ПРОЕКТ "Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики"
проект (средняя группа) по теме

Демидова Инна Ильгизовна.

             Проект « Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики  », привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей, что и решается в данном проекте. Основное внимание уделено обучению детей пальчиковым  играм. Такие игры очень эмоциональны и увлекательны для детей. Дети вовлечены в процесс изготовления атрибутов для пальчиковых игр, декораций и кукол для пальчикового  театра. В процессе реализации проекта планируется привлечь  родителей  к процессу развития мелкой моторики кистей рук малышей, предоставить им  возможность обучиться пальчиковым играм, как средству развития мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_motorika.docx71.32 КБ

Предварительный просмотр:

Автор и составитель :

Демидова Инна Ильгизовна , воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6 «Колокольчик»

       

             Проект « Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики  », привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей, что и решается в данном проекте. Основное внимание уделено обучению детей пальчиковым  играм. Такие игры очень эмоциональны и увлекательны для детей. Дети вовлечены в процесс изготовления атрибутов для пальчиковых игр, декораций и кукол для пальчикового  театра. В процессе реализации проекта планируется привлечь  родителей  к процессу развития мелкой моторики кистей рук малышей, предоставить им  возможность обучиться пальчиковым играм, как средству развития мелкой моторики.

       Данная работа адресована воспитателям  дошкольных учреждений, родителям.

Содержание

Паспорт проекта ……………………………………………………………

Актуальность проекта.................................................................................

Цели и задачи проекта................................................................................

Новизна проекта…………………………………………………………….

Краткое описание проекта…………………………………………………

Целевая группа проекта ……………………………………………………

Объем и содержание работы………………………………………………

Ожидаемые результаты..............................................................................

Представление и продвижение  проекта…………………………………..

Список литературы.....................................................................................

Приложение №1…………………………………………………………….

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики»

Основные разработчики проекта

Демидова И.И. , воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик »

г. Прокопьевска

Цели и задачи проекта

Цель:    

приобщение родителей к развитию мелкой  моторики кистей рук у детей 4 – 5 лет  посредством пальчиковых игр,  пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ;
  • привлекать родителей  к проведению  совместных  мероприятий  по реализации проекта;
  • познакомить родителей с правилами проведения пальчиковой гимнастики;  научить создавать условия для проведения пальчиковых  игр  в домашней обстановке;  
  • создать копилку пальчиковых игр; пополнить предметно-развивающую среду группы различными видами пальчикового  театра;
  • привлечь к изготовлению персонажей пальчикового театра  родителей, организовав  смотр-конкурс «Умелые пальчики»;
  • организовать выставку атрибутов для пальчиковой игры  изготовленных детьми «Наши пальчики играли»

Сроки и этапы реализации проекта

Сентябрь – январь  2013  г.

  • Подготовительный этап
  • Практический этап
  • Заключительный этап

Перечень основных мероприятий

Разработка  форм  и  методов  реализации  проекта .

Проведение кружковой работы, пальчиковой гимнастики, информирование родителей.

Исполнители проекта в основных мероприятиях

 

Воспитатели, дети и родители средней группы «Огонек»

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. В результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений.
  2. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
  3. Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр.

Целевая группа проекта

Дети и родители средней группы «Огонек»

Актуальность проекта

”Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.”

 В. А. Сухомлинский

        Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» Следуя из этого хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день.

  Гипотеза: можно предположить, что привлечение родителей к регулярному проведению пальчиковых игр будет способствовать более успешному развитию мелкой моторики детей средней группы.

Объект: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Предмет: приобщение родителей к проведению пальчиковой игры и ее значение для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

 

         

Цели и задачи  проекта:

приобщение родителей к развитию мелкой  моторики кистей рук у детей 4 – 5 лет  посредством пальчиковых игр,  пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ;
  • привлекать родителей  к проведению  совместных  мероприятий  по реализации проекта
  • познакомить родителей с правилами проведения пальчиковой гимнастики;  научить создавать условия для проведения пальчиковых  игр  в домашней обстановке;  
  • создать копилку пальчиковых игр; пополнить предметно-развивающую среду группы различными видами пальчикового  театра;
  • привлечь к изготовлению персонажей пальчикового театра  родителей, организовав  смотр-конкурс «Умелые пальчики»;

Новизна проекта

Федеральные государственные требования к структуре и условиям реалиизации основной общеобразовательной программы переносят акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие ((качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность) ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры. Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь. С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательное занятие в детском саду. Также пальчиковые игры дают возможность родителям играть c малышами, радовать их, вместе с тем развивать и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Краткое описание проекта

    Реализация проекта проходила поэтапно  на базе МАДОУ « Детский сад №6 «Колокольчик» в период с сентября 2013 по январь2014 учебного года.

