Подбор развивающих игр в домашних условиях для детей второго и третьего года жизни
консультация

Харитонова Светлана Викторовна

Часто у родителей малышей возникает вопрос, в какие игры поиграть с ребенком, чтобы они не только развлекали малыша, но и были полезны для его развития. Приведенные примеры игр соответствуют возрастным особенностям детей, в увлекательной форме развивают речь, слуховое и зрительное внимание, мышление и моторику ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podbor_razvivayushchih_igr.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Подбор развивающих игр

в домашних условиях для детей

второго и третьего года жизни

                                                      Подготовила: учитель-дефектолог

                                                                                   Харитонова С.В.

Урай, 2021 г.

Подбор развивающих игр в домашних условиях.

для ребенка второго года жизни.

 

Для развития речи (вызывание звукоподражаний и отдельных слов), слухового и зрительного восприятия, внимания, мышления проводите следующие игры.

Учите ребенка производить игровые действия с любой игрушкой (мишкой, кошкой, собачкой, зайчиком), сопровождая действия облегченными словами или звукоподражаниями. Примеры игр с куклой, мишкой (можно заменить любой игрушкой).  

«Игры с куклой»: укладывайте ее спать, качайте, сопровождая звукоподражаниями: «а», «бай-бай»; водите куклу за ручку, сопровождая звукоподражанием «топ-топ»; кормите куклу, сопровождая звукоподражанием «ам-ам», показывайте, как кукла пляшет, сопровождая звукоподражанием «ля-ля».

Рассматривайте наряд куклы, показывайте, где у куклы платье, носочки, туфли, бант. Соотносите игрушку куклу с картинкой с изображением куклы, находите картинку с куклой среди других картинок.

Варианты игр с мишкой:

«Здравствуй, мишка!» Покажите малышу мишку, предоставьте возможность его потрогать, погладить; покажите, где у мишки глазки, ротик, ушки, побуждая его внимательно рассмотреть игрушку. Побуждайте ребенка самостоятельно по вашей просьбе показывать части тела мишки.

Пусть мишка походит перед ребенком (топ-топ-топ), порычит, потанцует (ля-ля-ля), спрячется под платочек и вновь покажется, а потом упадет (бах), протянет лапы. Побудить ребенка изобразить, как рычит мишка: «Э-э-э!»

«Мишка спрятался».  Спрячьте игрушку за спину, сказав: «Ой! Нет мишки, спрятался». Покажите ее из-за своего плеча, воскликнув: «Вот, вот мишка!» Вновь продемонстрируйте, как мишка «ходит», «падает», «дает лапку».
Посадите мишку недалеко от ребенка и прикройте его платочком, сказав: «Нет мишки, спрятался. Где мишка? Найди мишку!« Каждый раз прячьте игрушку на глазах малыша, но в разные места, побуждая его найти игрушку.

«Миша на машине». Вам понадобятся игрушечный грузовик и плюшевый мишка. Привезите игрушечный грузовик и попросите ребенка посадить мишку в машину и покатать его. Вначале помогите малышу, а потом побуждайте его подражать вам, сажая мишку в кузов. Катайте мишку вместе с ребенком, приговаривая: «Мишка едет на машине, би-би!»

«Мишка кружится».  Возьмите двух мишек, лучше большого и маленького. Крепко прижмите к себе большого мишку и кружитесь с ним. Рассказывайте стишок, действуя в соответствии с его содержанием:

«Большой мишка кружился, кружился, а потом остановился.

Быстро-быстро покружился,

Тихо-тихо покружился.

Большой мишка кружился,

И на землю повалился!»

Затем те же действия произведите с маленьким мишкой, заменяя слово «большой» на «маленький». Затем попросите малыша повторить действия.

«Накормим мишку». Для этой игры понадобятся игрушечная посуда (ложка, тарелка, чашка) и мишка. Объясните, что мишка проголодался и нужно его накормить. Принесите посуду и вместе с ребенком накройте на стол. Не спеша кормите мишку игрушечной ложкой, одновременно причмокивая за мишку, разговаривайте с ним по поводу еды, поблагодарите за обед от его имени. Предложите малышу повторить ваши действия, а сами продолжайте озвучивать мишку. А теперь сообщите, что мишка хочет пить. Подождите немного, чтобы малыш сам потянулся за чашкой. А если он не проявит инициативу, сами возьмите чашку и дайте мишке попить.

