Консультации для родителей Организация правильной речевой среды в семье
консультация
Многие родители считают, что развитие речи – это очень сложно. И что чтобы развивать речь ребенка надо обязательно накупить горы литературы, тщательно и длительно готовить и проводить с ним дома «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр, игрушек и «учебников» для малышей.
И при этом не факт, что ребенку будет интересно с ними и с Вами заниматься. Дома у многих в результате возникают горы ненужной литературы – вроде бы полезной, но ребенок категорически не желает по ней заниматься, ему неинтересно! А ведь заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил – просто «по пути». И получать замечательный результат!
Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильная организация речевой среды в семье
Многие родители считают, что развитие речи – это очень сложно. И что чтобы развивать речь ребенка надо обязательно накупить горы литературы, тщательно и длительно готовить и проводить с ним дома «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр, игрушек и «учебников» для малышей.
И при этом не факт, что ребенку будет интересно с ними и с Вами заниматься. Дома у многих в результате возникают горы ненужной литературы – вроде бы полезной, но ребенок категорически не желает по ней заниматься, ему неинтересно! А ведь заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил – просто «по пути». И получать замечательный результат!
Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка.
Не волнуйтесь! Всё необходимое для развития речи есть в каждой семье – Ваш голос и Ваша любовь к ребенку, стулья и кровать, посуда и игрушки, книжки, природа за окном, книжки, цветная бумага, мыло и другие бытовые мелочи, семейные праздники и многое другое. Всё просто, доступно, всегда под рукой, а эффект дает потрясающий, если знать, как это использовать!
Развитие речи – это не только правильное звукопроизношение, это еще и:
- умение точно, ярко, метко, образно выразить свою мысль,
- отстоять корректно своё мнение и обосновать его,
- умение слушать и слышать собеседника и вести диалог с ним,
- умение сравнивать, обобщать, делать выводы, найти суть и отличить ее от неважных деталей и многое другое.
И закладывается всё это в обычном общении с малышом в дошкольные годы.
Важно:
- Не пытайтесь сразу «впихнуть» как можно больше новых способов в свой режим дня и обрушить это на ребенка. Начните с 1- 2-3 способов, используйте их постоянно, а когда они начнут получаться у Вас легко и приносить удовольствие, добавьте к ним еще 2 способа. И так далее. Постепенно это войдет в привычку общения с малышом и Вы даже будете удивляться, как Вы раньше общались с ребенком по-другому! И увидите явный результат в речи малыша, в том, как он стал выражать свои мысли и чувства.
- Постоянное использование способов по максимуму и всеми членами семьи рекомендовано в случае задержки в речевом развитии малыша. Не нацеливайтесь в этом случае на мгновенный результат. Идите маленькими шажками. При задержке речевого развития чрезвычайно важно постоянное многократное повторение одних и тех же способов и одних и тех же слов в типичных (привычных малышу) постоянно повторяющихся ситуациях. Здесь нельзя «прыгать» от одного способа к другому (взялись - бросили – снова взялись), здесь нужно постоянство и система в применении. Тогда они дадут очень сильный положительный результат через несколько месяцев. Начинайте с комментирования в ходе всего дня и договаривания фраз, а потом присоединяйте другие способы.
- Однократное применение способа результата не даст – это нужно понимать! Ребенку нужно время, чтобы «подрасти» и «созреть» до нового уровня речевого развития. Ведь речь тесно связана с развитием мышления малыша! Не сразу всё будет получаться, надо просто помогать малышу и не спешить – дать ему время освоиться с новыми задачами. И всё получится!