Этапы проекта :

Этапы (сроки)

Цель

Содержание работы

2012-2013 учебный год

Подготовительный этап

Мотивация целеполагание

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели (выявление проблемы, противоречия), формулировка задачи.

Практический этап

Получение результата проектной деятельности за счет решения поставленных задач

Включение участников в активную проектную деятельность

Заключительный этап

Подведение итогов

Беседа с родителями о трудностях которые возникали, а результатах которых достигли.

Целевая группа проекта:

Настоящий проект  ориентирован на   детей дошкольного возрасти  и их родителей.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки проведения проекта:

Сентябрь 2013 – январь  2014 года

Основные формы реализации проекта:

Формы реализации для детей:

Методы реализации

  • игры, беседы, чтение,
  • художественное творчество,
  • совместная деятельность,  
  • пальчиковый театр,
  • показ
  • объяснение
  • наглядный пример
  • беседа
  • наглядная информация

Формы реализации для родителей:

  • консультации для родителей,
  • памятки,
  • тематические родительские собрания,
  • папки – передвижки, ширмы – раскладушки,
  • презентация.

Объем и содержание работ

Подготовительный этап

Направление деятельности

Содержание деятельности

Исполнители

Сроки реализации

Выбор темы проекта, мотивация

Сбор и анализ литературы по выбранной  теме

Воспитатель Демидова И.И.

Сентябрь 2013

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики детей 4- 5 лет.

Использование диагностических методик оценки психомоторного развития дошкольников Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича.

Воспитатели Демидова И.И.

Дмитраж-Сырбу А.А.

Сентябрь 2013

Анкетирование

Заполнение анкет «Развитие мелкой моторики у дошкольников» родителями, анализ ответов.

Воспитатель Демидова И.И.

Родители группы

Сентябрь 2013

Разработка содержания проекта

Планирование совместной деятельности, определение средств и способов реализации проекта;

Воспитатель Демидова И.И.

Сентябрь –2013

Создание картотеки пальчиковых игр.

«Наши пальчики играют»

Воспитатель Демидова И.И

Сентябрь – октябрь 2013

Подготовка наглядного материала

Консультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей.

Воспитатель Демидова И.И

Сентябрь – декабрь 2013.

Составление перспективного плана кружка «Развивай-ка»

Конспекты НОД направленные на развитие малкой моторики по средствам пальчиковой игры

Воспитатель Демидова И.И

Сентябрь- октябрь

Составление перспективного плана пальчиковых игр.

Систематизация, дополнение картотеки пальчиковых игр «Наши пальчики грают».

Воспитатель Демидова И.И

Сентябрь- октябрь

Основной этап.

Ознакомление и включение родителей  в  реализацию проекта «Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики  »,

выполнение проекта детьми и взрослыми;

Выступление на родительском собрании на тему: «Мелкая моторика и ее роль в развитии ребенка»

Воспитатель Демидова И.И

Октябрь 2013

Индивидуальные беседы с родителями;

Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры

Воспитатель Демидова И.И

.

Октябрь 2013

Ознакомление родителей с информацией на тему «Пальчиковая игра, что это?»

Размещение папки передвижки в поёмной, для ознакомления родителей с информацией.

Воспитатель Демидова И.И

Октябрь 2013

Индивидуальные консультации для родителей.

Консультирование родителей по вопросам возникающим в процессе реализации проекта.

Воспитатель Демидова И.И

Октябрь – декабрь 2013

Игра-беседа с детьми.

«Наши помощники» - вызвать у детей интерес к пальчиковым играм.

Воспитатель Демидова И.И

Октябрь 2013

Проведение кружка «Развивай-ка»

НОД соответствие перспективного плана.

Воспитатель Демидова И.И

Октябрь – декабрь 2013

Раздача индивидуальных памяток с рекомендациями о проведении пальчиковых игр.

Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры

Воспитатель Демидова И.И

Ноябрь 2013

Привлечение родителей к выполнению дома пальчиковой гимнастики.

