Критерии речевого развития детей от 1 до 3-х лет
консультация (младшая группа)

Очень важно знать критерии речевого разития ребенка,чтобы вовремя обратить внимание на проблему  и разрешить ее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_rechevogo_razvitiya_detey_ot_1_do_3.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

   КРИТЕРИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ                                              ДЕТЕЙ ОТ 1 до 3-х ЛЕТ

Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка.

В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узко индивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении наукой и культурой, в образовании и воспитании человека. Речь не только служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления. Являясь орудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах. Громкое или мысленное называние находящихся перед нами предметов организует их восприятие, облегчает их различение и узнавание. Участие речи в процессах памяти придаёт ей логический, осмысленный характер.

Устная речь, как диалогическая, так и монологическая, часто сопровождается различного рода движениями, носящими характер жестов, изменений мимики лица и т. д. Это делает речь более выразительной, помогает лучше понять содержание сказанного.

До того как дети смогут говорить различные слова, они произносят звуки, которые постепенно делаются разнообразнее и становятся различимыми. Когда младенец осваивает повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков, это называют лепетом. Каждый ребёнок перед произношением различных слов проходит период гуления. Его звуки разнообразны и имеют разговорную мелодику. Однако в потоке звуков мало или вообще нет слов. Эта стадия, на которой у взрослого может создаваться впечатление, что ребёнок сказал слова, но непонятно какие. Звукоряд ребёнка постепенно движется к словам, поскольку взрослые, а возможно, и старшие дети серьёзно воспринимают его звуки и реагируют на них.

Некоторые младенцы начинают произносить первые настоящие слова ещё до года, другие издают звуки, очень похожие на «мама» и «дядя», а многие не производят того, что можно назвать словом. Первый год жизни – это период, когда надо замечать и стимулировать построение блоков, из которых складываются основы детской речи. В это время развёртываются важные события «доязыкового» характера.

В течение первого года ребёнок осваивает массу навыков, составляющих основу его языка. Он учится слушать и различает знакомые и незнакомые голоса. Своим поведением ребёнок показывает, что понимает в обращённой к нему речи некоторые из эмоциональных обертонов, например весёлый непринуждённый разговор или предупреждение не делать чего-то. При ощущении поддержки ребёнок начинает произносить более разнообразные и выразительные звуки.

Откуда берутся «автономные» слова?

Во-первых, сами взрослые специально придумывают их для детей. Из поколения в поколение передаются такие слова, как ам-ам, или ням-ням, тпру, нака, бяка… Взрослые считают, что они более доступны детям.

Ребёнок искажает в своей речи настоящие слова, произносимые взрослыми. Малыш ещё недостаточно хорошо слышит слово, и у него ещё не сложился в надлежащей мере аппарат произношения. Произнося слово, он невольно меняет его звуковую форму. Молоко он произносит как «моко», голова – как «гова»… Обычно «страдает» середина слова. Ребёнок воспроизводит ударный и первый слоги.

И, наконец, малыш сам придумывает «автономные» слова, часто шутя и играя.

Если взрослые требуют от ребёнка чёткого произнесения слов, поправляют их, то «автономная» речь быстро исчезает. Но бывает, что окружающие умиляются «своеобразию» словотворчества ребёнка и даже подражают ему. Тогда становление правильной речи идёт с задержками.

Главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребёнок использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка села», «девочка сидит», «лопатку баба дела (сделала)».

С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладения его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребёнок усваивает примерно к трём годам. К этому времени он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами – « на волка похож», «под землю спрятался» и т. п.), формы глаголов, сложные предложения с союзами («Во сне видела, что волк укусил мне руку», «Форточка открыта, чтобы проветрилось»).

Итак, к двум годам ребёнок:

- Обладает запасом в 200 – 300 слов;

- Пользуется в речи двух-, трёхсловными словосочетаниями и предложениями;

- Прислушивается к словам и понимает их значение;

- Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации;

- Называет предметы, изображённые на картинках;

- Хорошо знает своё имя, произносит его;

- Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;

- Выражает просьбу словами, а не только жестами;

- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями);

- Согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»).

К трём годам в словарь ребёнка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.

Что же способствует развитию речи? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них – это задания повторить слово или произнести какой-нибудь звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные – когда ребёнка просят, например: «Подойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку».

