Специфические особенности развития дошкольников с расстройством аутистического спектра
статья

Елена Сергеевна Нестерюк

В статье описаны эмоциональные и познавательные особенности   развития детей с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфические особенности развития детей с расстройством аутистического спектра

Дети с расстройством аутистического спектра обладают повышенной чувствительностью к окружающим факторам: различным звукам, свету, тактильным ощущениям и температуре. Эти факторы травмируют психику таких детей, вызывают дискомфорт. Человек также воспринимается как раздражающая часть окружающего мира, особенно лицо, поэтому аутичный ребенок отвергает социальное взаимодействие с родителями и другими людьми, избегает прямого взгляда в глаза. В младенчестве у таких детей не формируется комплекс оживления при виде лица матери.

Взгляд ребенка с РАС направлен в сторону от собеседника, и отражает внутреннее состояние ребенка, а не интерес. Мотивация к общению снижена, речь специфична, наблюдаются эхолалии и речевые штампы из мультиков и высказываний окружающих. Лицо детей амимично, безэмоционально.

 Из-за ограничения позитивных эмоциональных контактов развиваются особые патологические формы взаимодействия с окружающим миром:  компенсаторные аутостимуляции,  повторяющиеся однообразные движения. Стереотипии  могут выражаться в повторяющихся движениях (раскачивающиеся движения, бег по кругу, кружение и другие), в однообразных манипуляциях с  игрушкой, своими пальцами, повторение одних и тех же слов, фраз.

Стереотипность проявляется во всей жизнедеятельности аутичного ребенка: в организации пространства, в одежде, в режимных и  гигиенических ритуалах, в одних и тех же  маршрутах. Эти дети избирательны в еде, пища однообразна, расширить рацион очень проблематично, что порой ведет к нарушению обмена веществ в организме ребенка.

Крупная  и мелкая моторика детей с РАС развита слабо, можно наблюдать вычурность позы ребенка. Но несмотря на неловкость в определенных ситуациях дошкольник демонстрирует невероятную гибкость и скорость движений, может вскарабкаться на шкаф и принимать различные позы прячась в неожиданных местах.

Чувство самосохранения и ощущение реальной угрозы здоровью отсутствует, поэтому необходимо постоянно контролировать место нахождения ребенка, а также предугадывать его возможные действия. Дети могут проявлять агрессию к окружающим и самоагрессию.

Навыки самообслуживания формируются у таких детей с трудом.

Спектр интеллектуальных возможностей аутичных детей разнообразен: от нарушений интеллектуальной сферы в виде умственной отсталости до легкой задержки психического развития и проявления особой одаренности в какой-либо из отраслей знаний. [   ] Высокие сенсорные пороги и страхи детей с одной стороны защищают психику, с другой – ведут к избирательному восприятию и когнитивным нарушениям.  

Специфика формирования перцептивной сферы влияет на развитие интеллекта, детей с РАС можно разделить на три группы:

В первую группу входят дети с расстройством аутистического спектра, познавательное  развитие которых близко к норме, среди них дошкольники с синдромом Аспергера. У таких детей нередко наблюдается одаренность в определенных научных областях,  таланты в какой-либо деятельности.

Вторую  группу составляют дошкольники с расстройством аутистического спектра и парциальной несформированностью высших психических функций.

Третья группа – это дети с расстройством аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью.

Особенностями мыслительной сферы детей с аутистическим спектром являются: овладение и оперирование знаковыми системами лучше, чем с предметными реалиями. Так ребенок с РАС может знать алфавит и цифры, осуществлять счетные операции, но не владеть игровыми действиями с предметами, не накопить элементарных знаний об окружающем мире.  Такие дети выделяют не главные, несущественные признаки предмета, ситуации, но раздражительно значимые  для них. Умозаключения опираются на личностно-значимый опыт, критерии, наличие стереотипных алгоритмов мыслительных операций.

Используемая литература:

  1. Никольская О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – 6-е изд., стер. – М.: Теревинф, 2010. – 288 с.
  2. Плаксунова Э. В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2008. – № 2. – С. 35–40.
  3. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА"

Для педагогов,дефектологов , работающих с детьми с различными нарушениями, в том числе с РАС. В реферате дается систематизированный материал по данным статей за последние 5 лет....

Консультация для педагогов Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.

.Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра....

Презентация «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»

laquo;Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»...

Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра

Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра...

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра – это нарушения с большим разнообразиемхарактеристик поведения. Ребенок может проявить себя как умственно отсталым,так и высокоинтеллектуальным. Он может быть...

Консультация для педагогов «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»

Информация для педагогов об особенностях детей с РАС, о формах проявления аутизма...

СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Методическое пособие

Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды....