Консультации для родителей Организация правильной речевой среды в семье
консультация

Новолодская Наталья Андреевна

Многие родители считают, что развитие речи – это очень сложно.  И что чтобы развивать речь  ребенка надо обязательно накупить горы литературы, тщательно и длительно готовить и проводить с ним дома «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр,  игрушек и «учебников» для малышей.

И при этом не факт, что ребенку будет интересно с ними и с Вами заниматься. Дома у многих в результате возникают горы ненужной литературы – вроде бы полезной, но ребенок категорически не желает по ней заниматься, ему неинтересно!  А ведь заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних  затрат денег  и сил – просто  «по пути». И получать замечательный результат!

Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_pravilnoy_rechevoy_sredy_v_seme.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правильная организация речевой среды в семье

Многие родители считают, что развитие речи – это очень сложно.  И что чтобы развивать речь  ребенка надо обязательно накупить горы литературы, тщательно и длительно готовить и проводить с ним дома «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр,  игрушек и «учебников» для малышей.

И при этом не факт, что ребенку будет интересно с ними и с Вами заниматься. Дома у многих в результате возникают горы ненужной литературы – вроде бы полезной, но ребенок категорически не желает по ней заниматься, ему неинтересно!  А ведь заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних  затрат денег  и сил – просто  «по пути». И получать замечательный результат!

Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка.

Не волнуйтесь! Всё необходимое для развития речи есть в каждой семье – Ваш голос и Ваша любовь к ребенку, стулья и кровать, посуда и игрушки, книжки, природа за окном, книжки, цветная бумага, мыло и другие бытовые мелочи, семейные праздники и многое другое. Всё просто, доступно, всегда под рукой, а эффект дает потрясающий, если знать, как это использовать!

Развитие речи – это не только правильное звукопроизношение, это еще и:

- умение точно, ярко, метко, образно выразить свою мысль, 

- отстоять корректно своё мнение и обосновать его,

- умение слушать и слышать собеседника и вести диалог с ним,

- умение сравнивать, обобщать, делать выводы,  найти суть и отличить ее от неважных деталей и многое другое.

И закладывается всё это в обычном общении с малышом в дошкольные годы.

Важно:

 - Не пытайтесь сразу «впихнуть» как можно больше новых способов в свой режим дня и обрушить это на ребенка. Начните с 1- 2-3 способов, используйте их постоянно, а когда они начнут получаться у Вас легко и приносить удовольствие, добавьте к ним еще 2 способа. И так далее. Постепенно это войдет в привычку общения с малышом и Вы даже будете удивляться, как Вы раньше общались с ребенком по-другому! И увидите явный результат в речи малыша, в том, как он стал выражать свои мысли и чувства.

- Постоянное использование способов по максимуму и всеми членами семьи рекомендовано в случае задержки в речевом развитии малыша. Не нацеливайтесь в этом случае на мгновенный результат. Идите маленькими шажками. При задержке речевого развития чрезвычайно важно постоянное многократное повторение одних и тех же способов и одних и тех же слов в типичных (привычных малышу) постоянно повторяющихся ситуациях. Здесь нельзя «прыгать» от одного способа к другому (взялись - бросили – снова взялись), здесь нужно постоянство и система в применении. Тогда они дадут очень сильный положительный результат через несколько месяцев. Начинайте с комментирования в ходе всего дня и договаривания фраз, а потом присоединяйте другие способы.

- Однократное применение способа результата не даст – это нужно понимать! Ребенку нужно время, чтобы «подрасти» и «созреть» до нового уровня речевого развития. Ведь речь тесно связана с развитием мышления малыша! Не сразу всё будет получаться, надо просто помогать малышу и не спешить – дать ему время освоиться с новыми задачами. И всё получится! 

Способ №1 Комментирование действий (для детей от 0 до 7 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

- обогащение словарного запаса ребенка

- накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов)

-.ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова

Для малышей:

Стихи и потешки для сопровождения общения с ребенком (купание, кормление, одевание и т.д.). Как правильно подобрать и рассказывать потешки детям, чтобы они действительно развивали речь ребенка можете посмотреть здесь

Для детей постарше:

-называем вслух предметы, признаки, действия, детали предмета и его назначение

-многократно повторяем новое слово в разном контексте: «Вот какое полотенце-длинное, пушистое. А где Настино полотенце? У мамы полотенце большое, а у Насти?