Создание, раздача памятки для родителей: «Поиграем с мамой дома»

Воспитатель Демидова И.И

Ноябрь2013

Привлечение родителей к изготовлению ширмы для пальчикового театра.

Родители оказывают посильную помощь в изготовлении ширмы.

Воспитатель Демидова И.И

Родители группы.

Ноябрь2013

Включение пальчиковой гимнастики в различные режимные моменты.

Каждодневное систематическое выполнение пальчиковой гимнастики.

Воспитатель Демидова И.И;

Дмитраж – Сырбу А.А.

Сентябрь – декабрь 2013

Оформление выставки для родителей «Наши пальчики играли».

Показать родителям атрибуты для пальчиковой игры изготовленные детьми.

Воспитатель Демидова И.И

Январь 2014

Заключительный этап.

Диагностика развития мелкой моторики

Проведение повторной диагностики уровня развития мелкой моторики детей 4- 5 лет.

Использование диагностических методик оценки психомоторного развития дошкольников Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича.

Воспитатели Демидова И.И.

Дмитраж-Сырбу А.А.

Январь 2014

Смотр- конкурс «Умелые пальчики»

Оформление выставки персонажей пальчикового театра изготовленными родителями группы

Воспитатель Демидова И.И.

Январь 2014

Анализ проделанной работы по проекту.

Беседа с родителями «Время подводить итоги» на родительском собрании

Воспитатель Демидова И.И

Январь 2014

Сравнительный анализ анкет для родителей.

Заполнение анкет «Развитие мелкой моторики у дошкольников» родителями, анализ ответов.

Воспитатель Демидова И.И.

Родители группы

Январь 2014

Ожидаемые результаты

  1. Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике; увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной. 
  2. Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми; 
  3. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
  4. Улучшится развитие общей и мелкой моторики.  
  5.  Раскроется творческий потенциал детей.
  6.  Повысится интерес детей к прикладному творчеству. 

Представление и продвижение проекта

  • Представить проект  на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик» в феврале 2014 года, рекомендовать для использования воспитателям детского сада;
  •  организовать презентацию проекта на родительском собрании группы и на общем родительском собрании;  
  • наиболее интересные конспекты, понравившиеся детям были опубликованы в социальной сети работников образования nsportal. ru  и международном русскоязычном социальном интернет проекте мааам ру.




     Анализируя проделанную работу,  могу сказать, что в процессе взаимодействия с родителями удалось достичь хороших результатов. В решении проблемы развития мелкой моторики у детей 4 – 5 лет они стали единомышленниками педагогов группы.  Родители принимали активное участие в реализации проекта, увлеченно организовывали с детьми пальчиковые игры, участвовали в совместных мероприятиях,  проводимых  в рамках проекта, что позволило добиться положительных результатов. Уровень развития мелкой моторики кистей рук у детей 4 – 5 лет стал выше на 6 % .

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием изготавливали атрибуты для пальчиковой игры, а в дальнейшем использовали их в самостоятельных играх.

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих развитию детей, позволила добиться положительных результатов.

Список литературы

  1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128с. (Программа развития).  
  2. Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 256с.
  3. Здравствуй пальчик! Как живешь?: картотека пальчиковых игр / сост. Л. Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247с.
  4. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет / сост. Т. В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151с.
  5. Рогожина, Е. Упражнения на развитие мелкой моторики [Текст] /Е. Рогожина//Дошкольное воспитание. – 1998. - №9 . – с. 41 – 47.
  6. Рузина, М. С., Афонькин, С. Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: КРИСТАЛЛ. – 336 с., ил.
  7. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 48 с.: ил.
  8. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012. – 48с.: ил.
  9. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009. – 128с. :ил.
  10. http://www.maaam.ru/maps/news/8975.html
  11. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/palchikovye-igry-20 
  12. http://festival.1september.ru/
  13. http://lib.znaimo.com.ua/docs/323/index-972777.

Перспективное планирование пальчиковых игр для средней  группы ДОУ

Сентябрь.

   1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.                
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,                                Загибают большой палец.
Листья рябины,                               
Загибают указательный палец.
Листики тополя,                               
Загибают средний палец.
Листья осины,                                   Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем,            
Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем.       
Сжимают и разжимают кулачки.

     2 неделя.