Способ №1 Комментирование действий (для детей от 0 до 7 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
- обогащение словарного запаса ребенка - накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов) -.ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова | Для малышей: Стихи и потешки для сопровождения общения с ребенком (купание, кормление, одевание и т.д.). Как правильно подобрать и рассказывать потешки детям, чтобы они действительно развивали речь ребенка можете посмотреть здесь Для детей постарше: -называем вслух предметы, признаки, действия, детали предмета и его назначение -многократно повторяем новое слово в разном контексте: «Вот какое полотенце-длинное, пушистое. А где Настино полотенце? У мамы полотенце большое, а у Насти? -задаем вопросы и даем паузу для ответа: «Какое дно у шкафа-гладкое или шероховатое?» (во время того, как разбираем вещи в ящике)
| Используем всегда: -во время купания (какое полотенце-мягкое, пушистое, большое, красивое…, мыло-душистое, ароматное, белое, овальное…, действия-намылим, смоем, вытрем, включим…, части тела) -во время одевания (называем одежду, ее части, признаки) -во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются) -во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку) -во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер…) -не кухне (комментируем, что делаем) -в поездке (что видим за окном машины, автобуса) |
Способ №2 Употребление в повседневной речи обобщающих слов (с 2-3 лет до 7 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-уточнение словаря -умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда…)
| Эффективно: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на тарелку», «Сделаем из овощей салат», «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д. Неэффективно: «Вот это положи туда», «Надень вот это» | Используем: -во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку») -во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки» -во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис») |
Способ №3 «Непонимание речи малыша» (1-2 года) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-стимулировать активную речь ребенка
| Эффективно: если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?» Неэффективно: если на столе будут лежать однородные фрукты (например, яблоки) и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «яблоко». Малыш почувствует что Вы манипулируете им и начнет плакать или бунтовать. Эффективно: если на полке будут стоять разные книжки и в ответ на жест ребенка спросите: «Какую тебе книжку дать? Про зайчика? Да? Нет? Про курочку Рябу? Скажи - да? Нет?» Неэффективно: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «книжку». | -когда малыш обращается к Вам с просьбой - в специально созданных ситуациях Этот способ не сработает, если: -сразу дать желаемый предмет, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость, -этот предмет находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать, -предмет непривлекателен для ребенка или у него нет сильной потребности в нем и он легко может от него отказаться. |
Способ №4 А как ты думаешь? (с 3 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие связной речи -умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать свое мнение | Эффективно: ребенок спрашивает «Почему завял цветочек?» - «А ты как думаешь?» При вопросе «Почему» не даем сразу готовый ответ, рассуждаем вместе с ребенком и даем возможность сначала ребенку ответить на его же вопрос самому Неэффективно: сразу отвечать на вопрос ребенка «не полили», «отцвел», «стало холодно» и т. д. | -всегда, когда ребенок задаем Вам вопросы -когда ребенок обращается к Вам с просьбой -в специально созданных ситуациях.
Для использования данного приема необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, он умел понятно для окружающих излагать свои мысли и активно говорить |
Способ №5Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел (2-4 года) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-уточнение словаря и его активизация -развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное -развивать умение делать выводы. Обобщать -развивать точность мышления и речи | -при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки) -накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка-нет, чашка сделана из фарфора, стакан-из стекла) -дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет) -во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево (дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) и т.д | -во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан) -во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан) -во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…) -во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…) |
Способ №6 Точное называние всех предметов и их частей в речи взрослых, обращенных к ребенку (с 1 года) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие мышления и словаря -ребенок учится сравнивать предметы, выделять существенные признаки от несущественных | Правильно:«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки». Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?» Неправильно:«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол стаканы (кружки)» Правильно: «Надень брюки (шорты, гамаши)» Неправильно: «Надень штаны» | В ходе обычного общения с детьми в повседневном общении |
