Использование здоровьесберегающих технологий в работе музвкального руководителя
статья (старшая группа)

Белоусова Ольга Александровна

Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий  

в работе музыкального руководителя детского сада

                 Белоусова Ольга Александровна

                                 музыкальный руководитель д/с «Радуга»

Зерноград 2018      

Здоровый малыш - это радость, счастье, благополучие не только для семьи, но и для всего общества. Забота о здоровье детей – это особая задача всех взрослых. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического воспитания имеет свою давнюю историю. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.
С 19 века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.
В наше время воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
В соответствии с новыми нормативными документами, введением ФГОС, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка.
Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Необходимо обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим педагогу самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Все это требует внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка», и интеграцию оздоровительной работы с музыкально-образовательной.
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
П. Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
В «Методике музыкального воспитания»Н. Ветлугина пишет "пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность".
В официальной медицине создано целое направление – музыкотерапия. Таким образом, музыка – это, во-первых, одно из средств физического развития детей, и, во-вторых, фактически между этими двумя явлениями («музыка» и «здоровье») можно поставить знак равенства.
Научная основа базируется на программах и методических пособиях: --по музыкальному воспитанию - Н. Ветлугиной, О. Радыновой, Т. Тюттюнниковой, К. Орфа, А. Бурениной, М. Картушиной;
-по воспитанию здорового ребенка и диагностике - В. Алямовской, Г. Урунтаевой, А. Галанова, В. Кудрявцева, Н Ефимова, А. Стрельниковой.
Подробно разработала эту тему О. Н. Арсеневская. В своей работе "Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях" она описала большое разнообразие здоровьесберегающих технологий и обосновала их применение на МОД.
Цель— оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка», что обеспечит каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, создаст условия для гармоничного развития, эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребенка.
Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, формулируются следующие задачи:
• Оптимизация развития основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий:
- обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности.
• Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей:
- развитие сенсорных и моторных функций.
- профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний.
Обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя.
Нормативно-правовая база требует внедрения этих здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Казалось бы, зачем музыкальному руководителю применять их в своей музыкальной практике? Сегодня можно констатировать сужение понятия "здоровье". Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической. А в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Все многовековые исследования целебной силы музыки доказывают, что музыка - это одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития человека. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности.
Современные здоровьесберегающие технологии возможно и необходимо использовать в музыкальной деятельности:
1) Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме в традиционной образовательной деятельности, праздниках и развлечениях.
2) Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в интегрированной музыкально – валеологической деятельности.
3) Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
4) Активное сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями, логопедами, медицинским работником ДОУ.
Воздействие музыки на человека проявляется следующим образом:
• Звучание ударных инструментов дают ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически бодрят, придают человеку силы.
• Медные духовые инструменты мгновенно выводят человека из состояния сна и действуют на него подобно звуковому холодному душу.
• Интеллектуальной сфере более всего соответствуют клавишные инструменты, которые ярче всего проявляют в фортепианном звучании. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей, по сравнению с другими музыкантами, памятью.
• Совершенно другая структура звука у струнных инструментов. Они прямо воздействуют на сердце. Струнные, особенности скрипки и виолончели, гитары, ориентированы на развитие сострадания. Известно выражение, что скрипки «смеются и плачут», соединяют людей, способствуют созданию особого настроя, при котором чрезвычайно хорошо решаются вопросы милосердия.
• Вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение не просто говорить, но интонировать и модулировать свои слова и выражения становится настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного образа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, работающего в сфере коммуникаций.
Итак, с одной стороны - музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии, используемые в музыкальной деятельности, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.
Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.
Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая- (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) — разновидность лечебной гимнастики. У детей представляет собой систему спец. физ. упражнений, применяемых в осн. для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника; оказывает и общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определённые мышечные группы; вырабатывает правильную осанку)
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: арттерапия— это достаточно глубокая форма психотерапии, дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности. направлений в арт-терапии: сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т. д., технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 группа – медико-профилактические.
• организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания
• организация профилактических мероприятий в детском саду;
• организация контроля требований СанПиНов;
• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии.
• развитие физических качеств
• закаливание,
• дыхательная гимнастика,
• массаж и самомассаж,
• профилактика заболеваний
3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Это технология личностно- ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.
4 группа - технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка.
Основная задача этих технологий - обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
5 группа - технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей .
Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Одним из важнейших средств развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем критериям комфорта. Структурными составляющими комфорта психологи считают: психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт. Их единство в образовательной деятельности свидетельствует об эффективной организации среды и взаимодействия её субъектов.
Психологический комфорт - это положительные эмоции, способы взаимодействия детей со средой и её субъектами, это прежде всего гуманно-личностный подход, субъект-субъектные отношения.
Интеллектуальный комфорт- достигается через соответствие между способностями, возможностями, интересами ребёнка и содержательно-педагогическими условиями среды.
Физический комфорт -характеризуется соответствием между телесными потребностями ребёнка и предметно-пространственными условиями среды.
Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ- это МОД, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Процесс музыкального воспитания дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий включает в себя следующие формы:
• непосредственная образовательная деятельность;
• непосредственная образовательная деятельность валеологической направленности;
• праздники и развлечения;
• музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников.
В музыкально-образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии используются комплексно, в игровой форме:
• перед пением песен –необходимо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок;
• музыкально-ритмические движения полезно совмещать с речевыми играми;
• а танцевальную импровизацию полезно совместить с музыкотерапией.
Музыкально-оздоровительная работа предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
Ритмопластика:
Основная направленность элементов ритмопластики на МОД, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает при этом ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей.
Дыхательная гимнастика
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
3. Улучшает дренажную функцию бронхов;
4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
5. Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.
Повышаются и развиваются певческие способности, объясняется детям о правильной осанке, о том, что на вдохе не надо втягивать живот, поднимать плечи вверх.
Артикуляционная гимнастика
Повышается уровень развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание. Проводится сидя, т. к. в таком положении спина прямая, тело не напряжено, ребенок должен хорошо видеть себя и взрослого, поэтому можно использовать зеркало
Вокалотерапия
Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.
Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.
Звук «И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,
Звук «М-М-М» - с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Использую такие пропевания в музыкальной НОД как сигнал перед изменением вида деятельности, это способствует сосредоточенности внимания.
Игровой массаж
1000 лет назад тибетские врачеватели установили, что нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Цель-научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, печень, легкие, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.
Пальчиковая гимнастика
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На МОД пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.
1. Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
2. Совершенствует внимание и память;
3. Формирует ассоциативно-образное мышление;
4. Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма
Фонопедические упражнения
Цель: активизация фонационного выдоха, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
Речевая игра
Это одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в муз. воспитании. Доказано, что муз. слух развивается совместно с речевым.
Психогимнастика
Прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Танцетерапия
Танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это даёт определённый психотерапевтический эффект.
Сказкотерапия
Сказка – любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. Интересный прием включать сказки в содержание сценариев праздников и занятий – это либо кукольная постановка, показ взрослыми сказки или детьми. Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка. Преимущества технологии:
1. Через анализ придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
2. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
3. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Игротерапия
Творчество требует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Способствует у детей изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира.
Музыкотерапия
Одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Праздникотерапия
Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство. На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки.
Использование здоровьесберегающих технологий дают следующие результаты:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности дошкольников
Выполняя различные виды оздоровительных методик в игровой форме: гимнастики, упражнения, массаж, релаксация, дошкольники становятся более открытыми, инициативными, жизнерадостными. Обогащается их запас знаний.
Использование инноваций, позволяет обучению иметь познавательный и развивающий характер, способствующий поддержанию интереса у дошкольников к музыкальной деятельности.
Необходимо использовать традиционные форм работы: пальчиковая гимнастика, речь с движением, психогимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, логоритмика, музыкатерапия. Эти технологии помогают снять повышенное мышечное напряжение, улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата, расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости, развитию общей, мелкой моторики.
Применение нетрадиционных методов использования здоровьесберегающих технологий: помогают воспитанию таких качеств, как: отзывчивость, доброта, коммуникативность, уверенность в себе, целеустремленность, умение творчески мыслить.
Свое выступление хочется закончить словами:
«Забота о здоровье – важнейшая работа.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».В. Сухомлинский
Музыкотерапия-«Сладкая греза»
Бабочка-красавица
К деткам прилетела,
Крылышками легкими
Деткам помахала.
Баю-баю-баю-бай!
Поскорее засыпай.
Глазки закрываются,
Сказка начинается.
Гимнастика корригирующая-
Кобры- Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища. Под музыку «Болеро» М. Равеля начинают качаться в разные стороны, сохраняя и руки прямые.
Куклы- Дети «превращаются» в кукол- у них прямые спины, ручки и ножки.
Под веселую муз. «куклы» начинают танцевать, сохраняя осанку.
Психогимнастика
Проводится под спокойную музыку.
Сказочная планета
Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: «тук, тук, тук». Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца, кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Предлагается детям послать сказочной планете немного света и тепла, и, может быть, она оживет (руки вынести вперед, кисти рук вертикально закрыть глаза) .

