Консультация для родителей «Роль родителей в экологическом воспитании дошкольников»
консультация (младшая группа)

Кантеева Вера Петровна

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. Большая роль в ознакомлении с природными явлениями, животным и растительным миром принадлежит родителям. Как приобщать ребенка к экологической культуре поможет данный материал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль родителей в экологическом воспитании дошкольников»

Природа - главный источник  

 всестороннего развития ребенка 

                             В.А.Сухомлинский

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

 Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Среди целей и задач экологического воспитания стоят:   воспитание у детей элементарных основ и знаний экологической культуры; желание постоянно соблюдать правила поведения в природе; дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды,  бережно относящегося к богатствам природы;  формирование у детей эмоционально – положительного отношения к природе.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. 

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Задачи экологического воспитания сводятся к следующему: 
1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе. 
3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру. 
4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе. 
5. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей. 

Активное участие родителей в воспитательном процессе крайне необходимо. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших. 

Очень любят малыши сказки. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки. 

В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи - потешки, стихи - небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Нужно приобщать ребенка к красоте природы через изображение растений, животных. 

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта);  вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой»  самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности).

Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. 

Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия. 1. Мягкое, доброжелательное общение. Понимание состояния детей их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи. 2. Медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же. 3. Подкрепление слова образом предмета, действием его изображающим. 4. Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой. С одного вида деятельности на другой. 5. Использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей. 6. Осознанное создание воспитателями в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания. 7. Частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача родителей и ближайших родственников в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни.

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность взрослых, их умение заинтересовать дошкольников, пробудить у детей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для детей. 

Литература:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
  2. Бобылёва Л.Д. Экологические знания – дошкольникам/Л.Д.Бобылёва // Дошк. воспитание. 1997. 7. С. 16-20.
  3. Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М.: Просвещение, 1978.-223с.
  4. Кирикэ Г. Ребенок и природа: Об экол. воспитании дошкольников // Дошк. воспитание. 1993. 3. С. 3-9.
  5. Колосков А.В. Игры в экологическом воспитании детей/ А.В. Колосков // Биология в шк. 1997№ 5. С. 70-72.
  6. Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблемы и перспективы/ Н.Н Кондратьева // Дошк. воспитание. 1993, №7.
  7. Николаева С.Н. Наблюдая - познаем: Экол. воспитание дошкольников /С.Н.  Николаева.- // Дошк. воспитание. 1991.№ 1. С. 4-10.
  8. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры: Ст. группа /С.Н.  Николаева.- // Дошк. воспитание. 1996.№ 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в экологической воспитании ребенка"

Последнее время экологическое воспитание у человека либо на низком уровне, либо вообще отсутствует. Все знают, что воспитание ребенка идет из семьи. Поэтому экологическое воспитание со стороны родител...

Консультация для родителей. «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»

на тему: «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»...

Консультация для родителей «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»

Последнее время тема экологии становится все более актуальной и социально значимой. Все чаще мы слышим об  экологических катастрофах, проблемах, их последствиях и причинах. Однако, экология для м...

Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....

Консультация для родителей "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы убеждены,  что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.  Именно с этих л...

Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....

Консультация для родителей "Роль игр в экологическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей о роли игр в экологическом воспитании дошкольников. Для родителей предлагается ряд игр экологического содержания, в которые можно играть дома всем вместе....