Наши нежные цветки                Соединяем ладони, образуя «бутон». Затем «раскрываем

Раскрывают лепестки,             цветок» - пальчики разводим в стороны, затем пальцы

Ветерок чуть дышит,                 шевелятся, снова соединяются в «бутон». Слегка

Лепестки колышет.                    покачиваем руками.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки,

Головками кивают,

Тихо засыпают.

     3 неделя. 

 

Один, два, три, четыре, пять,              Пальцы в кулачки, ладошками наверх.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,                     Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному.

Этот пальчик резать стал,                                                                                                

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик стал варить,

А этот пальчик сел и все съел,             Большие пальцы вверх!

Оттого и потолстел!

  4 неделя. 

Большие пальчики здороваются,        Ладони сложены, одноименные пальцы

Указательные пальчики здороваются,       постукивают друг о друга = «здороваются».

Средние пальчики здороваются,

Безымянные пальчики здороваются,

Мизинчики здороваются.

Этот пальчик хочет спать,              Поочередно загибаем одноименные

Этот пальчик лег в кровать,                          пальцы, получились два кулачка.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише, тише, не шумите,                           Грозить указательными обеих рук.

Пальчики не разбудите,

Утро ясное придет,                     Кулаки вверх!

Солнце красное взойдет,          Разжать пальцы!

Будут птички щебетать,                         Шевелить пальцами!

Будут пальчики вставать!

Октябрь .

   1 неделя.

«Как живёшь?»

Как живёшь?

- Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак).

А плывёшь?

- Вот так! (Руками изображают движения пловца).

Как бежишь?

- Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища).

Вдаль глядишь?

- Вот так! (Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу).

Машешь вслед?

-Вот так! (Энергичные движения кистями рук).

Ночью спишь?

- Вот так! (Ладони под голову).

А шалишь?

- Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щёчкам).

    

2 неделя.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.  (пальцы рук соединяются ритмично в    «замок»). 

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.(ритмичное касание одноименных пальцев  обеих

рук).

Раз, два, три, четыре, пять! (касание пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять. 

Раз,два,три,четыре,пять.

Мы закончили считать.(руки вниз, встряхнуть кистями).

    

3 неделя. 

В гости к пальчику большому(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с

большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок. (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только

мизинцы).

Постучался на порог.   (кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики — друзья, (ритмичное сжимание пальцев  в кулаки). 

Друг без друга им нельзя.

4 неделя. 

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,(резкие движения прямыми кистями рук вниз и  вверх).

Мы морковку трем,(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим,(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем.(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Ноябрь.

   1 неделя.

 «Замок»

На двери висит замок,(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок»).

Кто открыть его бы смог?(повторение движений).

Потянули, (пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну,потом другую сторону).

Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

И — открыли! (пальцы расцепить, ладони в стороны).

    

2 неделя.

На поляне дом стоит («дом»).

Ну, а к дому путь закрыт. («ворота»).

Мы ворота открываем, (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем. («дом»).

    

 3 неделя. 

 Это папа -  мышь. ( дети показывают большой палец)

Он красивый, как все мышки:

У него мягкая шкурка, (дети гладят одной рукой кисть другой руки)

у него большие уши, (рисуют в воздухе пальцем уши)

у него острый носик, (дети складывают кончики пальцев вместе и  приставляют их к носу)

А хвост во-о-о-о-т такой! (дети показывают отрезок примерно 30 см).

Повтор: для мамы мыши  - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.

А это мышка-малышка. (дети показывают мизинец)

Она совсем не похожа на других мышей! (дети качают головой)

Шёрстка у неё гладкая, ушки маленькие, носик остренький,

а хвостик во-о-о-т такой!

(показывают руками всё, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см).

4 неделя. 

Жил да был весёлый гном (дети показывают руки над головой, изображая колпачок)

с круглыми ушами.  (описывают руками большие круги вокруг ушей)

он на сахарной горе (локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник)

спал под воротами. (пальцы изображают ворота)

Вдруг откуда ни возьмись великан явился, (руки высоко подняты над головой)

съесть он гору  захотел, (подносят руки ко рту)

только подавился! (дети смеются)

Ну а что ж весёлый гном?

Так и спит глубоким сном! (дети изображают спящего гнома)

Декабрь.

  

 1 неделя.

Мы делили апельсин,             Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа.           
Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура!           
Встряхиваем обе кисти.

    

2 неделя.

