Рекомендации: "Развитие фонематического слуха"
консультация

·        Это способность правильно слышать и узнавать звуки.

 

·        Фонематический слух является одной из составляющих  фонематической функции. 
Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же.

 

·        Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.

 Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву.

·        Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит.

 

Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskih_sluh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 

   КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

  «Фонематический слух»

  • Это способность правильно слышать и узнавать звуки.

  • Фонематический слух является одной из составляющих  фонематической функции. 
    Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же.

  • Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.

 Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву.

  • Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит.

  • Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого
  • Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков.

  • В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается не правильно.
  • Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак,  лук-люк,  жук--щук) . Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.
  • К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания.

Если у ребенка  недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем:

  • он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности малыша.
  • При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова.

  • Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки.

  • В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма) .

  • Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате негативное отношение к процессу обучения.

  • Поэтому,  очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить - сформирован ли у вашего ребенка фонематический слух, в норме ли его произношение.

  • Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно: СА –ЗА, ГА - КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА; ДА-ТА-ДА и т. д.

  • Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых) , например: миШка - миСка, Зайка - Шайка, Рак - Лак и т. д. В конце можно дать такое задание: я буду называть  разные звуки если услышишь звук (например С) поймай его, хлопни в ладоши: а -п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

  • Наиболее часто дети  путают звуки  похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению) . Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь, щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;звонкие и глухие: д-т, в-ф и т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....