Как закрепить правильное произношение звуков?
консультация

Ноздрачева Елена Николаевна

 

Памятка для родителей- звук поставлен, что дальше?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_zvukam.docx16.73 КБ
Microsoft Office document icon kak_dolgo_zanimatsya.doc166 КБ
Microsoft Office document icon oshibki_roditeley.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Как закрепить правильное произношение звуков?

(Памятка для родителей)

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

          Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения.

Планируя занятия, помните, что:

Они должны быть систематическими, так как у ребёнка навык формируется в результате постоянного повторения, в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;

  • Правильно выбирайте время для занятий.
  • продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
  • Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, Избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ»,
  • Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность!

  • «Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.                                                                                                                   Например, для звука «Р»:                                                                                                           _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_.

  •  «Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодоча, полка - …, угол - …, лошадь - …, лужа - … (для звука «Л»); шар - …, кошка - …, шкаф - …, шарф - …, ухо - …, карандаш - …, шуба - …, мешок - … и др. (для звука «Ш»).

  •  «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука : роза – розы, друг - …, сестра - …, ковёр - …, муравей - …, рот - …, метро - …, кенгуру - … (звук «Р»). Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать много предметов, употребляя слово «много»: друг – много друзей,  игрушка – много …, карандаш – много …, грузовик – много …(звук «Р»). В этих играх детям необходим образец.

  • «Назови ласково». Для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.

  • «Доскажи словечко».  «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). Если ребёнок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.). Когда он задумывает слово, попросите его записать так, чтобы вы не видели. Проверив правильность вашей отгадки, вы сможете оценить не только графические навыки ребёнка, но и уровень сформированности звукобуквенного анализа. Если слово не понятно из-за пропусков и перестановок букв, значит, необходима тщательная работа в этом направлении.

Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком, который он научился правильно произносить.

  • игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше. Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

  • Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а также признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами.

  • Загадки с нужным звуком. Например:   

Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

      Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

Желаю успеха!



Предварительный просмотр:

Как долго нужно заниматься с логопедом?

 "КАК ДОЛГО НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ С ЛОГОПЕДОМ?"

"Как долго нужно заниматься с логопедом?", "Сколько необходимо занятий?". Подобные вопросы  задают чаще всего. Это нормально, ведь родителям нужно хотя - бы примерно представлять, сколько времени и денег придётся потратить. И можно  ответить на эти вопросы, прямо и конкретно: "Для [Р] необходимо 8 занятий, и точка!". Или что - то в этом роде. Если бы всё зависело ТОЛЬКО от нас. К сожалению, это не так. На успешность и продолжительность логопедической работы влияет куча факторов, а не исключительно  профессиональные навыки.

Итак, вы хотите узнать, как долго вам нужно будет водить ребенка к логопеду. Для начала его необходимо показать специалисту... очно. Только после диагностики логопед сможет сделать выводы и примерно сориентировать вас по срокам.

Давайте разберемся, от чего же зависит продолжительность логопедической работы. Список далеко не полный, но мы пробежимся по верхам.

1. Конечно, эффективность зависит от специалиста, который работает с вашим ребенком. Я всегда призываю искать «своего» логопеда, с которым будет комфортно вам и вашему ребенку. Сходите на консультацию к нескольким специалистам, постарайтесь вникнуть в суть проблемы, чтобы отделить мух от котлет и не страдать потом от ложных ожиданий.

2. Логопедическое заключение. Речевой «диагноз» ребенка. В зависимости от тяжести речевого нарушения, может потребоваться от 8 — 10 занятий, до нескольких ЛЕТ серьезной логопедической работы.

3. Дисциплина. Если вы хотите, чтобы логопедическая работа была эффективной, нужно РЕГУЛЯРНО посещать занятия, выполнять домашние задания и контролировать речь ребенка. Если вы ходите неделю через две, делаете д/з «на отвали» (или не делаете вовсе) и не обращаете внимания на то, как говорит ваш ребенок, то и результаты будут соответствующие.

4. Готовность родителей решать медицинские проблемы ребенка. Иногда логопед «посылает» вашего ребенка к врачам: ЛОРу, неврологу, сурдологу, ортодонту и даже психиатру. Во многих случаях нерешенные проблемы со здоровьем делают логопедическую работу малоэффективной, а то и вовсе невозможной. Проблемы со слухом, с дыханием, прикусом, тонусом, поведением…

5. И от ребенка тоже кое — что зависит))) От его отношения к дефекту, мотивации, готовности сотрудничать, работоспособности и т.д.

Логопедические занятия, даже платные, предполагают, что усилия будут прикладываться не только со стороны педагога, но и со стороны ученика и его родителей. Уместнее всего это сравнить с занятиями в спорт. зале. Тренер может показать вам эффективные упражнения, может подобрать диету. Но если вы будете посещать спортзал раз в три недели и есть булки перед сном, результата вы не увидите))) Чем меньше усилий вы прикладываете со своей стороны, тем дольше вам придется ходить к логопеду.

 

5 полезных игр от нейропсихолога


Главная деятельность ребенка дошкольного возраста - игра! Ребенок в игре развивается, учится взаимодействовать, выражать эмоции. Кроме того, в процессе игры происходит подготовка к обучению в школе.

