Расширение знаний и опыта родителей по вопросам детского развития
методическая разработка (младшая группа)

Натарова Любовь Николаевна

И дети, и родители любят друг друга.

При этом мама с папой заботятся о своем малыше, стараются воспитать в детях те способности и ценности, которые помогут им быть успешными, при этом каждый родитель хочет, чтобы ребенок был добрым, внимательным к другим, честным.

Вот почему очень важно понимать, какие качества родители хотят воспитать у своих детей в первую очередь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«Расширение знаний и опыта родителей по вопросам детского развития»

Терзают наши семьи ссоры, склоки,

                                                                              Бурлящий их поток неиссякаем,

                             Мы не прощаем детям те пороки,

Которые им сами прививаем.

Э. Севрус

И дети, и родители любят друг друга.

При этом мама с папой заботятся о своем малыше, стараются воспитать в детях те способности и ценности, которые помогут им быть успешными, при этом каждый родитель хочет, чтобы ребенок был добрым, внимательным к другим, честным.

Вот почему очень важно понимать, какие качества родители хотят воспитать у своих детей в первую очередь.

А для начала, давайте с вами проверим, идеальный ли вы родитель?  (раздаю тесты).

 Ответьте на вопросы теста и поставьте себе баллы: за каждый ответ «да, это так» — 1, «иногда» — 2, «нет» — 3.

 Посчитайте, что получилось, и посмотрите результат. Это поможет вам понять, правильно ли вы выстраиваете отношения со своими детьми.

  1. Вы всегда делаете ребенку подарок, когда он получает хорошую отметку.
  2. Вы не стесняетесь говорить с ребенком о взаимоотношениях полов.
  3. Вы никогда не настаиваете на немедленном выполнении своих указаний.
  4. Вы обязательно целуете и обнимаете своего ребенка хотя бы раз в день.
  5. Вы способны в присутствии ребенка признать свою ошибку.
  6. Вы считаете, что ребенок имеет безусловное право на секреты.
  7. Разговор с ребенком вы никогда не начинаете со следующих фраз: «В мое время…» или «Ребенок всегда должен».
  8. Вы можете поделиться с детьми своими радостями, горестями и даже попросить у них совета.
  9. Вы никогда не ругаете своих детей.
  10. Вы не критикуете своих детей в присутствии посторонних.

Результат:

10-14 баллов. Вы в шаге от того, чтобы стать идеальным родителем. Вы хорошо понимаете свое чадо и всегда отстаиваете его интересы, подчас даже в ущерб своим собственным. Задумайтесь, не слишком ли много вы ему позволяете?

15-20 баллов. Вы безусловно идеальный родитель. Тонко чувствуете детскую душу и умеете уважать личность ребенка. У вас в семье царят близкие и доверительные отношения. А что еще нужно ребенку для счастья!

21-25 баллов. Подумайте, не слишком ли вы закручиваете гайки? Не требуйте от ребенка полного повиновения, позвольте ему время от времени самому принимать решения. Это сделает его более самостоятельным, а ваши отношения — более близкими.

26-30 баллов. Вы весьма суровы со своим ребенком и слишком многого от него требуете. Постарайтесь пореже проявлять родительскую власть и принимать его таким, какой он есть. Тогда вскоре у вас появится шанс стать идеальным родителем.

Мы должны сами верить в то, чему мы учим наших детей.

В. Вильсон

    Сейчас под влиянием большого количества книг и телепередач родители больше уделяют времени таким вопросам, как индивидуальность ребенка, раннее развитие, вопросы здоровья, и порой упускают такую важную составляющую его опыта как самостоятельность. И, конечно, надо учитывать стили семейного воспитания:

- Авторитарный – при таком стиле действия и поступки ребенка контролируются, им руководят, управляют, постоянно дают указания и следят за качеством их выполнения.  Самостоятельность и инициатива подавляются. Часто используют физические наказания. Ребенок, как правило, растет неуверенным в себе, запуганным, конфликтным со сверстниками.

- Гиперопекающий стиль – само название уже говорит нам о том, что самостоятельность при таком стиле воспитания полностью в руках родителей.

    Причем все сферы под контролем: психологическая, физическая, социальная.

Все решения в жизни ребенка родители стремятся взять на себя. К сожалению, при таком стиле воспитания дети растут несамостоятельными, зависящими от родителей, окружения, тревожными, инфантильными (присутствует детскость), неуверенными в себе. Они могут до 40 лет получать помощь родителей и спрашивать совета, как им поступить в той или иной ситуации.

- Хаотический стиль воспитания один из самых сложных для ребенка, потому что нет четких границ и правил.

   Ребенок часто тревожится, нет чувства безопасности и стабильности. Воспитание родителей основано на двойственности, когда каждый из них стремится реализовывать свои мнения в отношении ребенка и любое решение оспаривается другим взрослым. Конфликтная семейная среда формирует невротическую личность, тревожную и несамостоятельную. Так как нет образца для подражания, потому что все под критикой, нет уверенности в том, что и как надо делать. Ребенок растет несамостоятельный, полон сомнений и негативных ожиданий.

- Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). Воспитание построено на вседозволенности и безответственности со стороны ребенка. Желания и требования детей - закон, родители всячески стремятся удовлетворить пожелания ребенка.

- Отчужденный стиль – родители безразличны к личности ребенка. Они его кормят и одевают – это главные составляющие их усилий. Интересы ребенка, его пристрастия остаются незамеченными со стороны родителей. К сожалению, при таком стиле воспитания самостоятельный ребенок чувствует постоянную нехватку во внимании родителей и близких. Самостоятельность у них очень развита и в жизни они способны много добиться, но можно с уверенностью сказать о том, что они глубоко несчастны.