«Мишка спит». Для игры понадобятся кроватка или коробка, игрушечное постельное белье и мишка. Возьмите мишку и скажите, что он долго гулял, устал и хочет спать. Предложите ребенку уложить игрушку в кроватку. Если он не выполнит просьбу, возьмите мишку, покачайте его немного на руках, положите в кроватку, накройте одеялом и спойте колыбельную песенку:
«Баю-баю, баю-бай,

Спи, мой мишка, засыпай.

Гуленьки - гуленьки,

Сели к мишке в люленьку,

Стали люленьку качать,

Стали мишку величать».

«Мишка на картинке». Найдите картинку с изображением мишки. Покажите малышу игрушечного мишку, а затем спрячьте его. После этого обратите внимание малыша на картинку: «Где мишка на картинке?» Выдержите паузу и, если ребенок не пытается сам искать игрушку, поводите его пальчиком по картинке, обведя контуры мишки.
Спрячьте картинку и вновь покажите игрушку, спросив: «Где мишка?» Эта игра тренирует ребенка соотносить игрушку и картинку с ее изображением.

 «Кто кричал?» Поставьте перед ребенком игрушки: машину, кошку, собаку, петушка, мишку и т.д. Произнося какое-либо звукоподражание, спросить: «Кто так кричит?» (би-би-машина, мяу-кошка, ав-ав-собака, кукареку-петушок, э-э-мишка, о-о-зайка, а-а-кукла). Попросите малыша показать игрушку и самому произнести звукоподражание. Побуждайте  давать слова-команды игрушкам: «Спи! Садись! Стой! Кушай! Иди!» Затем добавляйте доступное слово-обращение, таким образом, получим предложение-команду из 2 слов: «Спи, ляля!(или мама, папа)», «Сиди, ляля!», «Стой, ляля!», «Ам-ам (кушай) ляля» и т.д.

«Обед для друзей». зять игрушечных животных и сказать, что они проголодались. Предложите малышу накормить зверей обедом. Сопровождайте игру диалогом: «Вот собачка бежит – топ-топ-топ. Что она говорит?» «Гав-гав! Есть хочу! Ам-ам!» Также можно обыгрывать появление других игрушечных персонажей.

«Звуковые пузыри». Напишите буквы (А, О, У, П) на обратной стороне цветных кругов. Попросите малыша перевернуть каждый круг и произнести звук. Подскажите, издав правильный звук, со временем уменьшите подсказки. Хорошо соотнести звуки с картинками: кукла-«звук А» (изобразить, как кукла плачет-«а-а-а» или как качаем куклу-«а-а-а»), мяч-«звук О» (мячик прыгает «оп-оп» или бьем по мячу «бом-бом»), самолет-«звук У» (самолет летит, гудит «у-у», паровоз-«П» (паровоз пыхтит-«п-п-п»).

 «Куда уместится кошка?» Попросите ребенка изобразить знакомое ему животное: как ходит, бегает, подает голос (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?». Затем ребенок сам может находить места, куда можно пристроить кошку.

 «Утонул? Достанем!» Возьмите предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики и т.п.) и предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т.п.), а также емкость с водой, два пустых ведерка. Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Предложите ему понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросайте в воду каждую приготовленную вещь. Попросите малыша, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те, которые тонут — в одно, те, которые не тонут — в другое.

 «Где игрушка?» 3-4 игрушки спрятать в разных местах комнаты на глазах у ребенка и попросить его найти их: «Где спряталась собачка?»

«Где стул?» Также можно играть, переворачивая 3-4 карточки с нарисованными предметами на глазах у малыша, а затем спрашивать, например: «Где машинка?», «Где стул?» и т. д.

 «Молоточек». Взять детский молоток, объяснить малышу, что сейчас вы будете забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрируйте. «А сейчас надо забить большой гвоздь — стучать сильно и громко». Отдайте ребенку молоток, руководите игрой, повторяя: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».

