Анализ понимания развития личности ребенка дошкольного возраста в популярной литературе для родителей
статья (средняя группа)

Изучая популярную литературу для родителей, можно сделать вывод о том, что в разных книгах по-разному понимаются функции родителей, цели воспитания и развитие детей в целом.

             Одной из самых популярных книг для родителей являются книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». С уверенностью можно сказать, что они должны быть в домашней библиотеке каждого родителя, так как все идеи, написанные в них, имеют научное обоснование и опираются на конкретные психологические школы. Гиппенрейтер указывает родителям на необходимость общения для развития личности ребенка и говорит, что все «проблемные» и «непослушные дети» — это результат неправильно сложившихся отношения в семье. «Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу этой книги». В центре внимания в воспитании и общении родителя с ребенком всегда должна стоять личность ребенка, гуманизм в воспитании выражается в понимании нужд и потребностей ребенка и закономерностей его личностного развития. Ю.Б. Гиппенрейтер, опираясь на программу тренинга общения Т. Гордона, обучает родителей способам правильного общения с детьми, дополняя идеи гуманистической психологии идеями отечественных ученых, таких как Выготский, Леонтьев, Гальперин. Таким образом, воспитание, по мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, обязательно должно быть личностно-ориентированным.

            Интересные идеи высказаны Р.М. Грановской в книге «Психология в примерах», относительно детей раннего и дошкольного возраста их всего три. Во-первых, она пишет о том, что ни в коем случае нельзя постоянно давить самостоятельность ребенка, надо давать ему возможность руководствоваться своими интересами. Во-вторых, по ее мнению, до ребенка важно донести мысль о том, что оцениваются всегда результаты, а не намерения. И, наконец, в-третьих, несколько глав в книге посвящены доказательствам того, что развитие ребенка можно ускорить, но в итоге перед читателями ставится вопрос: «Нужно ли это родителям и сумеют ли они сохранить душевную и интеллектуальную близость с такими «ранними детьми?». Безусловно, Грановская мало затрагивает проблему воспитания в этой книге, но имеющиеся в книге мысли, несомненно, полезны для родителей и могут использоваться в воспитании.

           Следующая рассмотренная книга — «Ребенок без проблем. Решебник для родителей» Луговской А., Кравцовой М.М., Шевниной О.В.

           На первый взгляд кажется, что это инструкция по созданию «удобного ребенка», на деле все оказывается совершенно не так. Авторы убеждают родителей, что психологически проблемы ребенка связаны с психологическим климатом в семье и ставят своей целью помощь родителям в воспитании здоровых и счастливых детей. В своей книге авторы пытаются оградить родителей от соблазна воспитать «удобного ребенка»: «Вежлив, послушен, хорошо, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен» — в главе о непослушании авторы ссылаются на мысли известного педагога — Януша Корчака. В ней же упоминается такой термин как «базовое доверие к миру». Авторы отмечают, что личностное развитие ребенка будет зависеть от сформированности этого доверия. Также авторы цитируют Ю.Б. Гиппенрейтер, советуя родителям в качестве наказания лишать ребенка чего-то хорошего, а не делать ему что-то плохое. В главе про агрессию мы можем найти информацию о личности агрессивного ребенка, о причинах ее порождающих. В главе о кражи указаны причины детского воровства: «1. Недостаток воли и нравственных представлений. 2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка. 3. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки «голосу» совести». Далее приведены исследования Гуткиной в качестве иллюстрации описанных причин. Обобщая все приведенные примеры, можно отметить, что книга может являться хорошим подспорьем в воспитании детей, так как, с одной стороны, в ней даются конкретные практические советы по взаимодействию с ребенком, с другой стороны, всегда указываются причины, приводящие к тому или иному отклонению в поведении; много внимание уделено пояснению связи личностных особенностей с поведением ребенка и стилем воспитания и в каждой главе есть ссылка на исследования различных психологов; также, что немаловажно, каждый совет обоснован с точки зрения научной психологии.

