Рекомендации родителям по совместной деятельности с детьми дома
картотека

Игры для совместного проведения досуга в семье.

Рекомендации по домашним занятиям для родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по совместной деятельности с детьми дома

Сегодня  мы поговорим об организации досуга детей в семье. Для ребенка семья –это мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться сочувствовать. С помощью семейного досуга можно всю гамму чувств ребенка сделать еще ярче и сильнее. Семейный досуг должен приносить радость всем членам семьи и от содержательного доброжелательного общения, от реализации своих потребностей в движении, познаний. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень, способствует развитию гармонии в семейных отношениях.

Если совместный отдых станет семейной традицией, то это будет являться залогом счастливой дружной семьи, в которой не остаётся места вредным привычкам  и непониманию, отчуждённости, скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», которой он проносит через свою жизнь, и, став взрослым человеком, создаёт свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих дел.

 Помните, что именно с помощью родителей ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность его вступления в мир людей. И по этой причине родители должны больше времени уделять досугу семейному, вместе с детьми проводить свое свободное время.

 Игра - ведущая деятельность дошкольника, в игре раскрываются его возможности и способности. В игре он, незаметно для себя, приобретает новые знания, умение, навыки, осуществляет поисковые действия, учится мыслить и творить.

Предлагаем игры для детей и взрослых дома.

  1. Игра: « Каждой вещи – своё место»

Первый вариант: Предложить ребёнку заметить, где лежат, стоят, висят различные домашние предметы, а затем выйти из комнаты.

Соберите на столе 5- 6 небольших предметов. Пригласите ребёнка зайти в комнату и предложите ему вернуть каждый предмет на его место. Если ребёнок играет один, он должен выполнить задание по времени.

Второй вариант: Ведущий меняет предметы местами. Задача  играющих  – вернуть вещи на прежние места. Взрослые незаметно перемещает отдельные предметы, а дети, занимаясь  другими делами, играми, время от времени проверяют, все ли вещи в комнате лежат на своих местах.

Предварительная работа - вместе с ребенком привести в порядок игрушки и пособия, разместить в удобных для пользования местах.

Методические приемы - чтение стихотворения «Маша-растеряша», вопросы к ребенку:

- Как ты думаешь, почему девочку называют растеряшей?

- Что нужно сделать, чтобы ее не называли растеряшей? Маша не могла ничего найти, потому что не знала хорошего правила.

- Какого правила?

- А теперь посмотрим, знаешь ли ты место каждой вещи.

  1. Игра: «Соедини части – получишь целое»

Для игры потребуются две одинаковые красочные открытки. На  одной из них срежьте белый ободок и попросите ребёнка ломанной линией разрезать эту открытку на две части. Из двух частей составить картинку не трудно. Затем предложите ему снова разрезать полученные части и, глядя на целую открытку, попробуйте составить её из разрезанных частей.

Повторите  задание несколько раз: с каждым разом получается всё больше частей, и составлять из них открытку становится все трудней.

Разрезанную открытку на части и целую положите в конверт.

  1. Игра: «Следопыт»

Ребёнок выходит из комнаты. Ведущий ( родители или сестра, брат) в разных местах прячет несколько заранее условленных небольших предметов.

Ребёнку предлагается найти их, заметив по часам, сколько времени ему это понадобится. Постепенно время выполнения задания сокращается.

  1. «Эмоции».

Задачи: Формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка - умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Развивать воображение

Ход игры:

Бывают чувства у зверей,

У рыб, цветов и у людей

Влияет без сомнения

На нас всех настроение!

-У всех у нас случается так, что нам бывает весело, или мы наоборот мы грустим или злимся, это называется настроение или эмоции. Как ты думаешь, от чего меняется наше настроение?

-Настроение меняется от ситуаций, в которых мы с тобой можем оказаться. Например, тебя похвалили, и у тебя стало хорошее настроение, а если вдруг ты плохо поступил и тебя за это наказали, то и настроение, скорее всего у тебя испортится.

-Посмотри, на этой странички стоят человечки, которые повернулись к нам спиной, у них у всех разное настроение. Чтобы узнать какое, ты достанешь карточку с эмоцией и посмотришь на него, никому не показывая, и постараешься изобразить ту эмоцию, которую выражает человечек, а я буду ее отгадывать. (Ребёнок достаёт человечка, изображает эмоцию, родитель отгадывает.)

