«Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»
проект по художественной литературе

Лозина Ольга Олеговна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

«Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

 

Выполнил слушатель группы 3.2.19

«Педагогическое проектирование образовательного процесса в ДОО(У)»(название ДПП)

 

Лозина Ольга Олеговна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сада №19 общеразвивающего типа города Макеевки»

 

Осипова Оксана Ивановна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сада №184 комбинированного типа города Макеевки»

 

Руководитель выпускной работы

Коваль Наталья Николаевна, к. пед.н.,

старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

 

Работа допущена/не допущена________

(подпись)

 

 

Донецк, 2021г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

Выполнил слушатель группы 3.2.19

«Педагогическое проектирование образовательного процесса в ДОО(У)»(название ДПП)

Лозина Ольга Олеговна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сада №19 общеразвивающего типа города Макеевки»

Осипова Оксана Ивановна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сада №184 комбинированного типа города Макеевки»

Руководитель выпускной работы

Коваль Наталья Николаевна, к. пед.н.,

старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

Работа допущена/не допущена________

(подпись)

Донецк, 2021г.

АННОТАЦИЯ

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, речь, нравственные качества, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка. В работе рассматриваются вопросы влияния художественной литературы на всестороннее развитие личности ребенка.

Цель:теоретическое обоснование и изучение потенциала художественной литературы в личностном развитии детейдошкольного возраста.

Задачи:

  • обосновать актуальность использования художественной литературы как средства развития личности детей дошкольного возраста;
  • осуществить анализ литературных источников по проблеме исследования;
  • проанализировать, при каких условиях художественная литература как средство развития личности дошкольника будет эффективной.

В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме развития личности ребенка средствами художественной литературы, обобщен теоретический материал по разностороннему развитию личности ребенка через приобщение к художественной литературе. Во втором разделе рассмотрена система работы по развитию личности ребенка через использование средств художественной литературы.

В ходе исследования было выявлено, что художественная литература как средство развития личности детей дошкольного возраста, эффективна во всех образовательных областях при условии системного подхода.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        4

Раздел 1. Теоретические аспекты развития личности ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы        6

Раздел 2. Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста        11

2.1. Мониторинг уровня развития        11

2.2. Содержание системы работы по развитию личности дошкольника средствами художественной литературы        15

2.3. Использование художественной литературы как средства развития личности ребенка через интеграцию всех образовательных областей        18

2.4. Использование традиционных и нетрадиционных форм работы по приобщению дошкольников к художественной литературе        20

2.5. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты        23

Выводы        28

Список использованной литературы        30

Приложение 1        33

Приложение 2        34


Введение

Одной из актуальных проблем современного общества является приобщение ребенка к чтению. Социологи выявили в мире неутешительную тенденцию: снижение интереса к чтению, резкое сокращение роли чтения в структуре свободного времени.

Трудно не согласиться с высказыванием президента Российской Федерации В.В. Путиным, который сказал:«Воспитание традиций чтения – это то, чем славилась наша страна. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения книг. Это то, без чего не обходится жизнь любого нормального образованного человека. Давайте заниматься этим и далее».

Вовремя чтения человек развивает свой интеллект, память, внимание, воображение, учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Взрослые перестали читать детям книжки, вследствие чего, страдают грамотность, интеллект, эмоциональное, нравственное, эстетическое воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Наша задача – приобщение воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств.

Это определило выбор темы нашей работы: «Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретическое обоснование и изучение потенциала художественной литературы в личностном развитии детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития личности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: художественная литература как средство развития личности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • обосновать актуальность использования художественной литературы как средства развития личности детей дошкольного возраста;
  • осуществить анализ литературных источников по проблеме исследования;
  • проанализировать, при каких условиях художественная литература как средство развития личности дошкольника будет эффективной.

Методы и методики исследования:

Для изучения исследования использовались методы анализа педагогической литературы, наблюдения, опрос, тестирование, диагностика.

База исследования: место прохождения и проведение исследования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сада №19 общеразвивающего типа города Макеевки».


Раздел 1. Теоретические аспекты развития личности ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы

Развитие Личности – это одна из важнейших задач, которые решает современное дошкольное образование. Как воспитывать личность, как развивать в процессе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя и детей, какие для этого нужны технологии –образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» содержит ответы на все эти вопросы.