          Крайне неоднозначное впечатление производит книга «Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка» Аллы Баркан. Нельзя не огласиться с ней в том, что обвинениями, осуждениями, упреками, угрозами, унижениями родители отбирают у ребенка право на выражение отрицательных эмоций, «одевают его в смирительную рубашку»; ребенок не будет следовать маршруту, запрограммированному родителями, его опыт должен быть только его опытом, его судьба уникальна. Алла Баркан говорит о том, что нельзя ориентироваться на статичного ребенка, потому как он постоянно развивается, воспитание не должно сводиться к прививанию ребенку стандартных мыслей, поступков, взглядов, оно должно ориентироваться на уникальность ребенка, а целью воспитания должна стать помощь в обретении самостоятельности и добром отношении к миру и окружающим.

            Это принципы гуманистической психологии, которым вполне можно следовать в воспитании, но оказывается, другие главы это книги содержат в себе информацию, которой лучше не доверять. Например, при описании психологических особенностей дошкольников А. Баркан приписывает трехлеткам те процессы личностного развития, которые свойственны более старшему возрасту: она говорит, что ребенок в три года может быть двуличным, может хитрить, имеет абсолютно осознанную внутреннюю жизнь, в 4 года — понимает все свои недостатки и достоинства, скрывает страхи, обиды. Вторя психоаналитикам, автор безапеляционно заявляет, что все дети с 3 до 5 лет испытывают любовь к родителю противоположного пола и ненависть — к родителю своего пола. В то же время, в книге имеются важные и правильные с токи зрения научной психологии идеи, которые должен знать всякий родитель: «Игра напоминает школу жизни <...>, одной из самых негативных и травмирующих в этом возрасте эмоций является страх», также она верно описывает развитие игры и общения со сверстниками и их важность для личностного развития ребенка». Очень много внимания уделено описанию наличных — или должных таковыми являться — навыков, умений и способностей, а не вскрытию и объяснению механизмов их функционирования, к тому же, даже то, что объяснено часто не соответствует данным научной психологии. Итог — рациональное зерно, безусловно, есть, но читать следует книгу с осторожностью, не всему доверяя.

             Говоря о популярной литературе для родителей, нельзя обойти стороной известную книгу «После трех уже поздно» японского психолога Ибуки Масару, несмотря на то, что пишет он о младенческом и раннем возрасте. Возможно, его идеи воплощают в себе идеал правильного воспитания в Японии, но российским родителям, наверное, не стоит безоговорочно использовать его советы. Сама идея раннего развития довольно спорная и существуют исследования, доказывающие его негативное влияние на развитие личности ребенка.

Несмотря на то, что Ибуки Масару говорит, что всегда необходимо отталкиваться от интересов самого ребенка, считаться с ними и, в общем, по его мнению, воспитание не должно быть ориентировано на амбиции родителей, все же суть его остается в открытии, развитии и усовершенствовании способностей ребенка — творческих, интеллектуальных, спортивных и т. д. Конечно же, такая точка зрения имеет право на существование, но все же для гармоничного личностного развития ребенка, систему воспитания Ибуки Масару лучше дополнять другими, более личностно-ориентированными.

Подводя итоги проведенному анализу популярной литературы для родителей, можно сделать выводы о том, что чаще всего, авторы таких книг придерживаются эклектического подхода, они совмещают в себе различные психологические направления, иногда делают это совсем неудачно. Важно отметить, что есть действительно стоящие книги, в которых присутствуют и практические советы и информация о личностном развитии ребенка конкретного возраста. Доверять можно той литературе, в которой есть ссылки на мнения и идеи представителей научной психологии, занимающихся данной проблематикой. В ходе проведенного анализа было выяснено, что на рынке имеется литература, которая предоставляет родителям некорректные данные, что может приводить к неправильному воспитанию и неадекватным ожиданиям. Также есть авторы, позиционирующие свои книги как инструктаж, направленный на создание «удобного» ребенка, такие книги призваны научить родителей манипулированию детьми с целью получения «правильного поведения», а есть литература, ставящая родителей перед задачей воспитать из ребенка гения, развить по-максимуму его способности и задатки, не беспокоясь о его личности. Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что на рынке представлена как очень полезная и нужная литература для родителей, так и та, которую стоит избегать. Проблема заключается в том, что неподготовленному родителю подчас трудно принять правильное решение, когда он стоит перед выбором, какую книгу лучше приобрести.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_dlya_roditeley.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ понимания развития личности ребенка дошкольного возраста в популярной литературе для родителей

Изучая популярную литературу для родителей, можно сделать вывод о том, что в разных книгах по-разному понимаются функции родителей, цели воспитания и развитие детей в целом.