Способ №7 «Развернутый ответ» (с 3лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие связной речи -развитие умения понятно выражать и отстаивать свое мнение | Правильно: «Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл?» На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Мы стимулируем ребенка развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение Неправильно:«Ты ел в детском саду? Ты играл? Тебе интересно было сегодня в детском саду?». «Какое сейчас время года?» Задавая такие вопросы, ребенок будет давать односложные ответы. В таком общении речь не развивается. | -по дороге в детский сад и обратно («Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?») -дома, если вы с ребенком не виделись какое-то время («Как ты помогал бабушке?») -после совместного посещения театра, кинотеатра, циркового представления, выставки («Что тебе больше всего понравилось?А что не понравилось?») |
Способ №8 Общение с другими детьми вне занятий (с 2-3 лет, наиболее важно с 5 до 7 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие умения вести диалог -освоение детьми сложных предложений -в речи, обращенной сверстнику, ребенок употребляет в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем со взрослыми | -игры с правилами: подвижные (дети договариваются о том, в какую игру будут играть, выбирают водящих, проговаривают слова, предусмотренные игрой), театрализованные (договариваются, какой спектакль будут разыгрывать, распределяют роли, проговаривают реплики, слова, согласно своей роли) -сюжетно-ролевые игры (распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры…) -совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине…) | -во дворе -в семейном клубе -дома (с братьями и сестрами) -в играх дома с соседскими детьми
Важно: -имеется ввиду именно самостоятельное общение, а не их общение под руководством взрослого, который все планирует и организует за детей
-очень полезно общение с более старшими детьми по возрасту |
Способ №9 «Координация движений» (с первых месяцев жизни) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
Развитие речи тесно связано с развитием мозжечка, а значит, связано с развитием координации движений. В этих упражнениях мы не только развиваем движения, но и развиваем речь и создаем предпосылки для ее успешного усвоения. | Для самых маленьких: массаж и первые физические упражнения Затем:активное ползание по дому, хотьба, ходьба на небольшой высоте (по бревну, скамейке), пролезание через воротца или туннель, игры с мячом, активное пользование ложкой, самостоятельное одевание, подвижные игры на координацию движений… Для детей постарше:велосипед, коньки, ролики, лыжи, скакалка, «классики» и т. д. | -на прогулке -по возможности дома -на отдыхе -в спортивном клубе
|
Способ №10 Сундучок красивых слов из книг (с 3 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
Обогащение словаря ребенка образными выразительными словами. Малыш начинает обращать внимание на язык, красивые слова, будет учиться выделять их в потоке речи, а потом использовать в своей речи. | Пример таких слов: «туча занавесила небо», «Закричал на всю Ивановскую», «нос повесил», «вьется змейкой» Пример называния жанра, автора: «Я прочитаю тебе сказку (рассказ, былину, стихотворение - называем жанр). Она называется… Ее написал писатель… | Постоянно в ходе чтения или после прочтения книжки. Читая ребенку книжки, восхищайтесь красивыми образными выражениями, называйте их детям, называйте жанр и автора произведения. После прочтения можно собрать все красивые слова из прочитанного произведения в один сундучок. Кто вспомнил слово, кладет его в сундучок (т.е. кладет фишку). Задача – вспомнить после прочтения как можно больше таких образных слов и выражений. При затруднении можно перечитать текст еще раз. |
Способ №11 Домашний театр (с 3 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-Развитие связной речи -умение вести диалог -умение пересказывать текст по ролям -развитие творческих речевых способностей | Какие бывают театры http://www.maam.ru/detskijsad/teatry-byvayut-raznye.html с 2 лет - любые тематические наборы мелких фигурок. В 3 года-фигурки домашних животных и персонажей из бытовых сказок. В 5 лет-фигурки персонажей волшебных сказок. Как играть в домашний театр http://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/domashnij-teatr-svoimi-rukami.html
http://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=72872#close
http://neposed.net/training-games/domashni-teatr.html
| Во время игр: Давайте фигурки театра ребенку в свободный доступ. Пусть он импровизирует с ними разные диалоги и сюжеты сам. К семейному или детскому празднику можно сделать небольшой спектакль-инсценировку как подарок другу или близкому человеку. Такой интереснее детям, чем обычный пересказ или занятия по тетрадкам, а развивает речь замечательно. |
Способ №12 Речевые игры в дороге (любой возраст) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
Любые задачи по развитию речи в зависимости от выбранной игры |
http://rodnaya-tropinka.ru/igry-v-doroge/
http://www.ds1524.ru/groops/gr2014/10gr/rechevie_igri_10gr.pdf
| По пути куда-либо пешком, в дороге на автомобиле, поезде, в очереди |
Способ №13 Моторное планирование (любой возраст) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие мелкой моторики и речи связаны, но не каждое упражнение для развития мелкой моторики ведет к развитию речи ребенка.