 «Громко – тихо» Возьмите бубен или барабан (при их отсутствии можно хлопать в ладоши или стучать карандашом по столу). Если вы стучите в бубен тихо — ребенок изображает мышку, идущую мимо кота на цыпочках. А если вы стучите громко, ребенок превращается в слона и идет, громко топая. Стучите быстро — малыш бежит, медленно — идет еле-еле. Эти игры способствуют освоению категорий: «громко — тихо», «быстро – медленно»

 «Зайцы бывают...» Вы описываете малышу какое-нибудь животное, а он должен изобразить это в действии, например: «Зайцы бывают длинноухие (малыш машет руками над головой, изображая уши), зайцы прыгают (малыш прыгает), маленькие (малыш присаживается на корточки)». «Медведи бывают косолапые, большие, ходят на четырех лапах» и т.д. Игра способствует также развитию координации движений.

Для развития речи хорошо массажировать ребенку ладошки и пальчики шариками Су-Джок (продаются в аптеке), они оздоравливают малыша и одновременно развивают речь. Шарики катать между ладонями, а колечки попеременно надевать и прокатывать по каждому пальчику ребенка.

Можно проводить массаж пальцев и без применения шариков. При проведении массажа стимулируем произнесение звуков: ребенок большим, указательным и средним пальцами правой руки сильными резкими движениями захватывает большой палец левой руки и произносит «а», захватывает указательный и произносит «о», средний - «у», безымянный - «ы», мизинец - «э», сжимает все пальцы, нажимает ими на ладошку и произносит «и». Руки меняются. Другой вариант – ребенок или взрослый совершает ползущие массирующие движения по пальцам от кончика к основанию, произнося непрерывные звуки: А-А-А, О-О-О, У-У-У, Ы-Ы-Ы, Э-Э-Э, потирает ладошки: И-И-И. Можно произносить любые слоги, например: МА-МА-МА, ПО-ПО-ПО, КУ-КУ-КУ, БЫ-БЫ-БЫ, ФЭ-ФЭ-ФЭ, ПИ-ПИ-ПИ. Таким образом, наряду с проведением массажа побуждаем ребенка произносить гласные звуки, слоги, стимулируем активную речь.

«Игра на пианино». Слегка приподняв над столом руку с полусогнутыми пальцами, малыш должен последовательно каждым из них, начиная с большого или мизинца, коснуться стола. Кисть руки при этом не изменяет своего первоначального положения. При касании стола каждым пальчиком можно одновременно произносить любой гласный звук или слог.

Рекомендации по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики.

«Кубик, шарик». Различать по форме кубик и шарик. Раскладывайте отдельно кубики и шарики, шарики подарите кукле, кубики – другой игрушке, например, мишке. Шарики катайте или давайте кукле, произнося: «На!», бросайте шарики в коробку, произнося: «бах». Из кубиков стройте башенку, дорожку, поезд.

 «Волшебный мешочек». Для игры возьмите мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета. Покажите мешочек и на глазах у ребенка положите в него шарик и кубик. Покажите второй кубик и дайте малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предложите достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же кубик». Повторите игру с шариком.

«Большие и маленькие». Различение величины предметов. Стройте из больших кубиков большой дом для больших игрушек, из маленьких кубиков - для маленьких. Катайте большим игрушкам большие мячи или шары, маленьким игрушкам – маленькие мячики или шарики. Кормите большие игрушки из большой тарелки большой ложкой, маленькие игрушки – из маленькой тарелки маленькой ложкой. Катайте большие игрушки на большой машине, маленькие - на маленькой машинке. Большие шарики складывайте в большую банку, маленькие – в маленькую баночку, подбирайте крышки соответствующего размера к большим и маленьким банкам и т.д.

 «Брось шарик». 

Показать Алисе большой шарик и попросить дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действий способом сравнения: «Ты взяла такой, как у меня, ты взяла большой шарик». После этого бросить его в коробку и сказать: «Брось свой шарик». По окончании игры обобщить: «В коробке все такие, большие шарики».

 «Башня из колец разного размера». Возьмите одноцветные колечки, окрашенные в какой-либо основной цвет (красный, синий, желтый, зеленый). Стройте башню сначала из 2 колец, затем из 3 колец. Сначала покажите, как можно собрать башню, приговаривая: «Возьму большое колечко, а теперь маленькое и самое маленькое. Вот и башенка готова!» Обязательно называйте цвет колец.