Программа разработана Министерством образования и науки совместно с ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» и является ориентиром творческой деятельности воспитателей [1].

Основная задача программы заключается в том, что бы помочь педагогам организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № I-233П-НС от 19.06.2015) [2], Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики (приказ МОН ДНР №287от 04.04.2018) [3].

Одной из главных задач Государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирования общей культуры личности ребёнка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности [3].

В Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность» особое внимание уделяется развитию личности ребенка в процессе разнообразных видов детской деятельности, в том числе через восприятие художественной литературы и фольклора [4].

В своей работе мы решили особое внимание уделить проблеме развития личности ребенка средствами художественной литературы.

В программе задачи ознакомления с художественной литературой отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие» нацелена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» – направлена на приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы [4].

Как важное средство развития личности дошкольников художественная литература неразрывно связана с другими образовательным областями («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»), поэтому необходимым условием эффективности реализации программы, является осуществление интеграции всех образовательных областей.

Художественная литература, как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи, играет важную роль в развитии личности дошкольника. Литература становится одним из культурных средств, при помощи которого дети учатся выражать свои переживания. [12].

Художественная литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Художественные произведения способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература создает словесные картины человеческой жизни. Поступки, чувства, мысли людей, их отношения, события, которые с ними происходят, предметы которые их окружают – все это воспринято писателем, пережито им и отображено в слове. Слушая художественное произведение, ребенок живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается к явлениям к поступкам людей. У детей появляется желание подражать хорошим поступкам, делать добро людям, радовать взрослых и товарищей. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми его знакомят. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя” [9].

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Книга – это фундамент, на котором строится культура нации.

Книга, прочитанная в детские годы… Как много смысла кроется в этой фразе, сколько добрых, светлых, радостных воспоминаний вызывает она у большинства людей. Детское чтение почти всегда ассоциируется с теплом домашнего очага, волшебной, таинственно завораживающей сказкой, рассказанной нашей лучшей в мире бабушкой в часы вечерних сумерек, с первыми самостоятельно прочитанными строчками букваря и наконец, с любимой книгой, которая подарила мечту, научила побеждать трудности, определила систему нравственных и социальных приоритетов. [6]

Формированию круга чтения подрастающего поколения всегда уделялось значительное внимание. В частности, о роли книги в становлении интеллектуального, гражданского, эстетического пространства личности много и интересно размышляли классики отечественной литературы, педагоги, психологи: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Я. Маршак, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, К.И. Чуковский, Л.С. Выготский, неизменно подчёркивающие: без книги, творческого, вдохновенного чтения, создающего "добрый ум и умное сердце" не может быть полноценного воспитания, не может быть человека - творца, человека-созидателя, способного жить по законам добра, справедливости, красоты, способного активно противостоять подлости, жестокости, лжи.

Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей раскрывается в работах М.М. Кониной, Н.С. Карпинской, Е.А. Флериной. Литературное развитие и читательская деятельность дошкольников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н.Д. Молдавской, Н.И.Кудряшева, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой С.А., Гуревича и др.). [13, 14, 15,16].

Результаты исследований учтены при создании современных стандартов литературного образования и вариативных программ.

Основной целью литературного образования является формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно, обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.

Таким образом, работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика роль художественной литературы во всестороннем развитии подрастающего поколения.


Раздел 2. Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста

2.1.Мониторинг уровня развития

На начальном этапе нашей работы над темой мы провели диагностику индивидуального развития детей подготовительной группы по всем областям развития с внесением результатов в индивидуальную карту развития ребенка.

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\Рисунок4.pngПри обследовании был использован инструментарий из методического пособия «Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста» [5]. Обобщенные результаты мы отразили в виде диаграммы (рис 1).

Рис 1. Сводная таблица освоения образовательных областей детьми подготовительной группы МДОУ №19 на начало года

Анализ результатов диагностики на начало учебного года показал, что основная часть детей (69%)имеет достаточный уровень развития, небольшое количество детей имеет высокий (19%)и низкий (12%)уровень развития. Динамика освоения программы имеет положительные результаты, однако, есть еще над чем работать. Продолжать вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям.

Согласно нашей гипотезе, процесс развития личности ребенка дошкольного возраста будет протекать более успешно, если личностное развитие дошкольника осуществляется на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка с использованием средств художественной литературы в системе.