Фонопедические упражнения
Недаром вьюга злится
«В-в-в-ы! », «З-з-з-ы! », «В-в-в-ы! »
Прошла ее пора.
«В-в-в-ы! », «З-з-зы! », «В-в-в-ы»!
Весна в окно стучится:
«Динь-динь-динь» Коротко и активно в разных регистрах.
И гонит со двора:
«У-у-у-ух! » Глиссандо вверх.
Речевые игры
«Веселый шоколад»
Раз, два, три. четыре, пять,
Бобы какао надо взять.
В порошок все растереть,
Громко песенку запеть:
Вкусный, сладкий шоколад
Приготовить каждый рад!
Продолжаем-6, 7, 8,
Какао-масло нужно срочно!
Сыпем сахар, ванилин,
Запоем все как один:
Вкусный, сладкий шоколад
Приготовить каждый рад!
9, 10-нелегко!
Мы добавим молоко,
Все по формам разольем
И немножко подождем.
Все готов наш шоколад-
Съесть кусочек каждый рад!

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом.

Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.

При обучении правильному дыханию ,ребенок может подуть на одуванчик или на свечу сначала ртом, потом носом, затем то одной, то другой ноздрями. Пускание мыльных пузырей – хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Особенно полезно научить дышать при быстрой ходьбе и беге.

Игры, укрепляющие дыхательную систему:

Кто громче?

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Оборудование: Дудочка, рожок, свисток.

Ведущий просит ребенка как можно громче подуть в дудочку, рожок, свисток. Вдох необходимо сделать через нос и резко выдохнуть. Побеждает тот, чей звук будет громче.

Король ветров.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.

Оборудование: Вертушка или шарик.

Ведущий рассказывает: «Собрались как-то ветры со всего света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер сильнее всех». Дети парами дуют на вертушку: чья дольше крутится, тот и победил. Дуют на подвешенные воздушные шарики, чей шарик отлетит выше, тот и победил. Из каждой пары детей отбирают лучшего, они соревнуются между собой. Победитель – «Король ветров».

Бульканье.

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Оборудование: Стакан, наполненный на 1/3 водой, соломинка.

Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан с водой через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает длинный выдох в трубочку. Дети делают то же самое. У кого получилось бульканье дольше всех, тот победил.

Шарик лопнул.

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ.

Оборудование: Фанты из бумаги.

Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стророны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот: «Ффф..», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши, произносят «Шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры у ребенка не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.

Самолетик – самолет.

Цель: Формирование правильного дыхания (его глубин, ритма), укрепление мышц рук и грудной клетки, координация движений в пространстве.

Ведущий показывает, как играть в «самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх — вдох. Делает поворот в сторону, произнося: «Жжж…», — выдох, стоит прямо, опустив руки, — пауза и т.д. Ребенок повторяет 2-3 раза в ритме стиха:

Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладонями вверх)

Отправляется в полет (делает поворот вправо и выдох «жжж..»)

Жу, жу, жу

Жу, жу, жу

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки – пауза)

Я налево полечу (поднимает голову – вдох)

Жу, жу, жу

Жу, жу, жу (делает поворот влево и выдох «жжж…»)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки — пауза)

Подпрыгни и подуй.

Цель: Улучшение функции дыхания. Повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.

Оборудование: воздушный шарик.

На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.

Дрова.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. стоя ноги врозь, руки над головой «в замок».

Раз дрова, Наклоны вперед на
Два дрова, выдохе произнося
Раскололся ствол слова:
«Ух! Ах!» едва.
Бух дрова, При выпрямлении -

Бах дрова, вдох
Вот уже полена
Два.
Чайник.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.

Чайник на плите стоял – вдох,

Через носик пар пускал — выдох.

«Паф-паф-паф-паф».

Ветер.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.

Ветер сверху набежал: Вдох.

Ветку дерева сломал: Выдох.

«В-в-в-в!» Вдох.

Дул он долго, зло ворчал Выдох.

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф».

Партизаны.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.

Воздух мягко набираем, Вдох.
Шарик красный надуваем, Выдох.
Шарик тужился, пыхтел, Вдох.
Лопнул он и засвистел: Выдох со

«Т с-с-с-с!» звуком.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Технология используется для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы.

На фронтальных занятиях используются упражнения, игры по отработке правильного диафрагмально — релаксационного типа дыхания.

При выполнении дыхательных упражнений соблюдаются следующие требования:

•не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении

•температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С

•одежда не должна стеснять движений

•не рекомендуется заниматься сразу после приема пищи

•при заболевании органов дыхания в острой стадии.

Система занятий по методике БОС очень эффективна и даёт более высокие результаты только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, где — родители выступают участниками педагогического процесса, которые принимают участие в практикумах по обучению элементам правильного дыхания,

Дети совместно с родителями учатся расслабляться, исправлять дефекты голоса, нарушения звукопроизношения, контролировать себя.

Дети занимаются с особым удовольствием, они, играя, делают себя здоровыми.