«Спрячь мячик в коробочку». Дать малышу один из мячиков, предложить спрятать в коробочку и закрыть её подходящей крышкой. В случаях затруднения показать, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем его в большую коробку».

Спрашивать, используя слова «такой, не такой»: «Это такой же кубик – большой? А это такой же кубик – маленький? А это не такой кубик, он маленький?» Играть с вкладышами большего и меньшего размера: например, вкладывать маленький стаканчик в больший, называя их размеры: большой, маленький. Ставить 2 кубика разного размера друг на друга, строя башенку: сначала поставим большой кубик, на него поставим маленький кубик, затем ставим 3 кубика: сначала ставим большой кубик, на него кубик поменьше, потом маленький кубик.

Также играть с матрешками: с одним вкладышем-матрешкой, с двумя вкладышами-матрешками.  Поставить большую матрешку рядом с маленькой. Обратить внимание на их величину: одна матрешка большая, другая маленькая. Спросить: "Где большая матрешка, а где маленькая?"

 «Прятки». Разложите перед малышом кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера. Попросите ребёнка спрятать маленький шарик в ладошке, шарика не видно; затем ещё маленький предмет прячется в ладошке: сопровождаем произнесением: «Ку-ку». Далее дайте малышу большой шарик и тоже попросите его спрятать: не получается. Делаем вывод, что маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет.

 «Соотнесение: кубик-квадрат, шарик-круг». Называйте формы предметов: кубик, шарик, положите на кубик сверху квадрат, назовите его, положите круг под шарик, также назовите его.

Игры с мозаикой. Ребенок отбирает мозаику определенного цвета, например, красного. Или строит дорожку из мозаики определенного цвета, например, синего.

Игры со шнуровкой. Ребенок продевает шнурок через дырочки в картоне, или надевает на шнурок колечки или крупные бусины.

Для развития подвижности пальчиков сделайте сухой бассейн для пальчиков: возьмите какую-нибудь емкость (коробку, миску и т.д.) и заполните ее мелким однородным наполнителем. Классический вариант наполнителя для игр – крупа, горох, фасоль. Такие игры лучше проводить на кухне.

Игры в «сухом пальчиковом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

Фасоль

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Тесто

Опустить кисти рук в «бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Лодочка

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Повар

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

Стираем платочки

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и сыночек стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

Колобок

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

Можно предложить малышу бросать зерна фасоли, макароны или пуговицы в бутылку с узкой горловиной.

Пальчиковая игра «День — ночь». Игра заключается в сжимании и разжимании кулачков. На слова «Пальцы ночью спят, в домике храпят» — сжимаем пальчики в крепкий кулак. На слова «Пальчики днем проснулись, выпрямились, потянулись» — кулаки открываются и пальчики максимально выпрямляются.

 «Лабиринт для пальчика». Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите ребенка добраться пальчиком до домика, проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бархатной бумагой.

 «Лабиринт для карандаша». Игра похожа на предыдущую, только вместо пальчика по лабиринту идет карандаш, оставляя за собой след.

 «Собери картинку». Возьмите крупную яркую картинку с изображением одиночного предмета. Разрежьте картинку пополам, покажите малышу, как из двух половинок можно составить целое изображение. Помогайте, комментируя свои действия: «Это что такое? Это хвост собачки. Это голова. Это хвост собачки. Давай посмотрим, где у собаки должна быть голова, где должен быть хвост».

Играя с малышом в развивающие игры, необходимо соблюдать следующие правила:
• Игра не должна быть продолжительной. Как только заметите, что ребёнок начал отвлекаться и терять интерес к игре, заканчивайте играть.
• Для игры с ребёнком 1-2 лет не нужно брать много игрушек, поскольку это будет рассеивать его внимание.
• Необходимо внимательно следить за ребёнком, если используете для игры мелкие предметы.
• В процессе игры постоянно называйте предметы и действия, которые производите с этими предметами.

Подбор развивающих игр в домашних условиях

для ребенка третьего года жизни.

 

Игры для развития понимания речи:

Игра «Загадки». Положите перед ребенком несколько разных предметов, например, ложку, мяч, шапку, карандаш. Вы загадываете загадку – малыш показывает отгадку. Вопросы могут быть такими: чем можно кушать, что надевают на голову в холод, чем рисуют. Вместо реальных предметов можно пользоваться картинками.