На следующем этапе нами была проведена диагностика с детьми, целью которой стало выявление уровня интереса к детской книге у дошкольников.

На наш взгляд, проблема детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к познанию через чтение. Поэтому, наличие или отсутствие интереса к чтению – нами был определен как основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. [11].

Для выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей мы использовалитакие параметры:

  • интерес к слушанию чтения книг;
  • понимание содержания литературного произведения;
  • способность к воспроизведению содержания;
  • отражение в инсценировке особенностей характера героя произведения.

Исследуемая группа состояла из 26 детей. Анализируя результаты данного наблюдения, мы видим, что только 15% детей имеют высокий уровень, большинство детей группы 65% имеют средний уровень развития, 20% детей нуждались в помощи воспитателя при выполнении заданий (рис. 2).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\Рисунок5.png

Рис.2. Результаты проверки уровня сформированности интереса у ребенка к книге

Также мы провели опрос родителей на тему: «Приобщение детей к чтению» (Приложение 1).

Результаты опроса показали, что, у нас не все так плохо с детским чтением.

Почти половина родителей - 47 % сами ежедневно читают книги, 20% - читают книги два-три раза в неделю, 13%процентов читаю несколько раз в месяц и только 10% не читают вообще (рис. 3).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\вопрос 1.png

Рис. 3. Результаты опроса родителей «Как часто вы читаете книги?»

Больше половины семей приучают к чтению с пеленок и читают ежедневно – 53%, 25% родителей читает своему чаду два-три раза в неделю. В 17% семей детям читают несколько раз в месяц, и только в 5% - не читают вообще (рис. 4).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\djghjc 2 .png

Рис. 4. Результаты опроса родителей «Читаете ли вы ребенку?»

Чаще всего сказку на ночь можно услышать от мам, и только 4% пап от всех читающих своим детям берут в руки книгу (рис. 5).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\Рисунок2.png

Рис.5. Результаты опроса родителей «Кто в вашей семье чаще читает ребенку?»

Несмотря на увлекающихся чтением родителей, только 8% участников опроса считают, что их ребенок в свободное выберет чтение книги, а не просмотр телевизора. 42% родителей считают, что любимый досуг их детей - просмотр мультиков. А 25% говорят, что их дети больше всего любят игры, еще столько же - прогулки (рис.6).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\3png.png

Рис.6. Результаты опроса родителей «Любимы досуг ваших детей?»

Все родители – 100% хотят, чтобы их дети любили читать, но не знают как это сделать.

Результаты проведенной диагностики детей и опроса родителей, говорит о том, что существовала большая необходимость в разработке комплекса мероприятий, направленного на развитие интереса к детской книге у детей подготовительной группы дошкольников.

2.2. Содержание системы работы по развитию личности дошкольника средствами художественной литературы

Проанализировав труды педагогов и психологов современной отечественной, так и зарубежной литературы мы поняли, насколько велика роль художественной литературы во всестороннем развитии личности дошкольника.

Работая над темой более углубленно мы пришли к выводу, что для достижения положительных результатов воздействия литературы на личность дошкольника необходимо выстроить систему работы.

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель: создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе.

Для достижения поставленной нами цели были определены и следующие задачи:

1.Провести мониторинг уровня развития детей по областям на начало года и выявить уровень развития интереса к книге.

2.Выстроить систему работы по приобщению дошкольников к художественной литературе.

3.Определить основные принципы работы.

4.Создать развивающую предметно-пространственную среду.

5.Использовать художественную литературу как средство развития личности ребенка через интеграцию всех образовательных областей

6.Формировать у детей интерес к художественной литературе, используя для этого эффективные традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.

7.Приобщать родителей к книжной культуре.

Нами были определены основные принципы, которые легли в основу данной работы:

  • Принцип целенаправленности. Предполагает, что цели и задачи всестороннего развития личности дошкольника посредством художественной литературы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для игровой и продуктивной деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности. Подразумевает, что работу по всестороннему развитию личности дошкольника посредством художественной литературы педагог ведёт в определённой системе, последовательности.
  • Принцип доступности. Означает, что при всестороннем развитии личности дошкольников посредством художественной литературы, учитываются их возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности.
  • Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Правильно определяет ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.Формирует у дошкольников интерес и потребность в чтении и восприятии книг, воспитывает любовь к различным видам жанра художественных произведений, развивает творческие способности.
  • Принцип прочности. Эффективно реализовывает требования вышеперечисленных принципов, повторяет и закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки, применяет их на практике.