Демократический стиль  воспитания характеризуется позитивными и прогрессивными позициями родителей в отношении ребенка. Инициатива и самостоятельность развиваются и поощряются родителями. Ребенок в центре внимания, но при этом родители стремятся не забывать о себе, тем самым показывая ребенку, что каждый член семьи имеет свою ценность. Любовь и поддержка родителей помогает принять неудачи в опыте. Отношение к детям как к равным партнерам, поэтому иногда требования со стороны родителей к детям могут быть завышенными. Дети воспитываются в атмосфере принятия и требовательности, твердости и дисциплины. В будущем вырастет личность, которая будет опираться на свои решения и нести ответственность за их реализацию.

В работе с родителями я использую различные формы работы: родительские собрания, дни открытых дверей, наглядное оформление стендов, анкетирование, индивидуальные беседы, совместные праздники, досуги и т.д.

А вот какая ситуация произошла совсем недавно в моей группе.

Мама купила девочке новый джинсовый костюм – курточку и брючки. Она пришла в группу, похвалилась своей обновкой, мы, конечно,  все порадовались за неё. Ребёнок подвижный, любит бегать, прыгать, убегать, догонять. Видно во время прогулки она где- то споткнулась и запачкала травой брючки на коленке. Естественно, не заметив этого, она с удовольствием играла целый день. А вечером пришла мама и сказала буквально следующее: « Ты видела, что запачкала одежду? Так вот, вместо того, чтобы идти сегодня на плавание, я тебя поставлю к тазу с водой – будешь всё отстирывать! И вообще, с таким отношениям к вещам, вообще не буду покупать тебе новую одежду! На моё предложение принести в детсад домашние штанишки или брючки, мама ответила, что хочет воспитать в дочке аккуратность.  

Как вы думаете, какой стиль воспитания мы видим на этом примере и как бы вы потупили?

Для предотвращения стиля семейного воспитания – отчуждение или безразличие к личности ребёнка использую игровые методы, направленные на взаимоотношения с детьми, заинтересованности в их увлечении.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Тоннель».

Для этого я приглашаю 11 человек выйти ко мне и почувствовать себя ребёнком, проходя сквозь тоннель.

Все мы знаем, что ребёнок очень близко контактирует с родителями, а поэтому, встаньте 10 человек друг напротив друга так, чтобы» ребёнок» еле проходил между вами и, пока он будет продвигаться  между вами, громко, командным голосом выкрикивайте фразы, которые написаны у вас на листочках.

И так по очереди каждый побудет» ребёнком». Теперь все встаньте в круг, я буду бросать мяч, а вы поделитесь своими эмоциями

 (делятся) 

Вот такую игру я предложила родителям на Родительском собрании. Некоторые после неё задумались.

Родительское собрание.  

На одном из них я предложила определить стили семейного воспитания через художественное слово –  стихи С. Михалкова «Мимоза» - ( читаю)

 А.Барто «Медвежонок- невежа» -(рассказываю)

Скажите, какой стиль воспитания описан в этом произведении и какие ошибки допустили медведица и медведь?

В качестве примера хотелось бы привести запоздалые признания одной из таких матерей, которая поняла, что лишила своих детей детства своим неправильным поведением, только тогда, когда имела возможность наблюдать за тем, как они, став взрослыми, ведут себя со своими собственными детьми и, к счастью, не переняли маминой «методы воспитания». «Как же я виновата! Ни колыбельных не пела, ни сказок им не рассказывала. Чуть что – сразу ремень или угол. И нотации: «У всех дети как дети, а у меня…». Как только они выдерживали? Не бунтовали, не огрызались. Может, догадывались, что по-другому я просто не умею? Мне ведь казалось, что я их воспитываю. Теперь понимаю, что на самом деле я тиранила своих детей, лишала их детства. …Господи! Как же мне стыдно, когда вспоминаю все свои «нельзя!», «не трогай!», «не твоего ума дело!» и прочее. На мороженое лишний раз не давала. Все экономила. …А дочь? Она ведь девочка, ей мои ласка и нежность еще нужнее. Хочется спросить их, тяжело ли быть моими детьми. Но не решаюсь: вопрос риторический. Сама только недавно поняла, как это трудно, когда никто не говорит, что любит тебя, и только требует и обвиняет. Когда тебя распекают по пустякам и при этом говорят, что плох не твой поступок, а ты сам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития.

 Здоровье ребенка – самое ценное, что может у его родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей – это ценность и для нашей страны в целом. Но реальность  так...

Анкета для родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания ребенка.

При подготовке к родительскому собранию по теме: " Сенсорное вспитание ребенка - фундамент умственного развития ребенка", мы подготовили для родителей анкету по выявлению интересов и знаний родителей ...

Консультация для родителей по вопросам детского чтения «Как превратить чтение в удовольствие?».

В консультации даны 11 советов детского писателя В. Левина, как превратить чтение в удовольствие. Материал может быть полезен родителям и воспитателям ДОУ....

Анкета для родителей «Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития»

Анкета «Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития»Внимание, родители!В рамках планирования работы по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста...

Модель сотрудничества детского сада с родителями по вопросам физического развития и оздоровления ребенка-дошкольника

В статье раскрывается модель наиболее эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи, она состоит из семейных спортивных секций, клуба выходного дня, совместного участия в городских мероприятия...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Анкета для родителей«Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития»

Анкета для родителей«Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития»...