Одной из самых популярных книг для родителей являются книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». С уверенностью можно сказать, что они должны быть в домашней библиотеке каждого родителя, так как все идеи, написанные в них, имеют научное обоснование и опираются на конкретные психологические школы. Гиппенрейтер указывает родителям на необходимость общения для развития личности ребенка и говорит, что все «проблемные» и «непослушные дети» — это результат неправильно сложившихся отношения в семье. «Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу этой книги». В центре внимания в воспитании и общении родителя с ребенком всегда должна стоять личность ребенка, гуманизм в воспитании выражается в понимании нужд и потребностей ребенка и закономерностей его личностного развития. Ю.Б. Гиппенрейтер, опираясь на программу тренинга общения Т. Гордона, обучает родителей способам правильного общения с детьми, дополняя идеи гуманистической психологии идеями отечественных ученых, таких как Выготский, Леонтьев, Гальперин. Таким образом, воспитание, по мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, обязательно должно быть личностно-ориентированным.

Интересные идеи высказаны Р.М. Грановской в книге «Психология в примерах», относительно детей раннего и дошкольного возраста их всего три. Во-первых, она пишет о том, что ни в коем случае нельзя постоянно давить самостоятельность ребенка, надо давать ему возможность руководствоваться своими интересами. Во-вторых, по ее мнению, до ребенка важно донести мысль о том, что оцениваются всегда результаты, а не намерения. И, наконец, в-третьих, несколько глав в книге посвящены доказательствам того, что развитие ребенка можно ускорить, но в итоге перед читателями ставится вопрос: «Нужно ли это родителям и сумеют ли они сохранить душевную и интеллектуальную близость с такими «ранними детьми?». Безусловно, Грановская мало затрагивает проблему воспитания в этой книге, но имеющиеся в книге мысли, несомненно, полезны для родителей и могут использоваться в воспитании.

Следующая рассмотренная книга — «Ребенок без проблем. Решебник для родителей» Луговской А., Кравцовой М.М., Шевниной О.В.

На первый взгляд кажется, что это инструкция по созданию «удобного ребенка», на деле все оказывается совершенно не так. Авторы убеждают родителей, что психологически проблемы ребенка связаны с психологическим климатом в семье и ставят своей целью помощь родителям в воспитании здоровых и счастливых детей. В своей книге авторы пытаются оградить родителей от соблазна воспитать «удобного ребенка»: «Вежлив, послушен, хорошо, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен» — в главе о непослушании авторы ссылаются на мысли известного педагога — Януша Корчака. В ней же упоминается такой термин как «базовое доверие к миру». Авторы отмечают, что личностное развитие ребенка будет зависеть от сформированности этого доверия. Также авторы цитируют Ю.Б. Гиппенрейтер, советуя родителям в качестве наказания лишать ребенка чего-то хорошего, а не делать ему что-то плохое. В главе про агрессию мы можем найти информацию о личности агрессивного ребенка, о причинах ее порождающих. В главе о кражи указаны причины детского воровства: «1. Недостаток воли и нравственных представлений. 2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка. 3. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки «голосу» совести». Далее приведены исследования Гуткиной в качестве иллюстрации описанных причин. Обобщая все приведенные примеры, можно отметить, что книга может являться хорошим подспорьем в воспитании детей, так как, с одной стороны, в ней даются конкретные практические советы по взаимодействию с ребенком, с другой стороны, всегда указываются причины, приводящие к тому или иному отклонению в поведении; много внимание уделено пояснению связи личностных особенностей с поведением ребенка и стилем воспитания и в каждой главе есть ссылка на исследования различных психологов; также, что немаловажно, каждый совет обоснован с точки зрения научной психологии.

Крайне неоднозначное впечатление производит книга «Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка» Аллы Баркан. Нельзя не огласиться с ней в том, что обвинениями, осуждениями, упреками, угрозами, унижениями родители отбирают у ребенка право на выражение отрицательных эмоций, «одевают его в смирительную рубашку»; ребенок не будет следовать маршруту, запрограммированному родителями, его опыт должен быть только его опытом, его судьба уникальна. Алла Баркан говорит о том, что нельзя ориентироваться на статичного ребенка, потому как он постоянно развивается, воспитание не должно сводиться к прививанию ребенку стандартных мыслей, поступков, взглядов, оно должно ориентироваться на уникальность ребенка, а целью воспитания должна стать помощь в обретении самостоятельности и добром отношении к миру и окружающим.

