"Играем с умом"
консультация (средняя группа)

Многие родители, придя в магазин игрушек, готовы скупить все игрушки для своего ребенка, чтобы он был счастлив, но стоит ли это делать, давайте разберемся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «В какие игры должен играть дошкольник»

Многие родители не знают чем должнен заниматься их ребенок. Сегодня мы с Вами поговорим об играх. В какие игры и когда должен играть малыш. Чтобы он гармонично развивался, родителям нужно заботиться не только о питании, одежде и сне дошкольника, но еще и о том, в какие игры должен играть их ребенок. При этом важно учитывать предпочтения малыша (например, он любит рисовать, но совсем не слушает, как вы читаете книжки) и чаще играть с ним в любимые игры. Но и про все другие занятия забывать не стоит. Необходимо охватывать весь спектр игр для дошкольников, но так как в один день все занятия не уместишь, нужно грамотно чередовать одни игры с другими. Можно, например, составить список игр по неделям, и стараться придерживаться его.

Игра — это самый эффективный способ обучения для ребенка. Чем более увлечен дошкольник в игровой процесс, тем больше информации он усвоит.

Игровая деятельность детей способствует их психическому развитию и готовит их к взрослому миру. Ребенок здесь сам выступает субъектом и адаптируется к имитированной действительности. Особенностью игровой деятельности является ее свобода и нерегламентированность. Никто не может заставить ребенка играть не так, как ему хочется. Игра, предложенная взрослым, должна быть интересной и развлекательной для малыша.

     Согласно самой общей классификации, все игры можно отнести к одной из двух больших групп. Фактором различия в них являются формы детской активности и участие взрослого. К первой группе, название которой - "Самостоятельные игры", относится такая игровая деятельность ребенка, в подготовке и проведении которой взрослый не принимает непосредственного участия. На первом плане – активность детей. Они должны поставить цель игры, развить ее и решить самостоятельно. Дети в таких играх проявляют инициативу, что говорит об определенном уровне их интеллектуального развития. В эту группу можно отнести познавательные игры и сюжетные, функция которых - развивать мышление ребенка.

     Вторая группа – игры обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения. Эти виды игровой деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с разным сценарием и различными целями.

Дошкольный возраст детей можно условно разделить на младший и старший. В младшем игровая деятельность дошкольников направлена на познание вещей, связей, свойств. В старшем у дошкольников возникают новые потребности, и они отдают предпочтение ролевым играм, играм среди одногодков. Интерес к коллективным играм проявляется у детей на третьем году жизни. В дошкольном возрасте заметное место занимают манипулятивные, подвижные, познавательные игры. Ребенку нравится конструировать как из конструктора, так и из любых подручных материалов (песок, мебель в доме, одежда, другие предметы). Коллективная игра вначале похожа на ситуацию, когда каждый играет сам по себе. Дети, имея свои игрушки, играют, не обращая внимания друг на друга, но потом оказывается, что это уже общая игра, у которой есть определенные правила и которая направлена на решение каких-либо задач. Со временем игровая деятельность дошкольников приобретает совершенно иной характер. У детей развивается творчество, которым они хотят поделиться, у них проявляются организаторские способности, они требуют сюжета для игры. В старшем дошкольном возрасте начинает расти интерес к играм, которые отображают взрослую жизнь. Среди популярных: игры «в школу», «в дочки-матери», «в больницу» и другие.

     Дошкольный возраст детей можно условно разделить на младший и старший. В младшем игровая деятельность дошкольников направлена на познание вещей, связей, свойств. В старшем у дошкольников возникают новые потребности, и они отдают предпочтение ролевым играм, играм среди одногодков. Интерес к коллективным играм проявляется у детей на третьем году жизни. В дошкольном возрасте заметное место занимают манипулятивные, подвижные, познавательные игры. Ребенку нравится конструировать как из конструктора, так и из любых подручных материалов (песок, мебель в доме, одежда, другие предметы). Коллективная игра вначале похожа на ситуацию, когда каждый играет сам по себе. Дети, имея свои игрушки, играют, не обращая внимания друг на друга, но потом оказывается, что это уже общая игра, у которой есть определенные правила и которая направлена на решение каких-либо задач. Со временем игровая деятельность дошкольников приобретает совершенно иной характер. У детей развивается творчество, которым они хотят поделиться, у них проявляются организаторские способности, они требуют сюжета для игры. В старшем дошкольном возрасте начинает расти интерес к играм, которые отображают взрослую жизнь. Среди популярных: игры «в школу», «в дочки-матери», «в больницу» и другие.

Главная отличительная особенность настоящей игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве, но и пространстве воображаемом, представляемом. Эта важнейшая особенность игры резко расширяет его жизненный мир и делает возможным самые необыкновенные превращения. Обычный носовой платок «понарошку» может стать одеялом, или плащом для куколки, или скатертью на столе, или цветком на клумбе, или парусом на лодке; карандаш превращается в градусник, или в ружье, или в ракету. Куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости или прятаться друг от друга. А знакомая комната может стать океаном, или больницей, или полем сражения, или магазином. Одном словом, в настоящей игре возможно все (или почти все). Но это «все» происходит не в реальности, а в сознании, в фантазии дошкольника, причем представления ребенка и его действия явно не совпадают с реальностью: он видит ракету в карандаше и действует с ним, как будто это ракета, а старый носовой платок становится нарядным платьем. Такое расхождение видимого и представляемого, когда понарошку все возможно, является главной характеристикой игры, которая и развивает творческие способности, и внутренний план, и воображение, и самостоятельность, и многие другие важнейшие качества личности дошкольника.

Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние годы произошли определенные изменения в играх дошкольников. Наиболее явное изменение заключается в том, что дети стали меньше играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) ролевые игры. Многие педагоги и родители утверждают, что современным детям «неинтересно играть», что сегодня существуют более полезные и важные для них виды деятельности. Однако это совсем не так. Большинство современных дошкольников все же играют, но их игры не такие, какие были у детей предыдущих поколений. Роль игр с правилами в развитии личности ребенка состоит в выработке у него таких морально-волевых качеств, как честность, выдержка, справедливость и др.

Главный парадокс игры заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.

 Взяв на себя роль в игре, ребенок тем самым принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли.

     Конечно легче всего посадить ребенка перед телевизором и думать, что он так развивается, труднее всего с ним вместе играть и тем самым развивать его. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод: игра должна быть у ребенка в любом возрасте и взрослый должен принимать в ней непосредственное участие.     Любите своих детей, цените своих детей, играйте со своими детьми. Желаю Вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «ЗНАЮ. УМЕЮ. МОГУ»

Цель: Систематизировать знания педагогов, расширять профессиональную компетентность  в разных вопросах.Задачи:1. Активизировать интеллектуально - творческую, культурологическую и профессиональную...

Конспект интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!"в средней группе

Разработка интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!" в средней группе. Включает в себя различные задания согласно по возрасту детей....

Интеллектуальная игра "Знаю,умею,могу"

Интеллектуальная игра "Знаю,умею,могу" в старшей группе...

Дидактическая игра " Знай! Умей! Изучай!"

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Может быть использована, как в общеразвивающих группах, так и в логопедических.      Цель:  обогащать активный...

Интеллектуальная игра «Битва умов»

Сценарий интеллектуальной игры для педагогов...

Журнал "Обруч" интеллектуальная игра "Битва умов"

Статья в журнале "Обруч" о мероприятии с родителями....

Сценарий интеллектуальной игры «Битва умов».

Добрый  день, уважаемые участники и гости сегодняшней встречи. В системе Организации Объединенных Наций есть  один из международных дней, отмечаемых как  Международный де...