| Как их правильно отбирать для конкретного малыша, что такое моторное планирование читайте здесь http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-melkoj-motoriki/
http://rodnaya-tropinka.ru/palchikovaya-gimnastika/
http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm
| -Не тратьте время на упражнения в тех движениях, которые уже получаются у ребенка быстро и легко. Важно осваивать те движения, которые еще не получаются и доводить их до хорошего качества выполнения-легкого и точного. Пальчиковую гимнастику могут заменить лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги и природного материала, игры с мелкими деталями (мозаика и др.) -По максимуму привлекайте малыша к труду (застегивание своей одежды и обуви, протирание пыли, полив цветов, стирка кукольной одежды, мытье игрушек), который развивает мелкую моторику и сенсомоторную координацию |
Способ №14 «Письма» (с 4-5 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие связной речи -развитие умения строить сложные предложения, связывать их в единый текст, выстраивать речь логично и понятно для собеседника
| Вы предлагаете ребенку написать письмо (кому и по какому поводу – обговариваете обязательно. Причем повод должен быть реальным, жизненным). Вы начинаете фразу, малыш ее заканчивает. Например, «Здравствуй… сегодня мы были… Сначала мы… Потом… И вдруг мы встретили…». Слыша постоянно связки между частями текста в Вашей речи, малыш постепенно их усвоит и начнет сам использовать в своих пересказах и рассказах. Ребенку важно наглядно видеть результат своей речи (оформить историю в виде письма, сказку - в виде самодельной книжки). Диктуя Вам, ребенок получает паузу для обдумывания следующего предложения, чего в обычной речи не бывает. В результате речь становится более развернута. | Можно -под диктовку ребенка написать письмо бабушке, папе, который в командировке знакомому человеку в больницу -записать сказку и оформить в виде книжки-самоделки (книжку со сказкой можно кому-нибудь подарить) -написать поздравление на открытке к празднику.
|
Желаю успехов и радостного общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!
Буду рада, если мои рекомендации помогли Вам в развитии Ваших малышей.
Материал подготовлен с сайта http://reshetnikova.pav8.caduk.ru/p3aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/29/picture-171227-1356810836.jpg)
Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»
Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/23/picture-267161-1371957523.jpg)
Консультация для родителей «Организация физкультурно-игровой среды в домашних условиях»
Физическое развитие – это активные движения, это здоровый образ жизни, это совершенствование двигательных навыков и умений. Оно должно приносить мышечную радость и желание заниматься. Задача взрослых ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/09/picture-1267009-1599601198.jpg)
Консультация для родителей. "Организация правильного питания детей"
Консультация для родителей. "Организация правильного питания детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/22/picture-1429685-1666420058.jpg)
Круглый стол для родителей «Организация правильного детского питания в семье»
Цель собрания: повышение педагогической грамотности родителей, активизация участия родителей в воспитании у детей привычки употреблять в пищу полезные продукты. Задачи:− укреплять здоровье ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-256560-1368956893.jpg)
Консультация для родителей "Организация правильного питания в семье".
Лучше чсех знают и чувствуют ребенка только его родители. Их любовь и интуиция, а также семейные традиции помогают воспитывать ребенка правильно. Но вот вопрос: откуда же возникают проблемы? Почему ма...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/20/picture-1435197-1708414142.jpg)
Консультация для родителей "Организация правильного питания в детском саду и дома"
Консультация для родителей "Организация правильного питания в детском саду и дома"...