-задаем вопросы и даем паузу для ответа: «Какое дно у шкафа-гладкое или шероховатое?» (во время того, как разбираем вещи в ящике)

 

 

 

Используем всегда:

-во время купания (какое полотенце-мягкое, пушистое, большое, красивое…, мыло-душистое, ароматное, белое, овальное…, действия-намылим, смоем, вытрем, включим…, части тела)

-во время одевания (называем одежду, ее части, признаки)

-во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются)

-во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку)

-во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер…)

-не кухне (комментируем, что делаем)

-в поездке (что видим за окном машины, автобуса)

 

Способ №2 Употребление в повседневной речи обобщающих слов (с 2-3 лет до 7 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-уточнение словаря

-умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда…)

 

 

 

 

 

Эффективно: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на тарелку», «Сделаем из овощей салат», «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д.

Неэффективно: «Вот это положи туда», «Надень вот это»

Используем:

-во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку»)

-во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки»

-во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис»)

 

Способ №3 «Непонимание речи малыша» (1-2 года)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-стимулировать активную речь ребенка

 

 

 

 

 

Эффективно: если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать:  «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?»

Неэффективно: если на столе будут лежать однородные фрукты (например, яблоки) и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «яблоко». Малыш почувствует что Вы манипулируете им и начнет плакать или бунтовать.

Эффективно: если на полке будут стоять разные книжки и в ответ на жест ребенка спросите: «Какую тебе книжку дать? Про зайчика? Да? Нет? Про курочку Рябу? Скажи - да? Нет?»

Неэффективно: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «книжку».

-когда малыш обращается к Вам с просьбой

- в специально созданных ситуациях

Этот способ не сработает, если:

-сразу дать желаемый предмет, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость,

-этот предмет находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать,

-предмет непривлекателен для ребенка или у него нет сильной потребности в нем и он легко может от него отказаться.


 

Способ №4 А как ты думаешь? (с 3 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие связной речи

-умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать свое мнение

Эффективно: ребенок спрашивает «Почему завял цветочек?» - «А ты как думаешь?»

При вопросе «Почему» не даем сразу готовый ответ, рассуждаем  вместе с ребенком и даем возможность сначала ребенку ответить на его же вопрос самому

Неэффективно: сразу отвечать на вопрос ребенка «не полили», «отцвел», «стало холодно» и т. д.

-всегда, когда ребенок задаем Вам вопросы

-когда ребенок обращается к Вам с просьбой

-в специально созданных ситуациях.

 

Для использования данного приема необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, он  умел понятно для окружающих излагать свои мысли и активно говорить

 

Способ №5Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел (2-4 года)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-уточнение словаря и его активизация

-развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное

-развивать умение делать выводы. Обобщать

-развивать точность мышления и речи

-при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки)

-накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка-нет, чашка сделана из фарфора, стакан-из стекла)

-дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет)

-во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево (дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) и т.д

-во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)

-во время накрывания на стол (сравниваем  тарелку и блюдце, чашку и стакан)

-во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…)

-во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…)

 

 Способ №6 Точное называние всех предметов и их частей  в речи взрослых, обращенных к ребенку (с 1 года)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие мышления и словаря

-ребенок учится сравнивать предметы, выделять существенные признаки от несущественных

Правильно:«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки». Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?»

Неправильно:«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол стаканы (кружки)»

Правильно: «Надень брюки (шорты, гамаши)»

Неправильно: «Надень штаны»

В ходе обычного общения с детьми в повседневном общении

 

 Способ №7 «Развернутый ответ» (с 3лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие связной речи

-развитие умения понятно выражать и отстаивать свое мнение

Правильно: «Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл?» На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Мы стимулируем ребенка развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение

Неправильно:«Ты ел в детском саду? Ты играл? Тебе интересно было сегодня в детском саду?». «Какое сейчас время года?»

Задавая такие вопросы, ребенок будет давать односложные ответы. В таком общении речь не развивается.

-по дороге в детский сад и обратно («Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?»)

-дома, если вы с ребенком не виделись какое-то время («Как ты помогал бабушке?»)

-после совместного посещения театра, кинотеатра, циркового представления, выставки («Что тебе больше всего понравилось?А что не понравилось?»)

 


 Способ №8 Общение с другими детьми вне занятий (с 2-3 лет, наиболее важно с 5 до 7 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие умения вести диалог

-освоение детьми сложных предложений

-в речи, обращенной сверстнику, ребенок употребляет в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем со взрослыми

-игры с правилами: подвижные (дети договариваются о том, в какую игру будут играть, выбирают водящих, проговаривают слова, предусмотренные игрой), театрализованные (договариваются, какой спектакль будут разыгрывать, распределяют роли, проговаривают реплики, слова, согласно своей роли)

-сюжетно-ролевые игры (распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры…)

-совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине…)

-во дворе

-в семейном клубе

-дома (с братьями и сестрами)

-в играх дома с соседскими детьми

 

Важно:

-имеется ввиду именно самостоятельное общение, а не их общение под руководством взрослого, который все планирует и организует за детей

 

-очень полезно общение с более старшими детьми по возрасту

 


 Способ №9 «Координация движений» (с первых месяцев жизни)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

Развитие речи тесно связано с развитием мозжечка, а значит, связано с развитием координации движений. В этих упражнениях мы не только развиваем движения, но и развиваем речь и создаем предпосылки для ее успешного усвоения.

Для самых маленьких: массаж и первые физические упражнения

Затем:активное ползание по дому, хотьба, ходьба на небольшой высоте (по бревну, скамейке), пролезание через воротца или туннель, игры с мячом, активное пользование ложкой, самостоятельное одевание, подвижные игры на координацию движений…

Для детей постарше:велосипед, коньки, ролики, лыжи, скакалка, «классики» и т. д.

-на прогулке

-по возможности дома

-на отдыхе

-в спортивном клубе

 

 

 


Способ №10 Сундучок красивых слов из книг (с 3 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

Обогащение словаря ребенка образными выразительными словами. Малыш начинает обращать внимание на язык, красивые слова, будет учиться выделять их в потоке речи, а потом использовать в своей речи.

Пример таких слов: «туча занавесила небо», «Закричал на всю Ивановскую», «нос повесил», «вьется змейкой»

Пример называния жанра, автора: «Я прочитаю тебе сказку (рассказ, былину, стихотворение - называем жанр). Она называется… Ее написал писатель…

Постоянно в ходе чтения или после прочтения книжки.

Читая ребенку книжки, восхищайтесь красивыми образными выражениями, называйте их детям, называйте жанр и автора произведения. После прочтения можно собрать все красивые слова из прочитанного произведения в один сундучок. Кто вспомнил слово, кладет его в сундучок (т.е. кладет фишку). Задача – вспомнить после прочтения как можно больше таких образных слов и выражений. При затруднении можно перечитать текст еще раз.

 


Способ №11 Домашний театр (с 3 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-Развитие связной речи

-умение вести диалог

-умение пересказывать текст по ролям

-развитие творческих речевых способностей

Какие бывают театры

http://www.maam.ru/detskijsad/teatry-byvayut-raznye.html

с 2 лет - любые тематические наборы мелких фигурок. В 3 года-фигурки домашних животных и персонажей из бытовых сказок. В 5 лет-фигурки персонажей волшебных сказок.

Как играть в домашний театр

http://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/domashnij-teatr-svoimi-rukami.html

 

http://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=72872#close

 

http://neposed.net/training-games/domashni-teatr.html

 

Во время игр:

Давайте фигурки театра ребенку в свободный доступ. Пусть он импровизирует с ними разные диалоги и сюжеты сам. К семейному или детскому празднику можно сделать небольшой спектакль-инсценировку как подарок другу или близкому человеку. Такой интереснее детям, чем обычный пересказ или занятия по тетрадкам, а развивает речь замечательно.

