Консультация для родителей " Социализация ребенка в семье"
консультация

Болдовская Татьяна Николаевна

Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района  Болдовская Т.Н.

  Продолжая рассматривать основные функции семьи, хотелось бы особо остановиться на едва ли не самой важной – функции социализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_rebenka_v_seme.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация ребенка в семье

Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района  Болдовская Т.Н.

          Продолжая рассматривать основные функции семьи, хотелось бы особо остановиться на едва ли не самой важной – функции социализации. Дело в том, что  семья – это первая и главная, а в первые годы жизни иногда и единственная социальная группа, которая влияет на формирование личности ребенка, то есть осуществляет его первичную социализацию.  Личность человека, его сущность, то, что отличает одного индивидуума от другого, отражает уровень его развития и способностей и т. д -  не возникает сама по себе. Личностью человек становится только в процессе социализации. В самом общем смысле социализация – это включение человека в социальные отношения, которые помогают ему усвоить социальный опыт и воспроизвести его в своей деятельности. Именно в семье возникают естественно-биологические и социальные связи родителей, детей и других членов семьи.

           В жизни каждого человека семья занимает особое место. Нормы общежития, человеческих отношений, понятия о добре и зле, о том, что хорошо или плохо, правильно или неправильно – все это с первых лет своей жизни ребенок усваивает в семье. Можно сколько угодно говорить маленькому человеку правильные слова, но если отношения в семье не будут им соответствовать, то воспитательный процесс зайдет в тупик, и, скорее всего, ребенок усвоит тот тип отношений и те семейные ценности, которые он будет наблюдать.  Став взрослыми, дети, как правило,  повторяют в своей семье многое из того, что было в родительском доме. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, там  он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

          Надо отметить, что семья формирует и  личности родителей, которые с появлением ребенка переходят на другой уровень социальной ответственности. Семья должна способствовать восприятию дома не просто, как пространства, где человек живет, а как места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она способствует появлению у личности образа своего «Я».

            Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка существенно превышает другие воспитательные процессы. Не случайно говорится, что дети – это зеркало родителей.

             Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Он должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности.

              Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах. Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки и способности к общей коллективной деятельности, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп и коллективов.

             Таким образом,  социализация ребенка  - это  все усложняющийся и расширяющийся процесс социально – психологической адаптации к различным группам и коллективам. Социально–психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к родителям, затем, в зависимости от частоты и интенсивности общения, к другим членам семьи -  братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам и  т.д. По мере роста и развития ребенок социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

             Семья сочетает в себе как формальные, так  и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь в семье к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи),   к системе семейных и родственных отношений, которые иногда бывают чрезвычайно сложными.

            Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание воли ребенка в семье"

Вопросы семейного воспитания были всегда близки работникам детских садов. Детский сад и школа обязаны оказывать семье квалифицированную помощь в воспитании детей путем чтения лекций и докладов, консул...

Консультация"Физическое воспитание ребенка в семье"

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, ...

консультация "Музыкальное развитие ребенка в семье"

консультация для родителей как научить ребенка  слышать музыку, создание условий для музыкального развития в семье...

Консультация «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

laquo;Семья — это та первичная среда, где человекдолжен учиться творить добро»Сухомлинский В. А....

консультация " Музыкальное воспитание ребенка в семье

Приобщать ребенка к музыке надо с самого раннего возраста...

Консультация "Физическое воспитание ребенка в семье"

Физическое воспитание ребенка в семье...