Влияние похвалы на самооценку ребенка. Как правильно хвалить работы детей? Советы родителям.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Заварзина Елена Валерьевна

Материал для родителей как правильно хвалить работы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka.docx13.26 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние похвалы на самооценку ребенка. Как правильно хвалить работы детей? Советы родителям.

Влияние похвалы на самооценку ребенка. Как правильно хвалить работы детей?

Поделки, рисунки. Ребенок старается и обязательно показывает взрослым свои работы. И родители, в свою очередь, обычно активно откликаются, восхищаясь работой ребенка. Типичный ответ таков: «Отлично! Замечательно! Как красиво! Какой(ая) ты молодец! »
 В первую очередь родители хотят, чтобы инициатива ребенка поощрялась. Похвала стимулирует   ребенка и дальше стараться  что-то  творить. Это одна сторона похвалы. Но есть и обратная.
Ребенок получил удовольствие и старается снова и снова получить похвалу. Но это не так-то просто. Сначала нужно нарисовать рисунок и только потом рисунок оценят. А рисовать долго. И ребенок быстренько рисует «каляку-маляку» и несет показывать взрослому. И снова получает поощрение. Только в первом случае ребенок старался, а во втором – нет. А похвалу получил одинаковой интенсивности. Бывает еще и так, что ребенок рисует один рисунок за другим и буквально каждые три минуты подбегает к взрослому, который раз за разом искусственно восклицает: «Как хорошо! Как красиво!». Мало того, взрослый порой бросает лишь беглый взгляд и повторяет дежурные слова. И тогда ребенку уже не важно, что он сделал. Он просто делает что-нибудь, чтобы услышать приятные слова. 
В такой похвале очень мало ценности. Ведь в реальности содержание деятельности ребенка не очень интересно родителю и ребенок не получает полноценной обратной связи. 
Как же похвалить ребенка? Лучше всего, обсуждая работу ребенка, использовать феноменологический подход. А именно, описать то, что сделал ребенок, найти какие-то особенности именно этой работы. И важно не оценивать ни ребенка, ни результат его работы. 
Например, вы видите рисунок, на котором нарисован домик и девочка. Вы можете сказать примерно следующее: «Ты нарисовала домик и девочку. Домик желтый. Он очень аккуратно раскрашен. А у девочки розовое платье, как у тебя. Вот это дерево около дома, оно прямо как живое получилось. Кажется, что ветерок шевелит листья. И много цветов на рисунке. Все они яркие, разноцветные. Очень жизнерадостный рисунок. У меня улучшается настроение, когда я на него смотрю». Что говорит взрослый? Он не только описывает рисунок, он говорит гораздо большее. Он говорит: «Я вижу тебя, я вижу твой рисунок, я внимателен к тебе и ты мне интересен. Мне интересен твой внутренний мир и содержание твоей работы». 
Если мы говорим, что рисунок красивый, значит, подразумевается, что другой рисунок может быть «не красивым». И тогда ребенок всеми силами старается соответствовать и рисовать именно красивые рисунки. А ведь творчество безгранично и иногда важнее нарисовать что страшное, нежели прекрасное. Например, ребенок может рисовать свои страхи, обиды, гнев, злость, раздражение. И в этом случае слова взрослого о красоте рисунка скорее будут звучать как непонимание ребенка и даже пренебрежение к его внутреннему миру. Так, трудно назвать красивым рисунок, если ребенок приносит вам лист, почти целиком замазанный краской. Правда? В этом случае взрослому лучше опять обратиться к феноменологии и сказать, например: «На этом рисунке много черного (зеленого, красного). Кажется, тебе хотелось все зарисовать». Такие слова дают возможность ребенку почувствовать принятие со стороны взрослого. 
Давайте стараться не только хвалить работы ребенка, но и видеть их!

(источник:superkinders)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?" Буклет "советы родителям".

1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические кар...

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Самооценка оказывает чрезвычайно большое влияние на общее развитие личности человека. Самооценка – это то, как личность оценивает себя, свои возможности, качества и место среди других людей. Старший д...

Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе

Консультация для родителей. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе...

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОУ СЕМЕЙНОГО ДЕТСКОГО САДА: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

    Детство – это самая счастливая часть жизни каждого человека! Детство – это мир волшебства, роста, познаний, учений, приобретений,  достижений.  Лишь в детств...

Консультация для родителей «Речь ребенка от 2 до 3 лет. Советы родителям»

Каждый маленький человечек-личность неповторимая. Путь к взрослению у всех одинаков, но каждый проходит его в своем темпе, все это строго индивидуально. Впрочем, родители любят сравнивать достижения с...

Консультация для родителей "Правильная осанка у ребёнка: советы родителям"

Многие не задумываются над тем, что правильная и красивая осанка не дается с рождения, а формируется путем ежедневных совместных усилий родителей и ребенка. Как бы нам не хотелось, но число юных па...

Консультация для родителей Как помочь ребенку пережить период адаптации к школе. Советы родителям

Вчепа еще ребенок ходил в садик, где главным занятием была игра, где он чувствовал себя беззаботным и веселым. И вот теперь он стал первоклассником..Возрастают требования учителей и родителей.появляет...