Быстро с пальчика на пальчик          Правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог

Скачет зайчик, скачет зайчик,            указательный палец прыгает по 2 раза на каждом

Вниз спустился, повернулся,              пальце левой руки без большого, а далее по 1 разу.

И опять назад вернулся.                     Выше всех – на большой палец левой руки.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

Снова вниз и снова вверх

Прыгнул зайчик выше всех!
    

 3 неделя. 

Дружно пальцы встали в ряд                     Показать ладони.
Десять крепеньких ребят                          
Сжать пальцы в кулак.
Эти два – всему указка                              
Показать указательные пальцы.
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка                         
Показать средние пальцы.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны                                
    Показать безымянные пальцы.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки                          
   Показать мизинцы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них                       
 Показать большие пальцы.
Два больших и удалых                              
   Остальные пальцы сжать в кулак.

4 неделя. 

Надуваем быстро шарик,                    Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются

Он становится большой.                      кончиками. В этом положении дуем на них,

Вдруг шар лопнул,                                 пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит»,

Воздух вышел –                                     пальцы снова в исходном положении.

Стал он тонкий и худой.

Выступление на родительском собрании «Здоровье сберегающие технологии» на тему: «Мелкая моторика и ее роль в развитии ребенка»

Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Можно отметить закономерность, которую выделили также и ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Детские психологи отмечают, что в последние 5–10 лет,  уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

  ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА «РАЗВИВАЙКА» на 2013 учебный год.

Месяц

Тема

Цель

октябрь

«Терем- теремок…»

привлечь внимание детей к пальчиковой игре с помощью показа сказки «Теремок», показать одну из разновидностей игры пальчиками-инсценировка.

«Шапочка для пальчика»

Изготовление атрибутов для дальнейших пальчиковых  игры детьми.

ноябрь

«Упражнения для пальчиков»

мотивировать детей к игре, побуждать ребенка действовать своими пальчиками. Сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям (соотносить действия со словами).

«Жонглеры»

привлечь детей к пальчиковой игре с предметами, показать различные манипуляции, которые можно превратить в игру. Тренироваться в умении действовать мелкими предметами.

декабрь

«Нитки и котенок»

закрепление навыка работы ведущей рукой

«Три поросенка»

Изготовление атрибутов к пальчиковому театру «Три поросенка» из бросового материала. Проигрывание сказки «Три поросенка».

      БЕСЕДА СДЕТЬМИ «НАШИ ПОМОШНИКИ»

Ребята послушайте загадку:

Слушайте загадку:

Две помощницы мои

Много, что умеют:

Рисовать и вырезать,

Шить, вязать, слова писать.

(РУКИ)

Правильно, это руки. А как вы думаете, для чего человеку нужны руки? Сколько у вас рук? Покажите правую руку, а теперь левую. Что вы умете делать руками? А что умеют делать руки ваших мам, пап? А почему руки ваших родителей умеют делать больше, чем ваши? Посмотрите на мои руки. Какие они?

Мои руки умеют резать, писать, рисовать, шить. А ваши руки еще маленькие. Давайте сравним наши руки. (Прикладываю свои руки к рукам детей). Когда вы вырастите большими, ваши руки тоже вырастут и многому научатся. Покажите, где у вас ладошки? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и две ладошки). Похлопайте в ладоши громко, тихо, быстро, медленно (дети выполняют задание. А у вас какие пальчики?

А чтобы ваши руки многое умели, надо их тренировать.

Давайте потренируем ваши ручки.

Пальчиковая игра " ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ"  
Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом – второй, потом – двумя одновременно. Кончиком большого пальца поочередно касаемся-"здороваемся» с каждым пальцем.

- Здравствуй, указательный! 
- Привет, средний! 
- Здорово, безымянный! 
- Как дела, мизинец?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мягкая книга"-развивающее пособие, и его роль в развитии мелкой моторики рук дошкольников.

Цель: Показать и рассказать, как можно использовать развивающее пособие «Мягкая книга», и какую  роль она играет в развития мелкой моторики рук дошкольников.Задачи:1. Продолжать ...

Театрализованные игры и их роль в развитии мелкой моторики детей

Одним из методов развития мелкой моторики является театр. Есть различные театры, которые способствуют развитию мелкой моторики. Благодаря которым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движе...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста».

Консультация  для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста»....

Пальчиковые игры и их роль в развитии мелкой моторики рук у детей третьего года жизни

Теритический материал о роли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...