Свою работу по приобщению детей к художественной литературе мы начали с создания предметно-пространственной развивающей среды в нашей группе. Согласно ГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [7].

В группе мы создали центр художественной литературы «В гостях у сказки». Для создания книжного центра в группе мы отвели хорошо освещенное естественным светом место, которое расположено далеко от игровой зоны. В центре имеются:

  • подборка художественной литературы, соответствующая программе и возрастным особенностям детей;
  • портреты известных детских писателей;
  • книжки-раскраски, книжки-игрушки, книжки-панорамы;
  • самодельные книжки-малышки;
  • настольные и дидактические игры по знакомым произведениям;
  • папка с мнемотаблицами «Наши любимые сказки». Эта папка находится в свободном доступе для каждого ребенка.
  • пазлы с иллюстрациями из известных детям сказок и стихов;
  • разные виды театров: кукольный театр игрушек, настольный картонажный театр, фланелеграф, куклы бибабо, пальчиковый театр;
  • изготовлены элементы костюмов сказочных героев, декорации, маски животных, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей для театрализованной деятельности;
  • имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг», «Играем в сказку».
  • имеется магнитофон, фонотека с подборкой аудиосказок.

Система работы по ознакомлении дошкольников с художественной литературой предполагает использование следующих методов: словесные, практические, наглядные, выразительное чтение, театрализованная деятельность, демонстрация иллюстраций, игрушек, презентаций., пересказ произведений, передача смысла прочитанного в изобразительной деятельности( лепке, рисовании, аппликации), оформление выставок, заучивание наизусть, элементы инсценирования, использование разных видов театра, беседы по прочитанному, игры- драматизации, чтение художественных произведений, дидактические игры.

Указанные выше методы взаимодействия с воспитанниками реализуются через следующие формы организации детской деятельности:

  • ежедневное чтение произведений художественной литературы в режимных моментах;
  • самостоятельное рассматривание книг и беседы со — сверстниками;
  • непосредственно-организованная деятельность;
  • свободное общение воспитателя с детьми по прочитанным произведениям художественной литературы.

Список художественных произведений для детей подготовительной группы  довольно объемен и разнообразен. [17,18] Поэтому мы решили  объединить произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца. Это выглядело так:

  • 1-я неделя: чтение народных и авторских сказок; драматизация небольших произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);
  • 2–я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;
  • 3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;
  • 4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

Система работы по приобщению детей к книжной культуре предполагает тесную взаимосвязь в работе всех  специалистов дошкольного воспитания.

2.3.Использование художественной литературы как средства развития личности ребенка через интеграцию всех образовательных областей

Планируя образовательную деятельность, мы старались интегрировать ознакомление с художественной литературой в содержание всех образовательных областей.

При организации физического развития дошкольников и их оздоровлении мы активно использовали художественное слово:

  • при проведении утренней гимнастики;
  • при проведении подвижных игр;
  • при разучивании слов и считалок к подвижным играм («Гуси-лебеди», «Мы весёлые ребята», «Гори, гори ясно!» и т.д.).
  • во время проведения пальчиковой гимнастики,
  • артикуляционной гимнастики,
  • дыхательной гимнастики,
  • гимнастики пробуждения («Звериная зарядка», «Мы проснулись»),
  • при релаксации в минуты отдыха, что позволяет формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту.
  • при разучивании слов и считалок к подвижным играм («Гуси-лебеди», «Мы весёлые ребята», «Гори, гори ясно!» и т.д.).

Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет ряд очень важных функции:

  • расширяет представления о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически действенном опыте);
  • помогает осваивать такие средства восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий;
  • способствует освоению моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах;
  • функция формирования эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в оценке с представлениями о них.

Поэтому в своей работе мы широко использовали художественное слово при организации познавательных занятий, на прогулке, при наблюдении за природными объектами, при планировании тематических недель, для закрепления знаний об объектах живой и неживой природы, математических понятий пр.

Огромная роль художественной литературы в речевом развитии ребенка. Использование произведений художественной литературы в работе по речевому развитию повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения, правильному структурному оформлению и, как результат, улучшению качества речи. [8]

Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому они будут создавать более логичные, связные и последовательные высказывания.