1. Хорошая работоспособность - один из важных факторов успешного обучения. Для повышения нейродинамики или уровня мозговой активности полезна игра "Дутибол": 2 игрока, сидя или лежа друг напротив друга, дуют на шарик от пинг-понга (кусочек ваты или бумажки) и пытаются загнать его в ворота соперника, сделанные из карандашей.

2. Для развития концентрации внимания и умения ориентироваться в пространстве листа поиграйте в игру "Муха". В центр расчерченного поля 3х3 помещается муха. Взрослый дает ей команды - «вправо», «влево», «вверх», «вниз» - при этом муха перемещается на одну клетку. Ребенок следит глазами за передвижениями мухи и должен хлопнуть в ладоши, когда она будет покидать пределы поля.

3. Для успешного обучения необходим хороший самоконтроль. Для развития умения действовать по правилу, контроля двигательных и эмоциональных реакций и снятия импульсивности подойдет игра "Нос-пол-потолок". Ведущий показывает пальцем на свой нос, затем на пол, затем на потолок, одновременно называя их. Затем, увеличивая скорость, начинает путать играющих: показывает одно, а называет другое. Играющие должны показывать правильно то, что ведущий называет, игнорируя его показывание. Обязательно предложите ребенку быть ведущим!

4. Двигательное развитие дошкольника органически связано с развитием его когнитивных (мыслительных) функций. Поэтому не стоит забывать о подвижных играх! Игра в "Вышибалы" способствует развитию крупной моторики, глазодвигательной координации, учит рассчитывать силу удара, направление броска, что в последствии обеспечит успешность освоения школьных навыков: чтение, слежение за строкой, контроль силы нажима при рисовании и письме.

5. Игра в "Ладушки" в разных вариациях несет огромную пользу для развития межполушарного взаимодействия, чувства ритма и стабилизации и активации энергетического потенциала организма. Играть в нее можно не только ладонями, но и стопами ног!

Играйте с удовольствием!



Предварительный просмотр:

ОШИБКИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ

 ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ☝


✅Ошибка № 1. Игнорируем домашние задания.
Речь развивается по принципу формирования условных рефлексов, то есть в результате многократного повторения. Автоматизация поставленного звука не исключение. Если не выполнять рекомендации логопеда, не тренироваться ежедневно дома, результат будет минимальным.

✅Ошибка № 2. Слишком высокий темп речи.
Взрослый должен своим примером демонстрировать ребёнку приемлемый темп речи. При высокой скорости речевого потока ребёнок не будет успевать контролировать органы артикуляции, поэтому на первых этапах закрепления звуков, следует контролировать и темп речи, и правильность произношения поставленного звука.

✅Ошибка № 3. Слишком сложный речевой материал.
Если ребёнок пока ещё нечётко произносит звук изолированно, то не стоит предлагать ему произносить скороговорки, стихи и т.п. То же самое относиться и к ситуации, когда ребёнок перешёл на этап автоматизации звука в словах, но пока делает это неуверенно и с трудом. Закрепление звука должно проходить постепенно: изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, фразах, связной речи. Нельзя пропускать эти этапы, особенно если ребёнок преодолевает их с трудом. Придерживаемся принципа "от простого к сложному". Иначе говоря, как ребёнок будет произносить фразу, используя поставленный звук, если на уровне слога он испытывает трудности? Поэтому переходим с более сложным речевым конструкциям только тогда, когда освоили более простые.

✅Ошибка № 4. Не обращаем внимание на произношение ребёнка в быту.
Поставленный звук необходимо отрабатывать не только в тех упражнениях, которые даёт логопед, но и в бытовой речи, в самых разных ситуациях: дома и по дороге в детский сад, на прогулке и в магазине и т.д. Так у ребёнка будет формироваться осознание того, что поставленный звук нужно произносить не только в кабинете у логопеда. И, конечно же, напоминать и поправлять ребёнка необходимо в доброжелательной форме.

✅Ошибка № 5. Не мотивируем ребёнка.
Необходимо поддерживать ребёнка на этапе автоматизации звука, ведь это для него огромный труд, требующий как физических, так и эмоциональных усилий. Обязательно надо не только указывать на ошибки, но и обращать внимание на красивое, правильное произношение! Если делать акцент только на ошибках, у ребёнка никогда не возникнет мотивации к дальнейшим занятиям, а только отвращение. Хвалите и искренне радуйтесь успехам ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Семинар-практикум для родителей На тему: « Ура! Звук родился» Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.

Конспект семинара-практикума для родителей, целью которого является оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков....

Как закрепить правильное произношение звуков ??? (Памятка для родителей)

Как закрепить правильное произношение звуков ???(Памятка для родителей)...

Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимодейств...

Как закрепить правильное произношение звуков

Консультация для родителей по речевому развитию...

Как закрепить правильное произношение звуков

Предлагаемые  игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей ре...

Консультация для родителей «Как закрепить правильное произношение звуков»

Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала, направлены на развитие у ркбёнка навыка контроля за своей речью и могутвыполняться в домашнихусловиях....