 «Где карандаш?» Возьмите предметы, например, карандаш и книгу. Попросите малыша положить карандаш НА книгу, В книгу, ПОД книгу. Так же можно провести игру и с другими предметами.

Для развития активной речи:

Побуждать ребенка сопровождать свои действия речью из 2-3 предложений: «Я играю», или «Я буду играть», «Я кушаю», или «Я буду кушать», «Я буду рисовать», «Я пойду гулять», «Я возьму мишку» и т.д.

 «Что любит наша кукла?» Для игры взять куклу или любую мягкую игрушку. Спросить у куклы: «Кукла, что ты любишь делать?» И голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Далее очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помогайте ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. В дальнейшем просите малыша рассказывать о том, что любит делать мама, папа, бабушка и т.д.

 «Рифмы». Предложите договаривать последнее слово в знакомом ребенку стихотворном тексте, например: «Уронили мишку…(ребенок договаривает: «На пол»), Оторвали мишке…(лапу) и т.д.

 «Гости пришли». Игрушки приходят к малышу в гости. Каждого нужно обеспечить всем необходимым, накормить по-своему. Ну, а вы помогаете ему ухаживать за гостями с помощью обращений из 2-3 слов к гостям: «Садись, зайка, на стул», «Кушай, мишка», «Кушай, зайка, морковку», «Пей чай, киска», «Ешь суп, собачка» и т.д.

 «Какой предмет?» С помощью соответствующих картинок и наводящих вопросов ребенок подбирает определение, какой предмет, животное или человек: слон большой, мышка маленькая, ёжик колючий, снег холодный, мама добрая, подушка мягкая и т.д.

 «Магазин» Разложите на столе различные игрушки, нарежьте «деньги» – бумажки - и поиграйте с малышом в «магазин». Один из вас будет продавцом, другой покупателем. Для покупателя можно подготовить сумку или корзинку. Потом поменяйтесь ролями. Ребенок произносит предложения: «Я хочу купить в машинку (большую или маленькую). Сколько она стоит? Дайте мне, пожалуйста, машинку».

«Отвечаем на вопросы». Найдите в книгах картинки, на которых человек или животное выполняет действие с помощью какого-либо предмета. Научите ребенка отвечать на вопросы предложением. Например, скажите: «Это мальчик. У него в руках лопата. Что он делает?» (Ребенок отвечает: Мальчик копает лопатой).

«Кто где живет». Возьмите книги с иллюстрациями животных. Побеседуйте с малышом о том, кто из животных чем питается и где живет. Не забывайте хвалить его при выполнении игровых заданий.

«Прятки с мышкой». Возьмите игрушку мышки (или любую другую). Скажите малышу, что она  сейчас будет прятаться от него, а он должен говорить, куда она спряталась. Малыш видит ваши действия. Посадите мышку в банку или коробку и спросите: «Куда спряталась мышка?». Малыш отвечает: «Мышка спряталась в банку». Посадите мышку на телевизор и спросите: «А теперь где мышка? (Мышка сидит на телевизоре)». В этой игре необходимо побуждать ребенка пользоваться предлогами: в, на, за, под.

«В очереди к доктору Айболиту». Возьмите несколько игрушек и попросите ребенка их рассадить в очередь к доктору Айболиту. Говорите, кто за кем будет: «Первый – медведь. У него болит зуб. За медведем лисичка – у неё болит лапка» и т.д. Спросить: «Кто первый? Что у него болит? Кто за медведем? Что у нее болит?» и т.д. Игру можно закончить лечением больных зверей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образа Я,у детей второго и третьего года жизни.

Возрастной период до трех лет. У детей   раннего возраста интенсивно развиваются навыки  действия с окружающими их предметами. Это помогает  сформировать  у малыша «копилочку»...

Презентация "Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни"

Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни...

"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...

Папка передвижка " Показатели нервно -психического развития детей второго и третьего года жизни

Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах....

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Целью данной консультации является знакомство родителей и педагогов с возрастными особенностями детей 2-3 лет. В статье мы изучим причины того или иного поведения у детей данного возраста; а так же ра...

«Навыки детей второго и третьего года жизни»

статья для педагогов и родителей...

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как буд - то он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ...