Анализ литературного произведения с ребенком дошкольного возраста
статья

Владимирова Светлана Геннадьевна

 Статья содержит рекомендации для родителей, которые помогут сформировать у детей интерес к чтению.  Педагоги могут использовать материал статьи для проведения родительского собрания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_literaturnogo_proizvedeniya.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ литературного произведения с ребенком дошкольного возраста

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребенок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Дошкольник является особенным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, и встреча его с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Что поможет сформировать устойчивый интерес ребенка к чтению и литературе?

Чтение должно быть ежедневным. В зависимости от возраста ребенка процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день и не иметь никаких других задач, кроме задачи глубокого усвоения текста.

Почему некоторые дети не любят читать и плохо слушают?

Одной из причин, является то, что дети просто не понимают прочитанного. Качество усвоения прочитанного можно повысить.

Подбираем книги, соответствующие развитию ребенка. Подбираем книги, интересные вашему ребенку. Так же необходимо:

1) Обсудить новые слова во время чтения или после чтения.

2) Обратить внимание детей на красивые или необычные речевые обороты, проговорить вместе с детьми часто повторяющиеся обороты.

3) Упражнения во время чтения: «Давай подвигаемся», «Читаем, представляем», «Пропущенное слово», «Отгадай загадку».

4) Можно и нужно играть в игры, расширяющие пассивный и активный словарь детей (в свободное время)

        Беседа после чтения будет более успешной, если перед чтением заинтересовать ребенка книгой. Например,: «Сегодня я прочитаю тебе историю, которая произошла с одним маленьким мальчиком, таким же как ты». Или… «Я не знала, как появляются цыплята, а узнала я об этом из этого рассказа». А ты хочешь узнать? То есть, мы нацеливаем ребенка на то, что эта информация может пригодиться ему в жизни.

        Но при анализе книги с этическими проблемами, нельзя переходить на личность ребенка или в плоскость бытовых разговоров. Назойливо предлагать детям воспринимать литературного героя как образец для подражания. Дети начинают неннавидеть книги, если если воспринимают их как свод правил поведения и противостоять взрослым. Если твердить ребенку о том, что он должен походить на положительного героя, то он захочет стать таким как отрицательный герой или тихо возненавидит.

Литературные произведения самодостаточны. Ребенок может сам сделать вывод: «А вот у нас в группе..», «А вот я..». «Ну надо же, вот как бывает!»  – говорит взрослый.

Вопросы к произведению могут зависеть от той цели, которую ставят взрослые и от жанра произведения.

Если вы хотите, чтобы ребенок пересказал текст, то текст должен быть коротким. И вопросы ставятся к каждому предложению. С детьми постарше мы определяем начало, середину и конец текста. Так же можем составить и нарисовать план рассказа.

        Если это рассказ о детях, то его необходимо связать с ребенком и его опытом.

Если произведение прочитано правильно, то у ребенка возникает эмоциональная реакция на произведение. Во время обсуждения может исчезнуть «стадия восторга». Поэтому, первый вопрос взрослого после прочтения книги:  «А понравилось ли тебе произведение?». Чем понравилось или не понравилось?».

Уже в младшей группе мы знакомим детей с жанрами произведений. Малышам мы говорим: «Я прочитаю сказку». А вот детей постарше необходимо подвести к тому, чтобы они сами назвали жанр произведения. Например: «Как ты думаешь, а эта история произошла на самом деле?», или «Правда ли то, о чем рассказывается в произведении?». Что же это за произведение? Какой жанр?

После вопросов о жанре произведения, о том понравилось ли оно тебе и о том, о чем произведение, задаются следующие вопросы:  

Кто из героев тебе понравился?

♦ Почему?

♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

♦ Чем они тебе понравились?

♦ Какой герой не понравился?

♦ Почему?

♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понравились больше всего?

♦ Кто же победил?

Особое место занимает сказка. Дети просят прочитать сказки по многу раз. Для них это важная потребность убедиться в том, что жизнь предсказуема и стабильна. Уважайте желания малыша и читайте любимую сказку столько, сколько он просит. Так, у него закладывается уверенность, что все в жизни идет своим чередом.

Любимая сказка взрослого расскажет психологу о наличии актуальной для человека проблемы. Иногда взрослые как будто реализуют программу сказок в своей жизни. В разные периоды жизни у взрослых меняются воспоминания о любимой сказке, так как появляются новые проблемы, в разные периоды детства ребенку так же интересны разные сказки, кроме того, ребенок может мысленно ассоциировать себя с разными героями: хорошо, если с сильными и волевыми, а вдруг с отрицательными?

То есть сказка помимо того, что несет какой-то урок, еще может служить терапевтическим средством.

Что касается морали. После обсуждения сюжета, называния персонажей, детей старшего возраста можно спросить: «Чему же учит эта сказка?»

Так же мы можем добавить такие: «Что больше всего тебе понравилось в сказке?». И это будет свидетельствовать о том, что у ребенка в этом месте нет проблем. «Что бы ты изменил в сказке?» - вот то, что хочется изменить – актуальная проблема. После этого, мы предлагаем ребенку придумать новый конец к сказке или предлагаем ребенку игрушки, что бы он мог обыграть сказку и изменить этот кусочек, так как ему хочется.

        Ну и если литература научно-познавательная, то после того как заданы вопросы по тексту о главных действующих лицах, о сюжете, мы спрашиваем у ребенка: «Что нового ты узнал?»

Итак, при анализе книги мы:

1) Объясняем новые слова и обращаем внимание детей на красивые литературные обороты.

2) Выясняем, понравилась ли книга и чем понравилась?

3) Уточняем жанр произведения.

4) Называем главных героев.

5) Обсуждаем сюжет. Уточняем, что происходило с главными героями?

6) Выясняем, чему нас учит книга, без излишней морализации.

7) Не забываем, что у каждой книги есть автор. Имя автора мы сообщаем детям перед прочтением книги. Некоторые авторы становятся у детей любимыми.

Итак, интерес ребенка к чтению достигается подбором интересной, доступной ребенку литературы, выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно разобраться в смысле, а тем более в нюансах текста и для этого ему необходимо помочь проанализировать, обдумать прочитанное, скорректировать, при необходимости,  его восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Анализ литературных произведений с детьми

Данный материал поможет сформировать у ребенка сознательную, мотивированную оценку персонажа. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произв...

Картотека игр для анализа литературных произведений с детьми дошкольного возраста.

Картотека игр для анализа литературных произведений с детьми дошкольного возраста....

Анализ понимания развития личности ребенка дошкольного возраста в популярной литературе для родителей

Изучая популярную литературу для родителей, можно сделать вывод о том, что в разных книгах по-разному понимаются функции родителей, цели воспитания и развитие детей в целом.      ...

Методика чтения, рассказывания литературных произведений для детей дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя материал...

Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста

Особенности восприятия литературных произведенийдетьми старшего дошкольного возраста...

Анализ понимания развития личности ребенка дошкольного возраста в популярной литературе для родителей

Изучая популярную литературу для родителей, можно сделать вывод о том, что в разных книгах по-разному понимаются функции родителей, цели воспитания и развитие детей в целом.      ...