Многофункциональное дидактическое пособие "Учимся, играя"
методическая разработка по развитию речи

Елена Михайловна Фролова

Игры, направленные на речевое развитие детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnoe_posobie_uchimsya_igraya.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Космос

города Балашова Саратовской области»

Мастер-класс

«Многофункциональные дидактические пособия,

способствующие речевому развитию»

                                                                   Подготовили:  Дружкина С.П.

                                                                                          Фролова Е.М.

Балашов, 2021

В последнее время в работе с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения, отмечается недостаточная динамика автоматизации поставленных звуков. Это связано с неумением слышать свою речь

нарушением у детей самоконтроля за собственной речью, некритическим отношением к своим речевым дефектам, низкая речевая активность. Поэтому автоматизация звуков становится процессом длительным, её результативность зависит от умения педагога разнообразить задания так, чтобы речевой материал мог вызвать положительные эмоции, увлечь ребёнка. Так как игра – основной, ведущий вид деятельности дошкольников, то именно в игре ребёнок развивается лучше всего, в игре дети не замечают, что учатся, у них повышается интерес к выполнению заданий, и незаметно для себя ребёнок приучается контролировать своё произношение, говорить правильно.

Предлагаемая мною многофункциональная игра по речевому развитию «Учимся, играя!» поможет разнообразить работу по автоматизации звуков речи, закреплению притяжательных прилагательных, по закреплению чтения. Задания в игре не требуют времени на подготовку, помимо автоматизации позволяют одновременно решать множество коррекционных задач (лексика, грамматический строй, психические процессы и т. д.). А самое главное – превращают задания в увлекательную игру.

Важное место в предметно-пространственной среде занимают многофункциональные дидактические игры и пособия, способствующие речевому развитию. Эти игры созданы для развития речи  детей. В них задание предлагается в игровой форме. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, расширяют свой словарный запас, развивают речь, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.

Многофункциональные дидактические игры и пособия специфичны и имеют отличия от других видов игр, характерные только им. Они имеет устойчивую структуру, четко поставленную цель, результат достижения которой обладает учебно -познавательной направленностью.

В своей работе с детьми мы часто применяем дидактические игры, но особое внимание уделяем многофункциональным дидактическим играм и пособиям:

Во-первых, они позволяют охватить широкий возрастной диапазон участников, начиная с группы раннего возраста до подготовительной к школе группы;

Во-вторых, они предполагают множество вариантов игровых заданий и упражнений, они могут быть авторскими, придуманными детьми самостоятельно;

В-третьих, в такие игры можно играть бесконечно, придумывать интересные для детей варианты, раскрывать огромный творческий потенциал.

Многофункциональные игры, основанные на таких принципах обучения, как «от простого к сложному», «постепенность и систематичность», в итоге создают такой микроклимат, в котором появляются возможности для развития творческих сторон интеллекта дошкольника.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональную игру по речевому развитию «Учимся, играя!». Эту игра предназначена для детей  4-7 лет.

Описание: Данное пособие предназначено для  игровой деятельности детей 4-7 лет. Обучающие направления пособия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
           Многофункциональная игра
"Учимся, играя!» представляет систему речевых игр и упражнений, направленных на развитие слуховой памяти и слухового внимания, словесно-логического мышления, воображения, мелкой и общей моторики. Данное пособие имеет многофункциональный характер, и может быть использовано на индивидуальных, на групповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Вариантов игры много, задания можно усложнять в зависимости от возраста дошкольников. Игра представляет собой книгу на страницах который разные задания, способствующие речевому развитию,  безопасный способ крепления, позволяет быстро разобрать книгу по страницам и использовать в доступных для ребёнка местах.

Название: Многофункциональная игра по речевому развитию «Учимся, играя!».

Цель: повышение уровня речевой активности детей дошкольного возраста с помощью многофункциональной игры по речевому развитию «Учимся, играя!».

Задачи:

Образовательные:

 Актуализировать и закреплять знания детей через организацию

самостоятельной или совместной с педагогом деятельности с дидактическим пособием;

 Активизировать речевую деятельность детей;

 Расширять словарный запас;

 Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на плоскости;

 Упражнять составлять целое изображение из частей;

  • Систематизировать знания детей в умение делить слова на слоги;
  • Закреплять притяжательные прилагательные;

.Формировать умение разгадывать ребусы.