C:\Users\ASUS\Desktop\feelings-clipart-black-and-white-6.png

  1. Стойкий оловянный солдатик (упражнение для физкультминутки)

Цель: развитие внимания, выдержки, согласованности действий. Упражнение можно применять как физкультминутку, а можно просто поиграть так с ребенком.

Выполняется под стихи:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем дружно мы шагать! (Шагают на месте)

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий. (становятся на правую ногу)

Ногу левую – к груди, (подтягивают левую ногу к груди)

Да смотри не упади!

А теперь постой на левой, (становятся на левую ногу)

Если ты солдатик смелый.

Всё, закончилась игра,

Спасибо за занятие тогда!

  1. Шаловливая минутка

Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности.

Ребенку объясняют: «Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать... Но помни, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Упражнение повторяется 2 – 3 раза

  1. Час тишины и час «можно»

Цель: ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, играть, стучать, обнимать родителей, висеть на них и т.д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

  1. Я кубик несу и не уроню .

Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.

Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

  1. «Четыре стихии».

Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации.

Родитель объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

  1. Игра «Съедобное – несъедобное».

  1. Совместное рисование на одном листе или игра «Рисунки одним карандашом».

Сегодня мы немного порисуем, но особым образом. Ребенок садится за стол рядом со своим родителем. На двоих дается один большой лист бумаги и один карандаш. По команде ребенок и взрослый берут карандаш в руки и одновременно рисуют «картину». Разговаривать нельзя. После завершения задания, «картина» обсуждается.

Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. А что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, мы предлагаем вам несколько вариантов игр, которые не требует специальных педагогических знаний и помогут вам провести несколько удивительных минут рядом с вашим малышом. Прогулка с ребенком - идеальное время для общения. Пусть никто Вас не отвлекает. Наслаждайтесь общением с вашим малышом. Большинство игр на улице не требует специального оборудования и подготовки, однако развивают моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление, словарный запас и связную речь.

Игры по дороге домой

1. «Дорожки»

Данная игра поможет развить у ребенка наблюдательность, математические представления. Предложите малышу выбрать дорожку, по которой вы пойдёте домой. Сегодня вы пойдёте по длинной и узкой дорожке или по короткой и широкой? Пусть малыш сам выбирает и ведёт вас, ваша задача проговаривать, по какой дорожке вы шагаете. «Маленькие ножки идут по узенькой дорожке», или «А большие ноги идут по широкой дороге».

2. «Посчитаем вместе»

Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.

3. «Рифма»

Вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. А почему бы вам вместе не поиграть по дороге домой в рифмы? Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост -рост» и т. д. И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.

Игры на кухне

Если родителям нужно заняться домашними делами, постарайтесь с самого начала не отталкивать малыша от себя. Если ребенок хочет помочь вам, то разделите с ним домашние обязанности. Перед выполнением работы покажите ему, как нужно делать, а увидев недостаток в его работе, во-первых все-таки похвалите ребенка за стремление все сделать хорошо, во-вторых указывая ему на его ошибку, покажите еще раз, как следует делать правильно. И пускай у вас уйдет на уборку или приготовление обеда больше времени, но зато малыш будет привыкать действовать с вами совместно, и у него не выработается потребность постоянного времяпровождения перед телевизором или компьютером.

Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Например, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:

1. «Цвет, форма, размер»

Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

2. «Угадай»

Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.

Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

3. «Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Совместно с ребенком, выберите тему игры (например:«Посуда») и по очереди называете предметы посуды. Кто больше назвал, тот и выиграл!

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с». Что можно приготовить?( Салат, сырники, морс, суп). Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки (с4-5лет).

Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д., в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? винегрета? кухонного шкафа? плиты?

Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза - открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!

 Игры в ванной комнате

В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много - мало», «полное - пустое», «половина», «на донышке», «через край».

В тазик с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0, 5-1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика.

 

Конечно, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить малышу по дороге в детский сад и дома. Но нам очень хотелось, чтобы они вам помогли стать ближе с вашим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

ДАРИТЕ СВОИМ ДЕТЯМ САМОЕ ДОРОГОЕ – ВРЕМЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания-рекомендации родителям для совместной деятельности с детьми дома. Осень.

Консультация для родителей по лексической теме "Осень"....

Задания-рекомендации родителям для совместной деятельности с детьми дома. Игрушки.

Консультация для родителей по лексической теме "Игрушки"....

Задания-рекомендации родителям для совместной деятельности с детьми дома. "Фрукты"

Консультация для родителей по лексической теме "Фрукты"...

Задания-рекомендации родителям для совместной деятельности с детьми дома. "Детский сад".

Консультация для родителей по лексической теме "Детский сад"....