Главные вкладки

    Методика чтения, рассказывания литературных произведений для детей дошкольного возраста
    методическая разработка по развитию речи

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!

           На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя материалы нового поколения из методической копилки преподавателя методики речевого развития детей дошкольного возраста. Вашему вниманию предоставляется презентация (слайд - лекция) к уроку по теме: "Методика чтения, рассказывания литературных произведений для детей дошкольного возраста", (МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей. Раздел «Методика работы с художественной литературой в ДОО»).

     

          «Дистанционное обучение по методике речевого развития дошкольного возраста» — академический образовательный проект, с большим количеством разнообразных дидактических средств обучения: архива лекций по самым разным разделам речевого развития дошкольников; видео семинаров и мастер-классов; дидактических игры и упражнений; схем и таблиц; статей и методических пособий специалистов по дошкольному воспитанию. Изучить материалы лекции по теме: «Методика чтения, рассказывания литературных произведений для детей дошкольного возраста» вы можете найти в прикрепленном файле

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

     

    P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД

              Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

           Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

              Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

           «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

              ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

           ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

    Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.

                                                                                                                                                                               С уважением, О. Г. Гольская.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) Читайте детям не нотации, а книги. (Г. Остер ) МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей Специальность: 44. 02. 01 Дошкольное образование Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна г . Благовещенск Методика чтения, рассказывания литературных произведений для детей дошкольного возраста

    Слайд 2

    Благодаря чтению развивается речь ребёнка и его словарный запас. Чтение развивает мышление. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим . Чтение развивает познавательные интересы и развивает кругозор . Значение чтения , рассказывания литературных произведений на развитие детей дошкольного возр аста

    Слайд 3

    Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей. Книга объединяет поколения . Чтение - самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребёнка. Книги позволяют ребёнку познать самого себя . Книги помогают детям понять других.

    Слайд 4

    Круг детского чтения и рассказывания для детей дошкольного возраста 1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира . Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

    Слайд 5

    2.Произведения русской и зарубежной классической литературы .

    Слайд 6

    3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

    Слайд 7

    4. Произведения писателей в рамках реализации регионального компонента.

    Слайд 8

    5. Д етские газеты и журналы.

    Слайд 9

    Основные методы ознакомления с литературным произведением детей дошкольного возраста Чтение воспитателя по книге или наизусть. Рассказывание воспитателя. Инсценирование. Заучивание наизусть.

    Слайд 10

    Подготовка воспитателя к занятию по чтению (рассказыванию) литературного произведения для детей дошкольного возраста 1. Подбор художественной литературы для чтения и рассказывания по принципам: - соответствие возрастным особенностям; соответствие уровню знаний детей; соответствие времени года; соответствие календарным событиям и тематике предшествующей работы в ДОУ. 2. Знакомство с текстом и анализ его. а ) содержательно – методический анализ б ) языковой анализ

    Слайд 11

    3. Подбор воспитателем наглядного материала: рисунки художников к произведению, игрушки, предметы имеющие отношение к содержанию сказки (рассказа) и малознакомые детям; п ортрет писателя; в иды театров; а трибуты. 4. Постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения. 5. Отбор методов работы с книгой.

    Слайд 12

    Особенности рассказывания народной сказки для детей дошкольного возраста Читайте простонародные сказки, молодые писатели,- чтоб видеть свойства русского языка. А.С. Пушкин Сказку («Репка», «Курочка - ряба», «Кот, петух и лиса», «Снегурочка» и многие другие) следует рассказывать детям в ее подлиннике, не искажая текста свободным пересказом.

    Слайд 13

    Большие по объёму сказки , как например «Царевна -лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Гадкий утёнок» Андерсена, лучше читать по книге, чтобы не исказить текст, не снизить их художественную ценность.

    Слайд 14

    Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с народной поэзией Народные песенки (потешки, дразнилки, прибаутки, заклички, пословицы …) невелики по объёму, их безусловно следует читать наизусть, используя все средства выразительной речи.

    Слайд 15

    Особенности чтения стихотворений для детей дошкольного возраста При чтении стихов воспитателю необходимо передавать не только смысловое содержание, но и их форму и стиховую музыку. Работая над стихотворным произведением, чтец должен внимательно разобраться в специфических особенностях стихотворной формы данного произведения и соблюдать правила чтения стихов.