Чтение и заучивание стихов активно использовали в своей работе. Стихи несут огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд. Помогают передать наши впечатления и особые ощущения. Занимательные игры со стихами, разучивание стихов (К. Чуковский, А. Усачев, С. Маршак и т. д.) по ролям не только развлечение, они служат для развития памяти.

Чтение художественной литературы играет немаловажную роль в художественно-эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие. Например, нарисуй рисунки к рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Велика роль художественной литературы в социально-коммуникативном развитии дошкольников. Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств.

Таким образом, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, которое возможно интегрировать во все образовательные области и тем самым воздействовать на развитие личности ребенка дошкольного возраста всесторонне.

2.4. Использование традиционных и нетрадиционных форм работы по приобщению дошкольников к художественной литературе

Изучив методическую литературу, мы выделили множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм по приобщению дошкольников к книге и стали использовать их в своей работе с детьми.

Мы использовали такие традиционные формы работы:

  • ООД по знакомству с художественной литературой.
  • Традиция ежедневного чтения в течении дня и чтение книг перед дневным сном.
  • Оформление в группе книжного уголка «В гостях у сказки»
  • Оформление тематических выставок и выставок, посвящённых творчеству детских поэтов и писателей.
  • Создание и функционирование "Книжкиной больницы".
  • Использовали просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
  • Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора.
  • Театрализованную деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
  • Конкурсы чтецов. Дети нашей группы с удовольствием принимали участие в городском поэтическом конкурсе «Три минуты славы» в номинациях юмористическая и гражданско-патриотическая поэзия. Участвовали в международном интернет-проекте «Страна читающая», где читали наизусть произведения С.А Есенина. Ребята были награждены грамота за участие.

Нетрадиционные формы работы, которые мы использовали, следующие:

  • Презентации при ознакомлении с творчеством писателей и поэтов, образами литературных героев и др..
  • Ежегодно участвуем в Городском конкурсе-выставке декоративно-прикладного творчества «Жила-была сказка»,который ежегодно проходит в городе Макеевке.
  • Создание детьмии родителями книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. В своей группе мы проводили конкурс на лучшую книжку-малышку сделанную совместно детьми и родителями на тему: «Уроки безопасности».
  • Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т.д.)
  • Макеты по любимым сказкам.
  • Вечера загадок, сказок
  • Организовывали экскурсию в городскую детскую библиотеку.
  • Участвовали в Челлендже #ЧитаемоРоссии

Учитывая реалии сегодняшнего дня, мы, сохраняя традиционные, искали новые, современные формы работы с детьми. Одной из таких форм являются компьютерные технологии. Благодаря ИКТ, стало возможным перевести традиционные формы работы на качественно новый уровень. Такие мероприятия оказывают заметное влияние на формирование читательских предпочтений, побуждая интерес к художественной литературе.

Приобщение родителей к книжной культуре.

При реализации образовательной программы большое внимание мы уделяли взаимодействию с родителями. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовали следующие формы взаимодействия и активного вовлечения родителей в образовательную деятельность:

  • Консультации: «Какие книги читать детям», «Роль сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
  • Буклеты с рекомендации по организации домашнего чтения «Чтение-дело семейное», «Как привить любовь к чтению».
  • Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)
  • Буккросинг – обмен книгами.
  • Выставка книжек-самоделок «Азбука безопасности», в которой родители группы приняли активное участие.
  • Фотовыставка «Мама, папа, я –читающая семья».

2.5.Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Проведенный педагогический мониторинг в конце учебного года показал положительную динамику по всем направлениям развития дошкольников. Большая часть детей имеет высокие и средние показатели развития (рис. 7).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\диагностика 2.png

Рис. 7.Сводная таблица освоения образовательных областей детьми подготовительной группы МДОУ №19 на конец года

У воспитанников значительно вырос интерес к художественной литературе. Дети стали часто высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.

Анализируя результаты наблюдения, мы видим, что 45% детей имеют высокий уровень, большинство детей группы 50% имеют средний уровень развития, и только 5% детей нуждались в помощи воспитателя при выполнении заданий (рис. 8).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\интерес 2 .png

Рис.8. Результаты проверки уровня сформированности интереса у ребенка к книге

Повторное анкетирование и собеседование с родителями свидетельствуют о повышении читательской культуры в семьях воспитанников и повышении компетентности родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Увеличилось число родителей, которые ежедневно читают сами - 55%, 30% - читают книги два-три раза в неделю, 10%процентов читают несколько раз в месяц и только 5% не читают вообще (рис. 9).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\вопрос 1.2..jpg

Рис. 9. Результаты опроса родителей в конце года «Как часто вы читаете книги?»

Больше родителей стало читать детям книжки ежедневно– 60%, 30% родителей читает своему чаду два-три раза в неделю. В 8% семей детям читают несколько раз в месяц, и только в 2% - не читают вообще (рис. 10).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\вопрос 2.2..jpg

Рис. 10. Результаты опроса родителей в конце года «Читаете ли вы ребенку книги?»

Совсем не на много увеличилось количество пап, которые читают детям – 10% от всех читающих (рис. 11).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\Рисунок3.png

Рис. 11. Результаты опроса родителей в конце года «Кто в вашей семье чаще читает ребенку книги?»

В результате систематической работы по приобщению к чтению детей и родителей мы заметили изменения в предпочтениях детей при выборе досуга. 20% участников опроса ответили, что их ребенок в свободное выберет чтение книги, а не просмотр телевизора. Но все же 30% родителей считают, что любимый досуг их детей - просмотр мультфильмов.

Количество детей, которые выбирали игры и прогулки, осталось на прежнем уровне – 25% (рис.12).

D:\работа\ВЫПУСКНАЯ РАБОТА\воспрос 3.2.jpg

Рис. 12. Результаты опроса родителей в конце года «Любимы досуг ваших детей?»

Результаты проведенной диагностики детей и опроса родителей, говорит о том, что система работы способствовала развитию у детей интереса к художественной литературе. Это в свою очередь позитивно отразилось на всестороннем развитии личности детей дошкольного возраста, что показали результаты диагностики. Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки активно используют в организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности (Приложение 2).


Выводы

В работе мы рассмотрели вопросы влияния художественной литературы на всестороннее развитие личности ребенка.

Теоретически обосновали и изучили потенциал художественной литературы в личностном развитии детей дошкольного возраста. Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика роль художественной литературы во всестороннем развитии подрастающего поколения.

Анализ основных образовательных программ, психолого-педагогической литературы показал, что оптимальным периодом для развития интереса к детской книге является дошкольный возраст.

Для развития личности дошкольника средствами художественной литературы необходимо соблюдать следующие условия:

1.Провести мониторинг уровня развития детей по областям на начало года и выявить уровень развития интереса к книге.

2.Выстроить систему работы по приобщению дошкольников к художественной литературе.

3. Определить основные принципы работы.

4. Создать развивающую предметно-пространственную среду.

5.Использовать художественную литературу как средство развития личности ребенка через интеграцию всех образовательных областей.

6. Формировать у детей интерес к художественной литературе, используя для этого эффективные традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.

7.Приобщать родителей к книжной культуре.

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, фантазируют. Родители стали больше читать сами, чаще стали читать детям художественную литературу. Мы в свою очередь углубили свои знания по данной проблеме, доказали эффективность использования литературы как средства всестороннего развития личности дошкольника.


Список использованной литературы

1.Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования: сайт – Донецк - Обновляется в течение суток. – URL:https://www.donippo.org/нормативно-правовое-обеспечение-2020-2021-уч/.

2.Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020) – URL: https://drive.google.com/file/d/1IKoR83VCa6wuOVDO9DjO4DAv152Ym3jt/view.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.УтвержденПриказомМинистерства образованияи науки Донецкой Народной Республикиот 04 апреля 2018 г № 287.

4.Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.- 208с.

5.Савченко М.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста». Методическое пособие. –Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2017.-75с.

6.Совместная деятельность семьи и дошкольной образовательной организации по созданию оптимальных педагогических условий для целостного развития личности ребёнка / сост. Котова Л.Н., Макеенко Е.П.– Донецк: Истоки, 2020. – 92 с.

7.Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребёнка в условиях ДОО(У): методическое пособие / Авт.-сост. Макеенко Е.П., Сипачева Е.В., Ищук В.С., Бойко Л.П. и др. –Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.- 44с.

8.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. М.: МозаикаСинтез, 2008. - 80 с.

9.Маршак С.Я. О талантливом читателе. Воспитание словом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://s-marshak.ru/ (дата обращения 21.06.2017).

10.Санникова Л.Н. Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-3. С. 38-41.

11.Смирнова О.А. Интерес к чтению как основной фактор воспитания читателя в старшем дошкольнике // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 24. С. 171-176.

12.Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. 2013. № 6. С. 14-24.

13. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 2009.– 64с.

14. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497.

15.Сентюрёва, Т.Ю. Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике / Т.Ю. Сентюрёва, Г.М. Пантелеева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13809/ (дата обращения: 01.10.2021).

16. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская — М.: Педагогика, 1972. — 152с.

17. Донбасс — мой край родной. Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-7 лет. / Авт.-сост. Котова Л.Н., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф. и др. – Донецк: Истоки, 2017. -208с.

18. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (6-7 лет) / Авт.-сост. Бридько Г.Ф., Рыбочка М.Б. и др.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 402 с.

19.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. – 248с.


Приложение 1

Анкета для родителей

Приобщение детей к чтению

Уважаемые родители!

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению.

1. Как часто вы читаете книги?

а) ежедневно

б)несколько раз в неделю

в) несколько раз в месяц

г) не читаю

2. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, ежедневно.

б)да, несколько раз в неделю

в) несколько раз в месяц

г) нет (не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости)

3.Любимы досуг ваших детей?

а) Чтение литературы.

б) Просмотр мультфильмов

в) Игры.

г) Прогулки

4. Кто в вашей семье чаще читает ребенку?

а)мама

б) папа

5. Хочется ли Вам, чтобы ваш ребёнок любил читать книги?

а) да (почему?) ________________________________________________

б) нет (почему?) _______________________________________________

Приложение 2

Наши дети участвуют в городских поэтических конкурсах.

Участие в городском поэтическом конкурсе «Три минуты славы» Номинация «Юмористическая поэзия» Возрастная категория 6-10 лет

https://vk.com/topic-199405776_46470541

Участие в городском поэтическом конкурсе «Три минуты славы» Номинация «Гражданско-патриотическая поэзия»Возрастная категория 6-10 лет

Быкова Кира "Голубь на асфальте",

Река Ира "Молитва матери",

Гордиенко София "Родина"

https://vk.com/topic-199405776_47080424

https://sun9-73.userapi.com/impg/p4b_4ByaJbihMPI_9JIJOMf4Hv-oBLihZBEY2w/kc78aKcGjwI.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=4cd531c7b5497abd58c1c33da0985693&type=album

Участие в конкурсе «Страна читающая»

В день 125-летия со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина открылся прием работ на конкурс «Читаем Есенина» проекта «Страна читающая».

Конкурс проходил с 3 октября 2020 по 7 декабря 2020г.Организатор конкурса – корпорация «Российский учебник» (входит в Группу компаний «Просвещение»).

«Страна читающая» – это международный краудсорсинговый интернет-проект, посвященный чтению художественной литературы, изучаемой в школе. Главная задача проекта – собрать уникальную коллекцию авторской интерпретации классики, индивидуальных видеопрочтений, популяризировать культуру вдумчивого и артистичного чтения. За время существования проекта в нем приняли участие более 31 600 человек из 40 стран со всего мира. На главной странице портала можно ознакомиться с масштабной «Картой прочтений», где каждая созданная работа отмечена открытой книгой.

Для участия в конкурсе необходимо было выбрать любое произведение Сергея Есенина и записать его видеопрочтение. Наши еще маленькие чтецы, тоже приняли участие в этом к конкурсе и получили сертификаты участников международного интернет-проекта.

https://lit.rosuchebnik.ru/chtenie-53590#.X5ckNlw_I30.vk

https://lit.rosuchebnik.ru/chtenie-53593#.X5ckIxZn7Vs.vk

https://lit.rosuchebnik.ru/chtenie-53596#.X5ckDuHa_3A.vk

https://lit.rosuchebnik.ru/chtenie-53598#.X5cjpszPJrI.vk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Человек будущего – это человек созидатель, личность с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В необходимых условиях эстетического развития и воспитания, максимально проявляются данны...

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Чтение книг – тропинка, по которой умелый,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка».В. А. Сухомлинский.Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в...

Презентация "Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"

Презентация "Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"https://docs.google.com/presentation/d/1BQK64hzazPTAsQy-wH-iOIFUJ0VYSDPN/edit?usp=share_li...