не осаживать нет, не правильно);

- условиями для самоутверждения ребенка (публичными выступлениями мини репризы, не сложными фокусами).

Поэтому перед нами, педагогами нашей группы встала проблема, какие условия необходимо создать для интеграции индивидуальности и инициативы детей, с целью их позитивной социализации.

Во ФГОС ДО сформулированы основные компетенции педагога, опираясь на которые, можно выделить основные направления индивидуализации образовательного процесса:

  • организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников;
  • создать условия для свободного выражения дошкольниками своих мыслей и чувств;
  • создать ситуации для самостоятельного выбора детьми содержания, условий и участников совместной деятельности;
  • оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

Исходя из этого, родилась идея создания мультстудии, что позволяет: максимально эффективно использовать возможности мультстудии для решения ключевых задач, поставленных перед педагогами дошкольного образования, интегрировать содержание различных образовательных областей, что соотносится с реализацией принципа комплексного подхода к развитию личности ребенка, организовать конструктивное взаимовыгодное сотрудничество всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей).

Специфика мультстудии состоит в том, что оно включает в себя различные виды творческой, познавательной, экспериментально-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и прочей деятельности, охватывает широкий круг вопросов и проблем, которые интересны детям.    

Просмотр совместно с родителями мультфильмов, созданных с детьми:

- Яблоко.

- С Днем Рождения, детский сад!  Итд.                                                                                  

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.                                                                                             Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.                                                              Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым.                                              В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.                                                                                   Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательноисследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова.

Работа с семьей по поддержке детской инициативы

Родителям необходимо поддерживать в ребенке пытливость, любознательность. Это не только поддерживает детскую инициативу, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей.

  1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
  2. Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы.  Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
  3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней.

Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

  1. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
  2. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
  3. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка — недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
  4. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д.

Для ребенка очень важна оценка его деятельности родителями!

Используемые источники:

  1. Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ журнал Современное дошкольное образование № 5/2011
  2. «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998. стр 256.
  3. Т.И. Бабаева г. Санкт - Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».
  4. http://doshkolnik.ru/skoro-v-shkolu/10849-inniciativa.html
  5. http://doshkolnik.ru/skoro-v-shkolu/10849-inniciativa.html
  6. http://sdo-iournal.ru/ioumalnumbers/iniciativa-v-dou.html
  7. http://www.ug.ru/archive/56676


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....

Поддержка детской инициативы дошкольника в процессе детского экспериментирования

ФГОС указывают основные принципы дошкольного образования, в числе которых - обогащение детского развития, формирование познавательных интересов, поддержка детской инициативы в различных видах детской ...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...

презентация: Организация РППС в центрах детской активности, обеспечивающей возможность реализации детской инициативы и права самостоятельного выбора при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Основные цели и задачи  художественно-эстетического развития по ФГОС: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям...

Метод детский совет-как важнейшая форма детской инициативы

laquo;Детский совет» - это метод взаимодействия, он объединяет детей и взрослых вокруг событий, совместных дел, обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности. «Детский со...

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в детском саду. статья

Данные рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей предназначены для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Они содержат основные понятия, этапы развития и показатели са...