Почему такие задания полезны для развития речи? Во-первых, потому, что взрослый даёт ребёнку образец речи, и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребёнок учится сознательно, осознанно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам. В самом деле, когда мама говорит сынишке: «Принеси мне, пожалуйста, чашку» — и тот, спросив какую (большую или маленькую и т. п.), идёт выполнять эту просьбу, то ни мама, ни сын не задумываются над тем, как именно они говорят. Они осознают содержание речи, а не её форму.

Речевые задания с уже определённой формой высказывания уместны в общении с детьми до двух лет. Более старшим детям можно давать задания в более общей форме: «Подойди к бабушке и попроси её достать твою шапочку», «Попроси у бабушки свою шапочку».

Речевые задания могут даваться и для того, чтобы ребёнок обратился к взрослому, и для того, чтобы он обратился другому ребёнку, к нескольким детям. Тем самым активизируется речевое общение между детьми.

Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы; «Где?», «Какой?», «Куда?» и т. д., употребляя сложные предложения.     Детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки (т. е. изображения отдельных людей, животных, предметов), но и картинки сюжетные, на которых изображено какое-нибудь событие (дети поливают цветы на клумбе, дети выпускают птичку из клетки). На третьем году возможности детей в рассматривании картинок увеличиваются, однако дети не предоставляются самим себе – руководить рассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображённого, раскрывает последовательность действий, задаёт детям вопросы и т. д.

До середины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы «Где сидит?», «Где лежит?» способствует закреплению использования предлогов в речи, и не только в отношении преодоления пропусков, но и в отношении правильности употребления.     Знакомя малыша с новыми словами, нужно обратить внимание на твёрдость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова.     Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной стороне. Обращать внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требовать от него выговаривать слова и фразы чётко, внятно.

Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.

Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребёнка, заимствуют у него неправильно произносимые слова. Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребёнка, тем более что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, своё умение.

Внимание ребёнка к особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношения слов и помогают ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтому важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребёнком, следили за чёткостью, ясностью своей речи, за её темпом, так как в убыстрённой речи при небрежном произношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки (гласные и согласные) значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и выпадают.

К трём годам ребёнок:

- Часто задаёт вопросы взрослым;

- Пользуется двух-, трёхсловными предложениями;

- Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;

- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;

- Имеет словарный запас 1000 – 1500 слов;

- Понимает значение простых предлогов и множественного числа;

- Знает время суток;

- Называет два цвета.

Между годом и двумя ребёнок делает заметные шаги в навыках речи и понимания её. Он демонстрирует постепенно увеличивающееся понимание отдельных слов и простых наставлений. Обычно этот уровень понимания превосходит набор слов, которым ребёнок пользуется сам. Осмысливание ребёнком более сложной речи опирается на невербальные намёки и запоминание каких-то обыденных ситуаций, например, того, что игрушки кладут в коробку, а не под неё. Таким образом, ребёнок в этом возрасте заполняет пробелы между уже понятными им сферами.

Возраст, в котором появляются первые слова и словосочетания, весьма неоднозначен. Но ожидать появления явных признаков развития речи следует к двум годам. К этому времени ребёнок владеет большим числом различных слов, хоть и необязательно произносят их чисто, как взрослые. Часто он объединяет два слова в простые, но неправильные сочетания. Это может быть комбинация имени ребёнка с названием какого-то предмета или же чего-то, что ему хочется.

Часто ребёнок двух лет и чуть старше снова и снова повторяет вопрос о названии одних и тех же предметов. Можно предположить, что ребёнок забывает ответ. Однако нередко вопрос повторяется ещё до того, как взрослый ответит. Данное обстоятельство заставляет думать, что ребёнку нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы. Мы, взрослые, склонны считать речь нашим специфическим средством получать ответы на вопросы, выражать эмоции или испытывать удовольствие от хорошей беседы. Дети, наоборот, получают удовольствие от самой речи и практического применения того, что уже освоено. Похоже, что, прыгая и бегая, напрягая мышцы своего речевого аппарата, они испытывают одинаковую радость, хотя взрослым это может показаться совершенно бессмысленным.

В период от двух до трёх лет речь ребёнка и его понимание речи должны заметно продвинуться. Если от двух до двух с половиной лет развития речи не наблюдается, данное обстоятельство требует серьёзного внимания независимо от того, насколько хорошо малыш развивается в других областях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Критерии речевого развития

Памятка для воспитателей...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

КРИТЕРИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 до 3-х ЛЕТ

Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка.     В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт ...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...