Ребенок должен овладеть определенной техникой дыхания:

- Дыхание животом.

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат ладонями на животе с двух сторон.

После полного выдоха сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Грудь при этом не поднимается и не расширяется. Медленно сделать выдох через нос, с легким втягиванием живота. Повторить 5-6 раз.

- Грудное дыхание «гармошка»

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки на ребрах с боков.

После выдоха сделать медленный вдох, расширяя грудную клетку. Затем выдох.

во время которого ребра сжимаются и грудная клетка сужается. Повторись 5-6 раз.

- Ключичное дыхание

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пальцы рук положить на ключицы, локти выдвинуть вперед.

После выдоха сделать медленный вдох, одновременно локти развести в стороны и приподнять вверх вместе с плечами. Это способствует наполнению кислородом верхнего отдела легких. Выдыхая, вернуться в исходное положение. При этом дыхании живот и средняя часть груди остаются почти неподвижными. Повторить 5-6 раз.

В дальнейшем эти три упражнения надо научиться делать сидя и стоя.

Полное дыхание

Разучивается после освоения предыдущих типов дыхания.

И.П.: лежа на спине, левую руку положить на живот, правую на ребра Сделать полный выдох, затем медленно выполнить вдох животом. При этом живот слегка выпячивается. Вдохнуть глубже наполнить грудную клетку, еще глубже — верхнюю часть (в конце вдоха поднимаются плечи и ключицы). Плавно выдохнуть, втягивая живот, сжимая грудную клетку, опуская ключицы. 1 {повторять от 3 до 6 раз (начинать с 3-х, постепенно увеличивая).

 «Цветок распускается».

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны и вдох

(Цветок раскрывается), вернуться в и.п. — выдох.

Медленно, 4-6 раз.

 «Поднимаем выше груз».

И.п.: руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки — вдох, вернуться в и.п. — выдох. 6-8 раз.

3. «Лес шумит».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.. Наклон вправо — вдох, вернуться в и.п. выдох. То же — влево. 5-6 раз. Усложнение — руки при выполнении вытянуты вверх.

4 «Травушка колышется».

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями — вдох, опустит руки вниз выдох. 4-6 раз.

5. «Травушка растет»

И.п.: стоя на коленях, руки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно влево и вправо — вдох, опустить руки на плечи — выдох. 3-5- раз.

6. «Грибок»

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, и немного отводя голову назад — вдох (грибок вырос), вернуться в и.п. 6-8-раз.

9. «Насос»

И.п.: ноги на ширине плеч. Руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться вправо (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая — вверх до уровня груди). На выдохе вернуться в и.п.; то же влево 4-5 раз в каждую сторону.

8. «Вертолет».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, не меняя положения рук, повернуться вправо — выдохнуть, вернуться в и.п, — вдохнуть; то же — влево. 4-5- раз в каждую сторону.

 «Хлопушка».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям — выдох, вернуться в и.п. — вдох. 4-5- раз.

10. «3дравствуй, солнышко»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки шире плеч, голову поднять вверх вдох, медленно вернуться в и.п. — выдох.

11 «Лотос».

И.п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой, (плечи не поднимаются), представить струю воздуха, пронизывающую от макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами). 4-5- раз.

Гимнастика для глаз

Филин

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.

Упражнения повторить 4-5 раз.

Метелки

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

Вы, метелки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите,

упражнение повторить 4-5 раз.

Жмурки

На специальной подставке- доске укреплены маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счет 3-4. В это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети должны увидеть произошедшие изменения.

Упражнения повторить 4-5 раз.

Далеко -- близко

Дети смотрят в окно, ведущий называет вначале удаленный предмет, а через 2- 3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называют ведущий.

Упражнение повторить 6-8 раз.

Поймай зайку

Ведущий включает фонарик и запускает "солнечного зайчика" на прогулку. Дети, поймав глазами "зайчика", сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.

Игра длится 45 секунд.

Список используемой литературы
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Вологоград: Издательство «Учитель», 2011.
2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / авт. - сост. Н. И. Еременко.
Вологоград: ИТД «Корифей», 2009.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: метод. пособие. М. : Сфера, 2004.
4. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. М. : Сфера, 2008.
5. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры. // Дошкольное воспитание. № 5, 2002 г.
6. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб. : Лань, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

в соответствии с новыми нормативными документами  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесб...

Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".

В  данной презентации  представлены  здоровьесберегающие технологии, используемые мною  в работе: актуальность темы, примерная схема  музыкального занятия с применением здоров...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

Учебный материал "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"  содержит необходимые в использовании в НОД по музыкальному воспитанию современные здоровьес...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

 Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

Организовать музыкально-оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребенку укрепления физического и психического здоровья. Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкаль...