Пальчиковые игры и их роль в развитии мелкой моторики рук у детей третьего года жизни
консультация (младшая группа)

Шакирова Марина Витальевна

Теритический материал о роли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Пальчиковые игры и их роль в развитии мелкой моторики рук у детей третьего года жизни

В раннем детстве происходит стремительный скачок в психическом и физическом развитии ребенка. Это время является особым периодом в жизни, так как именно сейчас закладывается основа для дальнейшего формирования и становления личности. Владение речью, телом, развитие предметной деятельности являются основными достижениями в раннем возрасте, которые определяют развитие психики ребенка. С развитием речи тесно связаны все процессы развития. Данный период является наиболее благоприятным именно для развития речи. Малыши начинают прислушиваться к звукам, радоваться, узнавать знакомые голоса, наблюдать за движениями губ уже в грудном возрасте. Новорожденные дети с самого первого дня впитывают в  себя различные звуки, учатся различать слова. Таким образом дети сначала накапливают свой пассивный словарь, который позднее переходит в активный.

Пальчиковым играм в развитии речи детей отводится особая роль. «Рука — это инструмент всех инструментов» — сказал ещё Аристотель. О пальчиковых играх педагоги и психологи говорят как о великолепном универсальном, развивающем и дидактическом материале. Смысл и методика данных игр заключается в том, что на головной мозг ребенка воздействуют нервные окончания рук и тем самым активизируется мозговая деятельность. Мелкая моторика пальцев рук способствует развитию речи у детей, поэтому с ранних лет так важно заниматься ее развитием.

Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Данные игры важны как для стимуляции развития детского мозга, так и для выполнения различных повседневных действий. Память, внимание, мышление, и главным образом речь развиваются с помощью движений руками. Причиной этому является то, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Когда движения пальчиков достигают достаточной умелости, точности, гибкости, тогда и словесная речь становится богатой и выразительной. Также, целью занятий по развитию мелкой моторики рук является развитие взаимосвязанной и синхронизированной работы обоих полушарий головного мозга. Различные образы и явлений и предметов у нас возникают в правом полушарии, а в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение. Этот процесс может происходить благодаря «мостику» между левым и правым полушариями. Чем этот «мостик» будет крепче, тем чаще и быстрее по нему пойдут нервные импульсы, станет точнее внимание, активнее мышление, выше способности. Чем выше будет двигательная активность, тем лучше развита речь. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

Пальчиковые игры были известны очень давно самым разным народам. Например, в Китае популярны упражнения с металлическими и каменными шарами. Благодаря занятиям с ними у детей улучшается память, деятельность пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, развивается координация движений, ловкость, гибкость и сила рук, уходит эмоциональное напряжение, поддерживается жизненный тонус. В Японии активно используют упражнения для пальцев рук и ладоней с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание ладонями шестигранного карандаша. Из давней поры учили играть с пальчиками и в России. Наиболее распространенными считаются игры «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и др. После того как малыш помыл ручки их вытирали таким образом, что массировали каждый пальчик отдельно.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. В процессе ребенок получает массу необходимых впечатлений для своего интеллектуального и эмоционального развития. Большое разнообразие пальчиковых игр позволяет каждому ребенку заинтересоваться теми, которые наибольшим образом подходят именно его индивидуальными и потребностям, способностям и интересам. Малышам предлагают различные виды пальчиковых игр для того, что бы двигательные усилия, кожные ощущения и зрительные впечатления были самыми разнообразными.

Что же представляют по своей сути пальчиковые игры? Каждый помнит стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Наши первые учителя в начальной школе тоже проводили с нами пальчиковую игру, таким образом они проводили физкультминутки. По своей сути пальчиковые игры – это гимнастика или массаж для рук, а бывает и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом,  веселые стихи, которые так нравятся детям.

По определению Е. Борисовой, пальчиковая игра – это инсценировка в воображаемой ситуации, каких – либо рифмованных историй, стихов и сказок при помощи пальцев рук отражающих реальности окружающего мира. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Важным обстоятельством является то, что бы педагог видел лица детей и наблюдал за впечатлениями от стихотворения и от самой пальчиковой игры, всем детям также должно быть хорошо видно лицо педагога. Ничто не должно мешать малышам слушать и смотреть.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Любопытно, что дети в раннем возрасте часто высказывают свои мысли вслух, даже играя в одиночку. А ребята постарше уже играют молча.

Хорошо организованные игры, в том числе и пальчиковые, которые сопровождаются стихотворными строчками, зачастую превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они приносят столько пользы и очень увлекают малышей! Если текст повторять несколько раз, то со слов взрослых дети многое могут запомнить и воспроизвести. От культуры, содержания и выразительности речи педагогов и родителей напрямую зависит и культура речи детей. К сожалению, не всегда и не все могут обеспечить ребенку необходимый уровень общения. Даже у самых маленьких, только что родившихся детей, имеется потребность в общении со взрослыми. Главным способом такого общения является речь взрослого. Правильное развитие речи имеет огромное значение в процессе воспитания детей. Пальчиковые игры являются отличным средством для начального эстетического воспитания. Веселые стихи и считалочки помогают разбудить творческую инициативу, детскую фантазию, развивают воображение. С помощью таких игр хорошо проводить физкультминутки.

Если просто учить детей повторять определенные движения пальцами рук, нажимать на запястьях и ладонях нужные точки, то детям это будет скучно и не интересно. Дети  в возрасте 2-3 лет зачастую неусидчивые и очень подвижные. Для них очень важно, чтобы любое занятие или игра проходили весело и интересно, чтобы они могли пофантазировать, например, представив себя маленьким цыпленком или утенком, щиплющим на солнышке зеленую травку. Дети легко и с удовольствием перевоплощаются понравившегося им героя и свободно принимают все условности театрального действия.  Малыши начинают судить о достоинствах и недостатках персонажей стихотворений на основе своих собственных, пока еще не очень богатых, познаний о жизни. И это доставляет им удовольствие. Помимо этого, пальчиковые игры, сами по себе, полезны для здоровья. В процессе игры происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, на которых расположено множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр — это переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.  Кроме этого, при одновременном движении пальцами рук и проговаривании стихотворений у детей формируется правильное звукопроизношение, улучшается память, способность согласовывать речь с движением, развивается четкость и выразительность речи. В дальнейшем даже почерк у детей будет намного лучше у тех детей, с которыми с раннего возраста проводили пальчиковые игры. Поразительный эффект активного физического и умственного развития дает уникальное сочетание простых массажных приемов и добрых стихотворений. Детям очень полезны для здоровья любые приемы, используемые в пальчиковых играх: растирание, круговые движения по ладоням, постукивания подушечками пальцев, поглаживание основания пальцев, легкий массаж предплечья и др.

Пальчиковые игры можно организовать попарно. В этом случае дети могут разминать руки друг другу. Дети раннего возраста начинают воспринимать  пальчиковую игру, сначала выполняя ее одной рукой, а затем уже они научатся действовать и обеими руками. С помощью  пальчиковых игр дети также научатся ориентироваться в понятиях «вверх-вниз», «вперед-назад», «вправо-влево».

В последнее время стали особенно популярны специальные игры для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук. Существует большое разнообразие игрушек, пластичных материалов, пособий и книг. В последнее время стали актуальными своеобразные бизиборды, направленные как раз на развитие мелкой моторики рук, а также на развитие познавательных действий и сообразительности. Бизиборд – это своеобразная доска со всевозможными кнопками, замками, крючками, выключателями и т. п.

Чем же обусловлена такая тенденция? Как оказалось, у большинства детей, а в особенности у городских, отмечается слабое развитие мелкой моторики рук. Совсем в недавнем прошлом, например, лет 20 тому назад, взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать работы руками, чем сейчас. Перебирать крупу, стирать и отжимать белье, вышивать, штопать, вязать, готовить еду, чистить и выбивать ковры и др. раньше приходилось самостоятельно. В современной жизни к нам на помощь пришли стиральные машины, пылесосы, кухонная техника, редко кто занимается рукоделием, не приходится перебирать крупу и др. Следовательно, мы стали меньше работать руками. Все эти факторы непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук .

Развитие движений рук включает:  

- развитие соотносящих действий. Ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

- развитие хватания. Ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно, т. е. учитывает в своих действиях величину, форму предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), ребенок учится хватать предметы по-разному — указательным и большим пальцами, щепотью (тремя пальцами) или кулаком;

- подражание движениям рук. Особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий; развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными. В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:

Игры-манипуляции. Эти упражнения ребенок может выполнять с помощью взрослого или самостоятельно. Они развивают воображение. Каждый палец ребенка представляет собой отдельно действующего героя. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить разнообразные звуки гласные и согласные. Синхронизация движений пальцев рук и органов артикуляции относится к технологии биоэнергопластики.

Сюжетно-пальчиковые игры. К этой группе относятся игры, которые позволяют детям изображать предметы (бытовые, транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья). «Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» – из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Мы капусту рубим» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки теплой водой» – движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» – большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз, и др.

Пальчиковые кинезиологические упражнения. С помощью таких упражнений активируется работа двух полушарий мозга. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Упражнения выполняются одновременно обеими руками. «Колечко» – поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, «Цепочка» – поочередно соединять одинаковые пальцы обеих рук и др.

Театр в руке. Развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» – сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения как бабочка машет крыльями. «Сказка» – детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

Также существуют различные виды пальчиковых игр для развития мелкой моторики:

  • Игры-шнуровки;
  •  Пальчиковый театр с насадками-героями на пальцы;
  • Игры со счетными палочками, разнообразные мозаики, игры с бусинами, с вкладышами, переборка крупы;
  •  Игры с песком и водой;
  •  Пальчиковая гимнастика с маленьким колючим мячиком;
  • Бумаготворчество, оригами;
  • Игры с прищепками;
  • Ниткография;
  • Макраме и др.

Для развития мелкой моторики ребёнка третьего года жизни  рекомендуют использовать родителям и педагогам следующие виды игр:

Игры на развитие тактильного восприятия. С помощью таких игр ребенок учится узнавать предметы на ощупь, что в дальнейшем дает возможность правильно регулировать силу захвата кисти руки, улучшается мышечный тонус, ребенок учится правильно держать кисть. Все это делает движения рук более точными и автоматизированными.

Перед проведением игры на развитие тактильного восприятия, необходимо повысить их чувствительность. Для этого ручки малыша можно подержать в мисочке с теплой водой или провести небольшой массаж подушечек пальчиков движениями сверху вниз с помощью зубной щетки.

При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь.

Самомассаж.  Основным приемом самомассажа является поглаживание. При поглаживании одна рука скользит по другой, не сдвигая кожный покров второй в складки, с разнообразной степенью надавливания. Поглаживание может возбуждать или, наоборот, успокаивать нервную систему. Это зависит от силы надавливания. Сильное, с нажатием, и прерывистое надавливание возбуждает, а поверхностное – успокаивает.

У детей раннего возраста рука еще не достаточно сильна, поэтому в этом возрасте актуально поверхностное поглаживание. Поглаживание можно проводить при помощи пуха, кусочка меха или мягкой щеточки тыльной стороны кисти. Это расслабляет кисть малыша и обладает успокаивающим эффектом. Поглаживание кончиков пальцев жесткой (зубной) щеточкой повышает тактильное восприятие, развивает умение узнавать предметы на ощупь (без участия зрения). Для этой же цели служат игры с применением специального массажного мячика, грецких орехов, шестигранного карандаша.

Игры с водой. Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений. Все это создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами).

Игры на нанизывание. При помощи таких игр у ребенка развивается мышление, координация движений, четкость действий в манипулировании с предметами: открывать и закрывать банки, коробки, собирать и разбирать игрушки, нанизывать бусины на шнурок, кольца на стержень и др. Движения кистей и пальцев рук совершенствуются, ребенок учится зрением контролировать движения рук, развивается глазомер, обогащается чувственный (сенсорный) опыт. Дети начинают различать величину, форму и качество предметов (одни предметы твердые, другие мягкие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются; предметы издают различные звуки: стук, звон) при помощи мышечного чувства, осязания.

При помощи данных игр у ребенка будет развиваться речь, увеличиваться его активный словарь, если взрослые сопровождают действия словами. Также такие игры хорошо воспитывают усидчивость, внимательность, сосредоточенность, умение заниматься одним делом, не отвлекаясь.

Игры с бумагой. Данный вид игр направлен на развитие у ребенка гибкости, умелости, силы и координации движений пальцев и кистей рук, а также устойчивости внимания. Ребенку раннего возраста очень важен наглядно-действенный показ: взрослый на его глазах проделывает все то, что потом он должен будет проделать самостоятельно. В этом случае умение подражать очень важно поскольку позволяет малышу заимствовать опыт взрослых. Если у малыша возникают трудности при выполнении заданий, то в таком случае взрослому необходимо действовать совместно с ребенком. Наглядный показ следует сопровождать словом.

Игры с пластилином. Перед тем, как начинать игры с материалом для лепки, необходимо познакомить детей с его свойствами (какой он? Мягкий, липкий; что можно делать с ним? Разминать, катать и др.). Все действия которым ребенка планируется научить, взрослому необходимо сначала показать их: размять пластилин пальцами, раскатать на столе, катать между ладошками и т.д.

Детям раннего возраста важно, чтобы их работа была значима, поэтому то, что делает ребенок, должно иметь утилитарное значение (малыш может кормить кукол, зверей, помогать вам в чем-то, что-то чинить). Начиная работу, не следует давать детям большой кусок пластилина, так как он плохо разминается и с ним трудно работать. Это может быть причиной отказа ребенка от работы. При планировании работы необходимо соблюдать основной принцип педагогики —  от простого к сложному.

После окончания работы полюбуйтесь поделкой, похвалите ребенка, поаплодируйте и порадуйтесь вместе со всей семьей или детьми группы, в которой находится малыш. Это повысит его самооценку, его значимость в семье или коллективе сверстников.

Фольклорные пальчиковые игры. Такие игры имеют важное развивающее значение для мелкой моторики рук, так как дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Они способствуют налаживанию коммуникативных отношений на уровне соприкосновения, контакта «глаза вглаза», эмоционального переживания. Взаимосвязь «слово — палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.

Игры с мозаикой.  Основными задачами при проведении игр с мозаикой являются: развитие мелкой моторики; совершенствование движений «глаз — рука», зрительного восприятия; развитие щипкового захват указательным и большим пальцами; развитие воображения и пространственной ориентации — представлений о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга.

Игры на выкладывание. Основные задачи игр на выкладывание: развитие мелкой моторики рук; координации движений пальцев и кистей рук; развитие воображения; совершенствование движений «рука – глаз»; развитие щипкового захвата указательным и большим пальцами.

Прежде чем приступить к работе, следует рассмотреть объект, который предстоит выкладывать, выделить в нем значительные детали. Если малыш хорошо владеет речью и мелкой моторикой, можно предложить ему самостоятельно обвести обследуемый предмет и назвать его значимые детали. Если ребенок еще мал или не способен сделать это самостоятельно по другим причинам, возьмите его руку в свою, вытягивая и удерживая его указательный палец, и начинайте обводить предмет по контуру, называя при этом детали, а затем предложите рассмотреть изображение предмета или его схему.

Игру необходимо повторять для лучшего усвоения, но поскольку ребенок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задание при повторении каждый раз надо усложнять:

1) выкладывать на образце (методика накладывания);

2) выкладывать под образцом;

3) выкладывать по памяти;

4) выкладывать со сменой материала — от крупного к мелкому (счетные палочки — спички).

Крайне важно, чтобы пальчиковые игры для детей проходили в атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать игру как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно.

Итак, подводя итог, можно сказать следующее:

Пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.  Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики"

           Проект « Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики  », привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движе...

Развитие мелкой моторики рук у детей третьего года жизни

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста является одним из важнейших направлений в работе....

"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни"

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни. Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В.А.  Сухомлинский...

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем б...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...