Развивающие:

 Развивать внимание, память, наглядно-действенное и нагядно-образное

мышление;

 Развивать речь и навыки речевого общения;

 Развивать речевую, познавательную и творческую мотивацию;

 Побуждать детей отвечать полным предложением;

 Развивать рече-глазо-двигательную координацию;

 Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

 Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества с педагогами и со

сверстниками.

Воспитательные:

 Воспитывать интерес к играм речевой направленности;

 Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам;

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

 Воспитывать умение радоваться достигнутому результату;

 Воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу.

Многофункциональная пособие "Учимся играя!»

Данная игра направлена на расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи. Включает игры на подбор прилагательных, глаголов, использование предлогов, составление описаний и предложений, полна тайн, сюрпризов и множества открытий.

В неё входят игры:

Многофункциональная игра «Новоселье»

Оборудование: плоскостная фигура трех этажного дома с окошками, набор картинок на автоматизируемые звуки .

Цель: автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи : активизировать словарь, умение обобщать и классифицировать, упражнять в использовании предлогов, развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать грамматический строй речи, развивать связную речь, слуховое внимание, чувство рифмы, развивать память, внимание, мышление, воображение.

Задания: «Заселяем» дом жителями (модели, картинки предметов) с определённым звуком, который автоматизируется

- назови, кто живёт на 1, 2, 3 этаже

- назови самый нижний (верхний) этаж, левый (правый) ряд, кто живёт в верхнем правом углу дома, в левом нижнем и т. д.

- назови соседей предмета-жителя (слева, справа, снизу, сверху)

- найди предмет по определению, по действию

- назови, кто живёт под, над

- назови «один», «много»

- назови ласково

- чего не стало

- назови, кто из жителей относится к животным, мебели, птицам и т. д.

- отгадай слово по рифме 

- закрывая по очереди экраном каждый этаж, предложить вспомнить, кто жил на 1, 2, 3 этаже.

Многофункциональная игра «Веселые домики» - назови слово с местоимением она, он, оно, они.

Цель: Развивать слоговую структуру слова. Формировать навык деления слов на слоги. Развивать фонематическое восприятие. Развивать словарь и понимание обращённой речи.

Оборудование: карточки -  дома (она, он, оно, они). Картинки.

Задания: педагог предлагает ребёнку взять одну картинку, называть предмет, на ней и закрыть окошко того домика, к которому относится данная картинка. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.

- разложите предметы в домики «Он», «Она», «Оно», «Они».

Многофункциональная игра «Времена года»

Цель: закрепить  времена года и называть их в определенной последовательности; побуждать находить, соответствующие данному времени года картинки одежды; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года, развить связную  речь, обогатить активный словарный запас детей существительными, прилагательными.

Оборудование: иллюстрации времена года , карточки одежды по временам года.

Задания: Дети Таня и Ваня собираются на прогулку, помоги им найти себе одежду, соответствующую времени года.

- какую одежду носят дети весной (зимой, осенью, летом)?

- придумайте предложение?

- составьте рассказ о весне (зиме, осени, лете)?

- какую одежду выберут дети, если на улице осень, идет дождик, дует ветер?

- что выберут из одежды дети, если на улице лето (весна)?

Многофункциональная игра «Веселые клоуны»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Оборудование: карточки с изображением  овощей, фруктов, ягод на липучках. Карточки: кастрюля, салатница, банка – на липучках.

Задания: Клоуны Коля и Толя готовят обед. Помоги клоунам приготовить борщ, салат и компот.

- из чего готовят борщ салат, компот?

- приготовьте салат из моркови, перца, огурцов…

- добавь в компот малину, вишню, смородину…

- из чего клоуны приготовили борщ?

- что клоуны добавили в салат?

- приготовьте компот только из ягод?
- Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
- Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
- Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая)…

Задания: Первая буква предмета на карточке полоске

Многофункциональная игра «Произносим звуки правильно»

Цель: закрепить правильное произношение звуков.

Оборудование: конверт с заданным звуком, конверт со звуками,  шнур с бусинкой, гласные буквы на липучках.