 


Способ №12 Речевые игры в дороге (любой возраст)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

Любые задачи по развитию речи в зависимости от выбранной игры

 

http://rodnaya-tropinka.ru/igry-v-doroge/

 

http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-v-doroge-dlja-detei-3-4-let.html

 

http://mamaspuzzles.com.ua/index.php?catid=127:24-36-&id=857:-3-4-&Itemid=159&option=com_content&view=article

 

http://www.ds1524.ru/groops/gr2014/10gr/rechevie_igri_10gr.pdf

 

По пути куда-либо пешком, в дороге на автомобиле, поезде, в очереди

 


Способ №13 Моторное планирование (любой возраст)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие мелкой моторики и речи связаны, но не каждое упражнение для развития мелкой моторики ведет к развитию речи ребенка.

 

Как их правильно отбирать для конкретного малыша, что такое моторное планирование читайте здесь

http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-melkoj-motoriki/

 

http://rodnaya-tropinka.ru/palchikovaya-gimnastika/

 

http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm

 

-Не тратьте время на упражнения в тех движениях, которые уже получаются у ребенка быстро и легко. Важно осваивать те движения, которые еще не получаются и доводить их до хорошего качества выполнения-легкого и точного. Пальчиковую гимнастику могут заменить лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги и природного материала, игры с мелкими деталями (мозаика и др.)

-По максимуму привлекайте малыша к труду (застегивание своей одежды и обуви, протирание пыли, полив цветов, стирка кукольной одежды, мытье игрушек), который развивает мелкую моторику и сенсомоторную координацию

 

Способ №14  «Письма» (с 4-5 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие связной речи

-развитие умения строить сложные предложения, связывать их в единый текст, выстраивать речь логично и понятно для собеседника

 

Вы предлагаете ребенку написать письмо (кому и по какому поводу – обговариваете обязательно. Причем повод должен быть реальным, жизненным). Вы начинаете фразу, малыш ее заканчивает. Например, «Здравствуй… сегодня мы были… Сначала мы… Потом… И вдруг мы встретили…». Слыша постоянно связки между частями текста в Вашей речи, малыш постепенно их усвоит и начнет сам использовать в своих пересказах и рассказах.

Ребенку важно наглядно видеть результат своей речи (оформить историю в виде письма, сказку - в виде самодельной книжки). Диктуя Вам, ребенок получает паузу для обдумывания следующего предложения, чего в обычной речи не бывает. В результате речь становится более развернута.        

Можно

-под диктовку ребенка написать письмо бабушке, папе, который в командировке знакомому человеку в больницу

-записать сказку и оформить в виде книжки-самоделки (книжку со сказкой можно кому-нибудь подарить)

-написать поздравление на открытке к празднику.

 

Желаю успехов и радостного общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения! 

Буду рада, если мои рекомендации помогли Вам в развитии Ваших малышей.

 Материал подготовлен с сайта http://reshetnikova.pav8.caduk.ru/p3aa1.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»

Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....

Консультация для родителей «Организация физкультурно-игровой среды в домашних условиях»

Физическое развитие – это активные движения, это здоровый образ жизни, это совершенствование двигательных навыков и умений. Оно должно приносить мышечную радость и желание заниматься. Задача взрослых ...

Консультация для родителей. "Организация правильного питания детей"

Консультация для родителей. "Организация правильного питания детей"...

Круглый стол для родителей «Организация правильного детского питания в семье»

Цель собрания: повышение педагогической грамотности родителей, активизация участия родителей в воспитании у детей привычки употреблять в пищу полезные продукты. Задачи:− укреплять здоровье ...

Консультация для родителей "Организация правильного питания в семье".

Лучше чсех знают и чувствуют ребенка только его родители. Их любовь и интуиция, а также семейные традиции помогают воспитывать ребенка правильно. Но вот вопрос: откуда же возникают проблемы? Почему ма...

Консультация для родителей "Организация правильного питания в детском саду и дома"

Консультация для родителей "Организация правильного  питания в детском саду и дома"...