Возрастные особенности детей дошкольного возраста
презентация

Мархель Ольга Евгеньевна

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx130.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Красносельского района Санкт-Петербурга Развитие психических процессов и Возрастных Особенностей ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Автор: педагог-психолог Мархель О.Е .

Слайд 2

Все дети – абсолютно разные И в то же время существуют особенности физиологического и психического развития, характерные для того или иного возраста. Каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения, потери Давайте посмотрим на основные возрастные особенности детей, отличающие ту или иную группу

Слайд 3

Возрастные особенности развития детей 2-3 лет СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам Играет в простые групповые игры. ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.

Слайд 4

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой). ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Слайд 5

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым. ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

Слайд 6

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").

Слайд 7

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. ПАМЯТЬ: Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. ВНИМАНИЕ: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

Слайд 8

РЕЧЬ: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. МАТЕМАТИКА: Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Слайд 9

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет ОБЩАЯ МОТОРИКА: Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках. ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

Слайд 10

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов. Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Слайд 11

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет Готовность к школе МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры. ПАМЯТЬ: Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (10) Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов- после одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов. МЫШЛЕНИЕ: Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

Слайд 12

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ: ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Слайд 13

интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Слайд 14

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 2 — 3 лет Ведущая функция — восприятие Ведущая деятельность — игровая Ведущая потребность — в общении; в признании самостоятельности ребенка

Слайд 15

Показатели Характеристика . Возрастная группа 2-3 Восприятие Совершенствуется слуховое и зрительное восприятие. Носит предметный характер. Выполняют ряд заданий: осуществляют выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различают мелодии. Внимание Непроизвольное. Неоднократный повтор инструкций. Память Непроизвольная. Преобладает узнавание, воспоминания из опыта жизни. Прочно усваивается та информация, которую он видит и слышит много раз. Мышление Наглядно-действенное. Особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации решаются путем реального действия с предметами. Развивается начальное представление о количестве. К концу 3-го года появляются зачатки наглядно-образного мышления. Воображение Начинает проявлять фантазию. Речь Дети учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. Игра Носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами-заместителями. Развитие личности Начинают формироваться элементы самосознания и произвольного поведения. Для детей характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Эмоциональная «зарядка» от сверстников. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым. Начало «кризиса 3 лет» (от нескольких месяцев до двух лет)

Слайд 16

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 3 — 4 ЛЕТ Ведущая функция — восприятие Ведущая деятельность — игровая Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка

Слайд 17

Показатели Характеристика. Возрастная группа 3-4 Восприятие Носит предметный характер. Внимание Непроизвольное; в течение 7-8 минут, максимум 10 минут. Неоднократный повтор инструкций. Объем от 2-х объектов в начале года до 4-х к концу. Память Непроизвольная. Преобладает узнавание. Прочно усваивается та информация, которую он видит и слышит много раз. Объем наглядно-образной и слуховой вербальной памяти — от 2 до 4 объектов. Мышление Пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать и анализировать предметы (по форме, цвету, величине). Воображение Элементы «активного» воображения лишь начинают формироваться и проявляться. Речь Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Игра Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Развитие личности Общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Формирование личности ребенка - «Я» (возникает стремление действовать самому). Внутренний конфликт — сделать согласно собственным желаниям и действовать соответственно требованиям взрослых («кризис 3 лет»). Свойственны вспышки гнева, негативизма, упрямства, неустойчивости настроения.

Слайд 18

Возрастная группа 4-5 лет Ведущая функция — наглядно-образное мышление Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.

Слайд 19

Показатели Характеристика. Возрастная группа 4-5 Восприятие Осваивает приёмы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение, прикладывание и т.п. Внимание Увеличивается устойчивость внимания. В течение 15-20 минут. Для управления произвольным вниманием — нужно просить больше ребенка рассуждать вслух Память Начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного (произвольного) запоминания. Объем памяти — до 7-8 предметов. Мышление Наглядно-образное мышление. Строить по схеме, решать лабиринты. Способен анализировать объекты по двум признакам. Важный период для развития детской любознательности. Воображение Воображение продолжает развиваться. Формируются его особенности — оригинальность и произвольность. Речь Ребенок активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Игра Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. Развитие личности Стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Важнейшее требование к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом — это серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным соображениям ребенка. Оцениваются не дети — а поступки.

Слайд 20

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 5 — 6 ЛЕТ Ведущая функция — воображение Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.

Слайд 21

Показатели Характеристика. Возрастная группа 5-6 Восприятие Продолжает совершенствоваться. Внимание Возрастает устойчивость внимания до 20 минут, развивается способность к его распределению и переключаемости. Переход от непроизвольного к произвольному. Объем — от 5-6 к 6-7 объектам. Память Формируется произвольная память. Ребенок способен при помочи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой памяти — 5-6 слов. Мышление Продолжает развиваться наглядно-образное мышление. Сопровождается освоением мыслительных средств (схематизирование, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Начало формирования образно-схематического мышления. Воображение Расцвет фантазии. Особенно ярко воображение проявляется в игре. Сочинение детьми оригинальных и разворачивающихся историй. Речь Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации. Словарь детей активно пополняется. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. Игра В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Развитие личности Появление произвольности психических процессов — вытекающая из этого способность управлять своим поведением. Что позволяет детям самостоятельно, без помощи взрослого, налаживать и осуществлять совместную игру. Развивается представление о себе (Я-реальный и Я-потенциальный (Я-идеальный)). Половая идентификация.

Слайд 22

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 6 — 7 ЛЕТ Ведущая функция — воображение Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра Ведущая потребность — общение.

Слайд 23

Показатели Характеристика. Возрастная группа 6-7 Восприятие Продолжает развиваться. Однако у детей могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание Возникает произвольное внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20-25 минут. Объем внимания — 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память Появляются произвольные формы психической активности. Может вести целенаправленное наблюдение. Элементы произвольной памяти, концентрация процесса усвоения Мышление Наглядно-образное, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждения. Установление причинно-следственных связей, нахождение решения проблемных ситуаций Воображение Активизация функции воображения — вначале воссоздающего (представление сказочных образов), а затем и творческого (создается принципиально новый образ) Речь Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут. Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000 слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог. Игра В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Слайд 24

Развитие личности Важнейшим изменением в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе — его Образе Я. Что создает к 6-и годам благоприятные условия для рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, результатах. Важнейшая особенность данного возраста — проявление произвольности всех психических процессов. «Кризис 7 лет» - смена социальной роли (капризы, паясничанье, демонстративное поведение). Основные компоненты психологи-ческой готовности детей к школе - Личностная готовность (формирование у ребенка готовности к принятию новой соц-ой позиции школьника; отношение ребенка к школе, учителям, учебной деятельности). - Мотивационная готовность (ребенок, готовый к школе, хочет учиться; есть потребность занять определенную позицию в обществе людей; есть познавательная потребность — познавательный мотив учения). - Интеллектуальная готовность (интеллектуальная зрелость — дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений рук и сенсомоторной координации). - Волевая готовность (способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни).

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....

Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление  и способы решения проблем, п...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Материал полезен для родителей, которые желают видеть особенности своего ребёнка, понимать к чему стремиться и чего не нужно добиваться от ребёнка того или иного возраста....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образоваельной работе

Консультация для педагогов. Памятка для педагогов "Психологические особенности детей дошкольного возраста". Памятка для педагогов "Психологические особенности типов темперамента"....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей дошкольного возраста...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...