Активизация познавательно - исследовательской деятельности детей средней группы через организацию игр-экспериментов
статья (средняя группа)

Пушкарева Виктория Сергеевна

Познавательно -исследовательская деятельность четырехлетних детей , используя игры - эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательно - исследовательской деятельности детей средней группы через организацию игр-экспериментов

 

Дети по своей природе являются исследователями. Им необходимы условия, которые способны удовлетворить их жажду получения новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Таким образом, самостоятельность к нахождению новой информации об окружающем мире является главной чертой детского поведения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) от 01.01.2014г. на этапе завершения дошкольного образования представлен определенными целевыми ориентирами, одним из которых является любознательность.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Основой мировосприятия четырехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир – отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон: его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего?Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов четырехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу – действую), ему необходима помощь взрослых. Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Таким образом, исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является игровая совместная деятельность педагога и детей. Следовательно, в рамках работы по активизации познавательной исследовательской деятельности младших дошкольников уместно организовать данную деятельность через использование игр-экспериментов.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи: умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, обогащается активный и пассивный словарь, совершенствуется грамматическая сторона речи.

Цель организации игр-экспериментов в средней группе: создание ситуаций для формирования успешной самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей.

Специфические задачи организации игр-экспериментов:

 учить входить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

 активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

 формировать начальные предпосылки поисковой деятельности (практические опыты).

Организация игр-экспериментов в средней группе включает в себя работу в рамках трёх основных этапов:

1 этап: педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении;

2 этап: педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем;

3 этап: педагог предоставляет детям возможность самостоятельного использования полученной информации.

В рамках успешной реализации выше поставленных цели и задач в нашей группе создана соответствующая предметно-пространственная среда. Где осуществляется организация игр-экспериментов, направленных на активизацию познавательной исследовательской деятельности дошкольников.

Исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение снегиря за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство.

Задача педагога – помочь ребёнку в проведении этих исследований, сделать их полезными для исследователя и его окружения, т.е. поддерживать и развивать исследовательское поведение ребенка. Важным моментом в данной работе является взаимодействие с родителями через проведение консультаций, мастер-классов, предоставление соответствующих литературных источников, знакомство с Интернет-ресурсами.

педагогические воздействия на восполнение указанных пробелов. Особенно эффективны в этом плане методы и приемы обучения, базирующиеся на познавательной активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск и анализ проблемно – игровых технологий по активизации познавательно – исследовательской деятельности детей старшей группы

Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого проце...

Перспективный план работы по экспериментальной и познавательно - исследовательской деятельности детей средней группы.

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад   № 69»ЭМР Саратовской областиул. Маршала Василевского А.М., д.69 413124, г. Энгельс, Саратовская область,те...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы «Волшебная вода»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей  средней группы «Волшебная вода»...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы» от 19.02.2020г.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...

Статья "Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы ДОО"

Статья раскрывает актуальность данной темы и значение использования в работе современных образовательных технологий развития познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы ДОО....

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы "Погружение в волшебство"

Проект «Погружение в волшебство» направлен на изучение позновательно-исследовательской деятельности. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на нараб...