Задания: педагог в конверт ставит заданный звук для закрепления (Р), ребенок используя бусинку на шнурке читает: ро, ра, ри, ре, ру…

Многофункциональная игра «Ребусы»

Цель: расширять кругозор ребенка, развивать мышление и  воображение, тренировать сообразительность, логику и интуицию, учить рассуждать и делать необходимые выводы. 

Оборудование: карточки-полоски, с изображением ряда предметов.

Ребусы по темам: цветы, насекомые, дикие и домашние  животные, овощи, фрукты, мебель, транспорт, птицы.

Задания: Помогите Буратино угадать ребусы.

- назовите предметы, которые изображены на карточке-полоске?

- первая буква каждого предмета – это зашифрованное слово ребуса.

Многофункциональная игра «Разноцветные слова»

Педагог приглашает детей пройти к столу и выбрать конверты по желанию, в которых цветные слоговые карточки и шнурок.  Дети составляют из слогов слова — названия профессий, затем собирают карточки со слогами на шнурок.

Цель: расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости, систематизация знаний о профессиях, формирование  представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества (учитель, врач, полицейский, пожарный,  музыкант); развитие  навыков слогового анализа слов; совершенствование навыка составления и чтения слов.

Оборудование: картинки с изображением профессий, слоговые карточки, шнурки.

Задания: Помогите клоунам по слогам собрать слова из карточек, в которых зашифрованы профессии людей,  прочитать и нанизать на шнурок.

- выберите карточку любой профессии по желанию,  назовите профессию. Выберите слоговые карточки, соответствующие фону карточки с изображением профессии. Разложите карточки таким образом, чтобы прочитать название профессии. Соберите из слогов слово на шнурок

- назовите профессии на карточках, расскажите, чем занимаются люди этих профессий

- из цветных слоговых карточках составьте слова и соотнесите с соответствующей картинкой.

Многофункциональная игра «На лесной полянке…»

Цель: Развитие представлений о окружающем, о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность, развитие мелкой моторики у детей, развитие речи; закрепление предлогов «на», «над», «под», «за», «около»…

Оборудование: цветная полянка из  фетра с предметными картинка на липучках, пуговицах, шнурках.

Задания:

- кого вы видите на полянке?

- где сидит лягушка?

- где летает бабочка?

- куда ползет ежик?

- куда полетел жучок?

- возле кого сидит белочка?

- посади бабочку около цветка?

- где на полянке расположен домик?

- составь предложение со словом бабочка ( лягушка, ежик, паучок, поляна…)?

Многофункциональная игра  «Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. 

Оборудование: картинки с изображением предметов «Один — много»

Задания: Помоги Незнайки назвать предметов «Один — много».

— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
— Что это? Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональные дидактические речевые игры, направленные на автоматизацию звука Р по темам «Овощи» и «Фрукты».

Материал представляет собой аннотацию  и  непосредственно дидактический материал по данной теме, распечатав и разрезав который, Вы получите  дидактические речевые игры, которые мо...

Многофункциональная дидактическая кейс-игра "Приключение веселого паровозика "

Игра развивает познавательную и речевую активность детей в процессе ознакомления с окружающим миром средствами кейс-технологии....

Дидактическая игра "Найди соответствие". Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5 - 7 лет.

Дидактическая задача: Через дидактическую игру «Найди соответствие», создать условия для закрепления представлений детей об окружающем, умение выражать свои мысли, делать выводы.Игро...

Многофункциональное дидактическое пособи – игра «Волшебный сундучок»

Аннотация. В статье представлена авторская дидактическая разработка – многофункциональная настольная игра «Волшебный сундучок». Она включает несколько комплексов заданий: выполнив од...

Многофункциональная дидактическая театральная игра "Театр-тантамарески"

Инновационная дидактическая  игра "Театр-тантамарески", которая позволяет решать различные педагогические задачи в игровой театральной форме, наиболее доступной для дошкольников....

Многофункциональное дидактическое пособие «Игры с натюрмортом».

Комплектация:  Пособие включает в себя описание серии дидактических игр (название игры,  цель, ход), а также материал к ним. Адресность: Пособие предназначено для детей старшего д...

Многофункциональное дидактическое пособие "Играем - развиваем"

Мягкая книжка – это идеальное пособие, которое развивает мелкую моторику, воображение, внимание, смекалку, речь ребенка....