«Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»
консультация

Вырастить ребенка, умеющего мыслить логично и гибко, находить неординарные решения, анализировать проблему всесторонне, подготовленного к трудностям, хотели бы все родители. Ведь это значит, что маленький человек будет приспособлен жить в меняющихся условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                                     Консультация для родителей

    «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»

Современные условия жизни ставят новые требования к воспитанию и образованию детей. Сейчас гораздо важнее воспитать не простого исполнителя задач, а человека способного принимать решения в нестандартных ситуациях, умеющего мыслить креативно, подходящего творчески к своей работе. Технология ТРИЗ может помочь в реализации данных задач.

 Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем, это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи максимально продуктивными, простыми и быстрыми способами.

Другими словами, эта технология учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

Начальная версия ТРИЗа была придумана советским инженером-изобретателем Генрихом Альтшуллером. Так, Альтшуллер сам проводил занятия по ТРИЗу в 1948—1998 годах.

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения самого лучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача — реши ее сам», но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Данная технология является актуальной, поскольку в современном обществе приветствуется нестандартное творческое мышление, воспитание творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. ТРИЗ помогает формировать не просто думающую личность, но и постоянно развивающуюся. ТРИЗ предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. В детском возрасте мышление ребенка еще гибкое, не закрытое стереотипами. Он не теряется перед трудностями, зачастую может найти новый выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.  Кроме того, проблема развития речи и познавательной активности дошкольников является одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются основой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Новизну данной технологии можно отметить в том, что несмотря на ее известность массово она не внедряется в системе работы детского сада.

Данная технология может использоваться для воспитанников разных групп. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста

Конечно, сложность задач идет по нарастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучат, казалось бы, сложновато, на деле они оказываются полностью по силам даже малышам от 4-х лет. То есть родителям не стоит бояться того, что их чада будут слишком перегружены занятиями.

 Занятий, стимулирующих любознательность ребенка и его желание творить, можно придумать множество. Пусть это не будет выстроенная система, как в детском саду, но регулярные игры будут интересны ребенку, а значит, помогут развивать его в нужном направлении. Играть можно в настольные или ролевые игры, рисовать, рассматривать карточки развивающих пособий, читать, гулять.

 Главное, чтобы при этом постоянно возникали нестандартные ситуации, требующие осмысления и разрешения, а взрослый задавал правильные вопросы. Например, рассматривая картинки с геометрическими фигурами, можно спросить ребенка: а чего на свете больше: четырехугольников или квадратов? Играя в семью, задать вопрос: а кого в мире больше: женщин или мам? Тризовские задачки можно ставить перед малышом на прогулке: почему сейчас идет снег? Почему тают сосульки? Для чего дереву почки? Какого цвета лужа? Для чего дому крыша, дверь? В поисках ответа ребенок начинает размышлять, рассуждать. А это и было целью.

Заставить ребенка мыслить и фантазировать помогают ассоциативные игры.

Например, малышу предлагают перевоплотиться в какое-то животное. При этом он должен изображать его манеру движения, повадки, голос, характерные действия (как ведет себя хищник или травоядное, сухопутное или морское животное). Предложите ребенку  и общаться с вами, не выходя из образа (я – заяц, мышь, волк, сокол и т. д.), выражать свои желания и чувства только теми способами, которые доступны заданному животному (мурлыкать, фыркать, кудахтать, тереться, шипеть). Поиграйте вдвоем – выберите каждый для себя по образу и пообщайтесь в них. Животные могут быть как одинаковыми (мама кошка и котенок) так и разными (собака и лиса). На прогулке или дома с ребенком сравнивают одни предметы с другими. Сначала мама покажет пример, но вскоре малыш с удовольствием подключится (одуванчик желтенький, как солнышко; твои ручки после прогулки грязные, как тарелки после еды; кот серый, как небо осенью). Можно просто играть в ассоциации: мама называет слово, ребенок выдает ассоциацию (кот – мышь, арбуз – сладкий, лето – гулять). Со временем задачу можно усложнить: ассоциация придумывается цепочкой: мама подбирает слово к ответу ребенка, затем он продолжает цепочку (солнце – круглое – колесо – ехать – машина…). Такие игры очень нравятся детям в дошкольном возрасте, поскольку иногда ответы получаются довольно забавными. А это уже положительные эмоции, что тоже – огромный стимул. В старшем дошкольном возрасте дети уже смогут строить логические словесные цепочки. Например, ребенку дают 2 слова (кот и мышь). Он выстраивает последовательность: кот – поле – охота – прыжок – мышь. При чтении детских произведений всегда можно придумать массу вопросов, которые заставят маленький мозг генерировать многозначные выводы. Главное, задавая ситуацию, объяснить ребенку, что одного правильного ответа не бывает. Нужно найти несколько разных, и из них выбирать тот, у которого больше плюсов, чем минусов. Например: Лиса унесла петушка. Что он может сделать сам, чтобы освободиться, а не ждать помощи от кота? Варианты ответов могут быть самыми неожиданными (клюнуть, громко закричать, чтобы у лисы голова заболела, отвлечь: смотри, заяц; испугать рассказом, как одна лиса ела петуха и подавилась косточкой…). Такие ситуации можно «вытянуть» практически из любой сказки: Как Иванушке утолить жажду, чтобы не пить из лужи? Как мухе вырваться из лап старичка-паучка? У Золушки нет доброй волшебницы. Что она может сделать, чтобы попасть на бал? Как колобку уйти от лисы? Как заставить крокодила вернуть краденое солнце, не применяя к нему силу?..

Итак, применение системы ТРИЗ возможно как в дошкольном учреждении, так и дома. Эта система поможет  вырастить практически универсальную личность, готовую к любым сложным ситуациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт на тему "Развитие творческого мышления дошкольников путём методики ТРИЗ"

В современном образовании остро стоит задача воспитания творче­ской личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных за­дач в различных областях деятельности. Именно поэтому, дошкольное об...

План по самообразованию "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ"

Актуальность темы и её обоснованность. Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциал...

Доклад на тему: "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ"

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

План по самообразованию на Тему: «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258»         План по самообразованию Тема: &laq...