Это принципы гуманистической психологии, которым вполне можно следовать в воспитании, но оказывается, другие главы это книги содержат в себе информацию, которой лучше не доверять. Например, при описании психологических особенностей дошкольников А. Баркан приписывает трехлеткам те процессы личностного развития, которые свойственны более старшему возрасту: она говорит, что ребенок в три года может быть двуличным, может хитрить, имеет абсолютно осознанную внутреннюю жизнь, в 4 года — понимает все свои недостатки и достоинства, скрывает страхи, обиды. Вторя психоаналитикам, автор безапеляционно заявляет, что все дети с 3 до 5 лет испытывают любовь к родителю противоположного пола и ненависть — к родителю своего пола. В то же время, в книге имеются важные и правильные с токи зрения научной психологии идеи, которые должен знать всякий родитель: «Игра напоминает школу жизни <...>, одной из самых негативных и травмирующих в этом возрасте эмоций является страх», также она верно описывает развитие игры и общения со сверстниками и их важность для личностного развития ребенка». Очень много внимания уделено описанию наличных — или должных таковыми являться — навыков, умений и способностей, а не вскрытию и объяснению механизмов их функционирования, к тому же, даже то, что объяснено часто не соответствует данным научной психологии. Итог — рациональное зерно, безусловно, есть, но читать следует книгу с осторожностью, не всему доверяя.

Говоря о популярной литературе для родителей, нельзя обойти стороной известную книгу «После трех уже поздно» японского психолога Ибуки Масару, несмотря на то, что пишет он о младенческом и раннем возрасте. Возможно, его идеи воплощают в себе идеал правильного воспитания в Японии, но российским родителям, наверное, не стоит безоговорочно использовать его советы. Сама идея раннего развития довольно спорная и существуют исследования, доказывающие его негативное влияние на развитие личности ребенка.

Несмотря на то, что Ибуки Масару говорит, что всегда необходимо отталкиваться от интересов самого ребенка, считаться с ними и, в общем, по его мнению, воспитание не должно быть ориентировано на амбиции родителей, все же суть его остается в открытии, развитии и усовершенствовании способностей ребенка — творческих, интеллектуальных, спортивных и т. д. Конечно же, такая точка зрения имеет право на существование, но все же для гармоничного личностного развития ребенка, систему воспитания Ибуки Масару лучше дополнять другими, более личностно-ориентированными.

Подводя итоги проведенному анализу популярной литературы для родителей, можно сделать выводы о том, что чаще всего, авторы таких книг придерживаются эклектического подхода, они совмещают в себе различные психологические направления, иногда делают это совсем неудачно. Важно отметить, что есть действительно стоящие книги, в которых присутствуют и практические советы и информация о личностном развитии ребенка конкретного возраста. Доверять можно той литературе, в которой есть ссылки на мнения и идеи представителей научной психологии, занимающихся данной проблематикой. В ходе проведенного анализа было выяснено, что на рынке имеется литература, которая предоставляет родителям некорректные данные, что может приводить к неправильному воспитанию и неадекватным ожиданиям. Также есть авторы, позиционирующие свои книги как инструктаж, направленный на создание «удобного» ребенка, такие книги призваны научить родителей манипулированию детьми с целью получения «правильного поведения», а есть литература, ставящая родителей перед задачей воспитать из ребенка гения, развить по-максимуму его способности и задатки, не беспокоясь о его личности. Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что на рынке представлена как очень полезная и нужная литература для родителей, так и та, которую стоит избегать. Проблема заключается в том, что неподготовленному родителю подчас трудно принять правильное решение, когда он стоит перед выбором, какую книгу лучше приобрести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

Анализ понимания развития личности ребенка дошкольного возраста в популярной литературе для родителей

Изучая популярную литературу для родителей, можно сделать вывод о том, что в разных книгах по-разному понимаются функции родителей, цели воспитания и развитие детей в целом.      ...

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...

«Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВА...

Презентация "Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"

Презентация "Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"https://docs.google.com/presentation/d/1BQK64hzazPTAsQy-wH-iOIFUJ0VYSDPN/edit?usp=share_li...

Всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста с ОНР через повышение педагогической компетенции родителей.

Всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста с ОНР через повышение педагогической компетенции родителей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми и полноценными людьми. ...