    Слайд 16

    Прослушайте чтение стихотворения Саши Чёрного «Снежная баба» в исполнении Михаила Полицеймако. Проект «Живая поэзия». Детские стихи. Поделитесь какое чувство возникло у вас после художественного исполнения стихотворения. Отметьте какими средствами выразительности речи, чтец добился создания проникновенного (жизнерадостного, чуткого) образа мальчика. П еречислите какие эмоции использов ал артист , создавая образ мальчика. Учебно-исследовательские задания

    Слайд 17

    Особенности чтения рассказов для детей дошкольного возраста Рассказы в отличии от сказки, в большинстве случаев читаются по книге , хотя и рассказ для маленьких детей убедительнее звучат в устной передаче. Чтение рассказа по книге или без неё также должно быть выразительным, художественным, а это требует тщательной подготовки.

    Слайд 18

    Методы и приёмы обучения, структура занятия чтения (рассказывания) литературного произведения I . Вводная часть. 1.1. Внесение портрета писателя, рассказ воспитателя о его творчестве (демонстрация предметов или игрушек; речевые дидактические игры или упражнения,

    Слайд 19

    чтение присказки; рассматривание обложки книги; вводные вопросы). 1.2. Тематическая пальчиковая физкультминутка. II . Основная часть. 2.1. Сообщение темы занятия (воспитатель сообщает название произведения, автора). 2.2. Чтение (рассказывание) воспитателем литературного произведения. 2.3. Беседа по содержанию произведения ( вос -ль акцен -

    Слайд 20

    т ирует внимание детей на моральные качества героев, на мотивы их поступков): а ) вопросы к детям; б) рассматривание иллюстраций (демонстрация рисунков; аппликационных панно; театров); в ) словарная работа; г ) словесные зарисовки (для старш. дошк. возраста); 2.4. Повторное чтение текста (основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений): а ) дети припоминают и

    Слайд 21

    рассказывают о самом смешном (грустном, страшном) эпизоде, пересказывают описание природы, поступка героя, которое им особенно запомнилось. б) воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нём подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно им предложить провести соревнование «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?» 2.5. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса детей. 2.6. Физкультминутка на снятие зрительного или общего утомления.

    Слайд 22

    III . Заключительная часть. 3.1. 3.2. Продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация или конструирование (повторение ранее разученных стихов; чистоговорок или поговорок; дидактические игры или упражнения по ЗКР (ГСР или на развитие словаря); сюрпризный момент; загадывание загадок; обобщающие вопросы. Рефлексия (итоговые вопросы).

    Слайд 23

    Домашнее задание: з аконспектировать из пособия "Ребенок и книга" Л. М. Гуро­вич, Л. Б. Береговой , В. И. Логиновой вопрос «Особен­ности восприятия художественной литературы и задачи ознакомления с книгой в разных возрастных группах»; собрать библиотечку детских книг, соответствующих требованиям кругу чтения для дошкольного возраста (возрастная группа по выбору студента);

    Слайд 24

    подготовить индивидуальные сообщение по книге Боголюбской М.К. и Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду.» Изд. 3-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1970 (уметь приводить примеры выразительного чтения ).

    Слайд 25

    Источники Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. 1986. № 2; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. Гурович Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. — М., 1999. Дементьева И. Некоторые особенности понимания комических произведений детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. Вып. 5. Челябинск, 1976; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. // избр. психол. труды. В 2 т. Т. 1. — М., 1986.

    Слайд 26

    Илларионова Ю. Развитие мыслительной активности детей при чтении литературного произведения // Дошкольное воспитание. 1974. № 1; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 434. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании маленьких // Дошкольное воспитание. 1968. № 7; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 443. Малахова Е. Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1973. № 2; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 460. Шевченко В. Рассказывайте детям сказки // Дошкольное воспитание. 1975. № 10; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 484. Спасибо за внимание и работу на уроке ! Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста

    Презентация по самообразованию, которая содержаи матреиалы и фотографии...

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

    Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

    «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

    План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...