Консультация для родителей детей с ОНР: «Обучение грамоте как основа подготовки детей к школе»
консультация (подготовительная группа)

Лапутина Наталья Алексеевна

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

         Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок овладеет грамотой, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

         Большая часть знаний по русскому языку приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать уже в детском саду.

         Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку.

         Взрослым необходимо знать, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического) и грамотного подготовленного педагога. В задачи ДОУ не входит обучение детей чтению, а только подготовка к овладению чтением. Это нужно понимать родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

детей с ОНР:

«Обучение грамоте как основа подготовки детей к школе»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

            Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок овладеет грамотой, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

            Большая часть знаний по русскому языку приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать уже в детском саду.

            Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку.

              Взрослым необходимо знать, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического) и грамотного подготовленного педагога. В задачи ДОУ не входит обучение детей чтению, а только подготовка к овладению чтением. Это нужно понимать родителям.

Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте

Содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:

  1. развитие связной речи;
  2. подготовка к обучению чтению;
  3. подготовка к обучению письму.

          Предложить родителям более подробно остановиться на одном из направлений: развитие связной речи, а других направлений в работе коснуться на следующих консультациях.

           Итак, одно из направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школе это развитие связной речи.

           Владение связной монологической речью является высоким уровнем в  речевом развитии дошкольников.

Для того чтобы подтвердить невысокий уровень речевого развития детей на середину учебного года, родителям предлагается просмотреть видео материал занятия в старшей логопедической группе по рассказу Т.А.Ткаченко (серия сюжетных картинок «Незнайкин подарок»). Затем  вместе с родителями проводится анализ просмотренного видео занятия. В результате совместного обсуждения родители приходят к пониманию недостаточного уровня развития связной речи своих детей и необходимости уделять больше внимания составлению и пересказу рассказов дома.

Связная монологическая речь включает  в себя освоение:

1) звуковой стороны языка;

2) словарного состава;

3) грамматического строя.

Разберем по порядку все эти составляющие.

Итак, первая составляющая связной речи – звуковая сторона речи.  Она предполагает произнесение детьми всех звуков родного языка. Если ребенок не произносит или искажает звуки, то это в дальнейшем отразится в письменной речи. Поэтому так важно выговорить все нарушенные звуки. С уровнем звукопроизношения своих детей родители знакомятся на еженедельных консультациях.

Следующая составляющая развития связной речи – это обогащение словаря. Важным направлением словарной работы в старшей группе является освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

         Необходимы упражнения в:

А) классификации: посуда (столовая, кухонная, чайная); одежда (летняя, зимняя, демисезонная); транспорт (пассажирский, грузовой, наземный, подземный, водный, воздушный) и т.д.

Словарная работа с детьми предполагает также:

Б) освоение новых родственных значений известных слов.

Освоение средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений.

Игра с родителями «Дерево родственных слов» (вода, снег, рука). Предложить родителям по карточкам подобрать родственные слова к слову «вода»: водник, водяной, водопад, подводник и т.д. Точно также и с другими словами.

В) освоение переносных значений известных слов.

Игра с родителями «Подбери похожие обозначения слов» (ручка, ключ, крыло, коса, гребешок) по картинкам –  показать, что  каждое из этих слов можно обозначить несколько разных предметов.

Активно лексика старших дошкольников обогащается за счет:

         Г) эпитетов, синонимов, антонимов.

Игра с родителями «Скажи наоборот» по символу «Мальчик Наоборот» (на листе изображен мальчик, стоящий на голове, который обозначает, что слова могут «переворачиваться», т.е. менять свой смысл). Родителям предлагается подобрать слова-антонимы: сильный-…., добро-…., бесстрашный-……, радость-….. и т.д.

Игра с родителями «Какой, какая, какое?» со словами-картинками. Родителям предлагается подобрать слова-определения к слову «корова»: рогатая, доящаяся, мычащая, полезная, большая, здоровая, молочная, сильная, мычащая и т.д. Точно также и с другими словами.

Третья составляющая развития связной речи – совершенствование  грамматического строя речи.

            Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.

           Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи – умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослыми.

           В старшей группе вводятся новые виды работы:

1) ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение из слов, слова – из слогов и звуков, то есть выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к обучению грамоте;

             2) с детьми седьмого года жизни уточняется правильное употребление «трудных» глаголов (одеть-надеть, положить-класть), при этом обращается внимание на антонимы: одеть-раздеть, надеть-снять; глаголы совершенного и несовершенного вида (поливает-полил, переливает-перелил, строит-построил и т.д.);

           3) усложняются задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал-перебежал-забежал; веселый-веселиться, грустный-грустно);

           4) в старших группах закрепляется умение образовывать название детенышей животных  в самых разных случаях (у лисы – лисенок, у лошади – жеребенок) и название предметов (сахар-сахарница, соль-солонка).

           5) дети в этом возрасте учатся подбирать однокоренные слова (весна-весенний-веснушки);

6) употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра с родителями «Скажи ласково» или «Гномик и Великан» (дается установка, что каждое слово может звучать по-разному: у «Гномика» – ласково, у Великана» – обычно). Родителям предлагается придумать «ласковые» слова к слову «корова»: коровка, коровенка, коровушка, коровеночка и т.д. Точно также и с другими словами.

            Таким образом, с родителями обсуждается и обыгрывается в практической деятельности готовность ребенка к обучению в школе. Итогом проведенной консультации должно быть понимание родителями того, что подготовка к школьному обучению – это длительный и разносторонний процесс развития речи ребенка, требующий понимания, грамотного подхода и системности в работе педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе»

 Подготовить  ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение  к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность  и необх...

Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов и родителей по обучению грамоте с целью подготовки детей к обучению в школе.

Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы педагогов ДОУ по обучению грамоте детей  коррекционной логопедической группы. Раскрывается актуальность и  система работы по данн...

Значение обучения грамоте как основа подготовки детей

         Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предлож...

Консультация для родителей Готовность руки к письму, важный этап подготовки детей к школе.

Привлечь внимание родителей к одному из этапов обучения, через показ целенаправленных методов и приемов на развитие мелкой моторики....

Консультация для педагогов "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе"

quot;Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе"...

развитие речи как основа подготовки детей к школе

Почему важно развивать и исправлять недостатки речи до школы. Сообщение для родителей...