"Системы чувственного восприятия. Как их развивать"
консультация (младшая группа)
Представлен краткий материал по развитию 4 систем чувственного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Системы чувственного восприятия
Существует 4 системы чувственного восприятия. Рассмотрим каждую из них:
1. Осязание (тактильное восприятие). Тренируется путем прикосновения руками и другими частями тела к различным предметам/поверхностям.
Как развивать:
- давать ребенку разные по фактуре игрушки (ткань, металл, дерево, пластик);
- одевать в одежду из разных по текстуре и плотности тканей. Обращать внимание ребенка на различия в тканях, просить оценить уровень комфорта и описать ощущения от той или иной одежды;
- делать массаж, используя массажные приспособления (щетки, мячики в пупырышках, массажеры, кремы, масла);
- рисовать пальцами или кисточкой по телу. Позволить ребенку измазать себя специальными нетоксичными водорастворимыми красками, а потом смыть их в ванной;
- развивать чувствительность стоп — ходьба по разным поверхностям без обуви, сенсорные коврики (пришитые каштаны, галька, бусины).
2. Зрение. Тренируется в условиях хорошей освещенности, при дневном свете, на прогулках. Способствуют тренировкам зрения светлый интерьер комнаты, гармоничное пространство и периодическая смена обстановки.
Как развивать:
- много путешествовать, посещать новые места, показывать ребенку разнообразные объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, гора, завод, морская волна, железная дорога и т. д.;
- окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие полутонов (например, отличать бирюзовый от светло-голубого);
давать картинки для рассматривания — изображения природы, животных. Показывать художественные произведения, фотографии. Количество деталей и замысловатость сюжетов должны идти по нарастающей. - учить описывать свойства предметов в поле зрения, делать акцент на цветах, формах, размерах;
- тренировать глазомер — как далеко находится тот или иной предмет. Продемонстрировать расстояние можно шагами, а потом попросить ребенка посчитать в уме примерное количество шагов до выбранного предмета.
3. Обоняние и вкус. Рацион малыша первых месяцев жизни не отличается разнообразием, поэтому развитие вкусовых ощущений начинается с первым прикормом — примерно в 6 мес. Запахи же младенцы различают с первых минут жизни. Важно следить за чистотой воздуха в комнате малыша.
Как развивать:
- побольше гулять с ребенком, особенно в теплое время года, когда воздух наполнен запахами цветущих растений;
- пополнять «базу данных» запахов у ребенка — озвучивать их, чтобы потом он мог сам идентифицировать разные ароматы. Например: запах дождя, грибов, мыла, выпечки и пр.;
- вводить в рацион ребенка разнообразные продукты, знакомить с новыми вкусами;
- объяснять оттенки вкусов: сладкое, горькое, кислое, терпкое, вязкое, жирное/нежирное;
- соотносить вкусы с определенными продуктами, формируя сенсорные эталоны: малина сладкая, мандарин кислый, рыба соленая и т. д.;
- давать ребенку пищу разной плотности и фактуры, учить характеристикам продуктов: булка сладкая, мягкая, пышная, ароматная.
4. Слух. Данный вид сенсорного восприятия начинает формироваться в утробе, поэтому тренировки можно начинать еще в период беременности. Говорить с малышом в животике, включать приятную музыку, избегать неприятных, громких звуков.
Как развивать:
- говорить с малышом разными голосами — менять тембр в зависимости от настроения, ситуации;
- читать сказки, имитируя говор персонажей;
- включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики: спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная;
петь колыбельные; - во время инцидентов (ребенок упал, заболел) успокаивать голосом;
- познакомить ребенка с музыкальными инструментами, купить ему интерактивные звуковые игрушки;
- продемонстрировать, какие звуки могут издавать бытовые предметы: морковка об терку, расческа о волосы, веник об пол и пр.;
- учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-25585-1411373794.jpg)
Основы системы музыкального восприятия
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человечески...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-929913-1496768931.jpg)
Презентация проекта «Создание условий для развития экологического эмоционально-чувственного восприятия дошкольников через взаимодействие с социокультурной средой»
Долгосрочный проект «Sensory garden» ( «Сенсорный сад»). Структура данного проекта представлена в виде модуля - паутинки, состоящего из сегм...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-1061882-1607191468.jpg)
Консультация для воспитателей "Репрезентивные системы"(виды восприятие)
Консультация для воспитателей "Репрезентативные системы"(виды восприятия)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/02/picture-910410-1638474719.jpg)
Тактильные игры с желе для развития чувственного восприятия мира ребенка-дошкольника
Тактильные игры с желе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/01/picture-810136-1472682812.jpg)
Статья на тему «Формирование положительного эмоционально – чувственного восприятия природы детьми посредством художественной литературы»
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты формирования положительного эмоционально - чувственного восприятия природы детьми посредством художественной литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-1127771-1552920398.jpg)
Обогащение чувственного восприятия дошкольников, развитие исследовательских способностей на основе реализации технологии "ИГРЫ НА ПОДНОСЕ"
Обогащение чувственного восприятия дошкольников, развитие исследовательских способностей на основе реализации технологии "ИГРЫ НА ПОДНОСЕ"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/02/picture-1017682-1519964082.png)
«Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» М.Монтессори
Показатели психомоторного развития детей первого года жизни...
- Мне нравится (2)