Многофункциональное дидактическое пособи – игра «Волшебный сундучок»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Галкина Елена Михайловна

Аннотация. В статье представлена авторская дидактическая разработка – многофункциональная настольная игра «Волшебный сундучок». Она включает несколько комплексов заданий: выполнив один, дети последовательно приступают к другим. Пособие рассчитано на детей разновозрастных групп; разработаны варианты заданий для детей компенсирующей группы и в условиях инклюзивного образования. Развивает сенсорику, речь, логику, укрепляет мелкую моторику, нормализует эмоции и т.д.

Ключевые слова. Дидактическое пособие, настольная игра, развитие дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многофункциональное дидактическое пособи – игра «Волшебный сундучок»

Аннотация. В статье представлена авторская дидактическая разработка – многофункциональная настольная игра «Волшебный сундучок». Она включает несколько комплексов заданий: выполнив один, дети последовательно приступают к другим. Пособие рассчитано на детей разновозрастных групп; разработаны варианты заданий для детей компенсирующей группы и в условиях инклюзивного образования. Развивает сенсорику, речь, логику, укрепляет мелкую моторику, нормализует эмоции и т.д.

Ключевые слова. Дидактическое пособие, настольная игра, развитие дошкольников.

Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Наша задача – создать условия. Найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей.

Представляем разработанную нами настольную игру «Волшебный сундучок». Ее название выбрано не случайно – в сундучке находится много интересных и увлекательных для детей заданий, которые к тому же постоянно меняются: выполнив комплекс одних заданий, можно приступить к выполнению других. «Сундучок» дает возможность развития детям разновозрастных групп.

Мы тщательно продумали варианты использования данного пособия для детей компенсирующей группы и в условиях инклюзивного образования.

Цель: развитие познавательного интереса, любознательности, воображения.

Задачи:

  • развивать сенсорные, математические, логические способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • формировать нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результат труда взрослых;
  • вызывать положительный эмоциональный подъем, хорошее настроение;
  • укреплять мелкую моторику рук.

Наблюдая за детьми в процессе занятий с «Волшебным сундучком», мы обратили внимание на то, что, меняясь местами за игровым столом и снова занимая очередь для игры, ни один ребенок в течении 30 мин не потерял интерес к занятию.

Все варианты игры основаны на том, что участник просовывает руку в сундучок через рукав и достает задание для себя или своего напарника. Игрок может вытянуть загадки, математические задачи, какой – либо предмет, который он должен узнать на ощупь и дать ему характеристику (материал, форма и т.д.)

Для групп компенсирующего вида предлагаются игры с логопедическими заданиями: артикуляционные гимнастика, упражнения, правильное звукопроизношение. В игре дети имеют возможность закрепить пройденный материал.

Дидактические задачи: «Волшебного сундучка»: ознакомление с окружающим миром, развитие речи; закрепление элементарных математических представлений.

Пособие способствует формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности; учит применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизирует разнообразные умственные процессы и доставляет эмоциональную радость; выполняет обучающую функцию, а также является средством умственного воспитания; дает первоначальные знания об окружающем мире; систематизирует и углубляет знания о материале, из которого изготовлен предмет; с помощью пособия воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка.

«Подними настроение другу»

Если ребенок пришел в детский сад с плохим настроением, воспитатель предлагает ему достать сюрприз из «Волшебного сундучка», затем предложить достать сюрприз другу.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь, какая фигура»

Ребенок просовывает руку в сундучок через рукав, находит предмет, ощупывает его, описывает; достает из сундучка, осмысливает и оценивает, правильно назвал фигуру или нет. Это может быть плоская или объемная геометрическая фигура.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь, из какого материала изготовлен предмет»

Ребенок просовывает руку в сундучок через рукав, находит предмет, ощупывает его, описывает, называет, из какого материала он изготовлен; достает предмет из сундучка, осматривает и оценивает, правильно ли он определил материал.

Какие предметы и материалы можно использовать для игры: ткани, мех; кусочки клеенки, полиэтилена, резины; губку; пуговицы; бархатную и фактурная бумагу; вату; нитки; мелкие стразы на липкой ленте; косточки от фруктов; орехи.

Сюрприз на день рождения!

В сундучок заранее кладется игрушка или сладкий сюрприз. Имениннику предлагают просунуть руку через рукав и достать свой подарок.

Дидактическая игра «Коробочки с загадками»

Ребенок просовывает руку в сундучок через рукав, выбирает любой контейнер с помещенной в него запиской-загадкой – вынимает, открывает, читает и дает ответ.

Дидактическая игра «Коробочки с заданиями»

Ребенок просовывает руку в сундучок через рукав, выбирает любой контейнер с помещенной в него запиской –заданием, внимание, открывает и читает задание, которое там написано.

Задания могут быть разнообразные: покажи, как плавает рыбка, как прыгает лягушка; найди в группе и принеси игрушку, которая начинается со звука (а) и др.; назови цифру.

Дидактическая игра «Коробочки с заданиями»

Ребенок просовывает руку через рукав в сундучок, выбирает любой контейнер с помещенной в него запиской-заданием, вынимает, открывает и читает задание, которое там написано.

  • Покажи по картинке (артикуляционная гимнастика): «Заборчик», «Часики», «Качели», «Блинчик» и др.
  • Покажи по картинке (артикуляционные упражнения): «Комарик – З-З-З-З», «Насос – С-С-С-С», «Паровоз – Ч-Ч-Ч-Ч» и др.

Коммуникативная игра «Сундучок примирения»

Если в группе поссорились дети, можно предложить им вместе просунуть руку в сундучок и обменяться там рукопожатиями. Также можно предложить выбрать друг другу игрушку и подарить в знак примирения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные кармашки"

Данное пособие может использовать в непосредственно образовательной деятельности детей, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с дошкольниками....

Многофункциональное дидактическое пособие «СУНДУЧОК С СЕКРЕТОМ»

  Ведущее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Через игру ребёнок в живой, увлекательной форме знакомится с широким кругом предметов и явлений окружающего мира. В игре р...

Многофункциональное дидактическое пособие «Игры с натюрмортом».

Комплектация:  Пособие включает в себя описание серии дидактических игр (название игры,  цель, ход), а также материал к ним. Адресность: Пособие предназначено для детей старшего д...

Многофункциональное дидактическое пособие "Играем - развиваем"

Мягкая книжка – это идеальное пособие, которое развивает мелкую моторику, воображение, внимание, смекалку, речь ребенка....

Дидактическое пособие "Игра "Волшебный лифт"

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Г.С.Альтшуллер Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики – всестороннее развитие творческих способностей ребенка (нестандартного , системного, г...

Технологическая карта многофункционального дидактического пособия-игры "Большая стирка" для детей старшей и подготовительной группы

Организация различных видов деятельности и общения детейCсылка на видеообзор игры: https://nsportal.ru/node/6437661...

Многофункциональное дидактическое пособие "Сундучок - речевичок"

Обеспечивает игровую, речевую, познавательную, творческую деятельность детей....