"Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребёнка" (консультация для родителей)
консультация

Шакирова Эльвира Альфредовна


Материал о детском чтении - как педагогически направляемом процессе приобщения детей к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_-_may_2019.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                         «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №2 «Эллуки»

п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района

 Республики Татарстан»

Влияние домашнего чтения                                                           на нравственное воспитание ребёнка

                           /консультация для родителей/

Воспитатель 1 квалификационной категории

Шакирова Э.А.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать», - говорят мудрецы. Актуальны эти слова и сейчас, так как решение проблемы привития интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.                                                        Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют, книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения. Задача взрослых - научить понимать ребёнка то, что ему читают взрослые.  Причины потери интереса современных детей к чтению художественной литературы, на наш взгляд, следующие:

  1. не поддержание интереса ребёнка к чтению;
  2. слишком много отвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);
  3. не хватает свободного времени родителей для чтения сказок детям (ушла традиция читать детям сказку перед сном).

Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не хотят слушать сказки, но при этом сами не читают, то какие претензии можно предъявлять ребёнку. Важная роль в воспитании нравственной культуры дошкольников, формирования у них системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.                                                                                                                                  

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Беседуя с родителями, хочу отметить, что они плохо информированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В результате чтение художественной литературы детям постепенно уходит из-под контроля родителей.                    И как результат дети не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Отмечается, что сегодня утрачивается не только культура чтения, но и культура речи. Поэтому необходимо искать новые методы привлечения детей к чтению книг и делать это как можно раньше и прежде всего в семье. В то же время, влияние «электронной культуры» на чтение усиливается, что окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации оказывает сильное влияние на отношение современных детей - слушателей детских произведений, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты книжке. Всё выше представленное доказывает, что сегодня действительно существуют некоторые проблемы в области детского чтения, однако, дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет им читаться взрослыми , как будет идти процесс восприятия и понимания сказок  и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные произведения  для развития дошкольника.                                                                                                                                  По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг детям – тропинка, по которой умелый, умный, думающий взрослый находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте.  Хочется отметить такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.                                         Родители отмечают, что у их детей появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.                                                                                                       Однако не все родители знают, что художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.                                Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.                                   Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.                                                                                                       Художественная литература является важным средством воспитания нравственной культуры, образцом поведения у детей дошкольного возраста, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.                                                        Слушая произведение, прочитанное родителем, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.                                                           Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения. Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, мы должны обратить особое внимание на отбор произведений для чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

Как известно, воспитание это и целенаправленная деятельность спе­циалиста, и стихийное усвоение социокультурных норм.Если раньше в основном объектами подражания становились родители, родственник...

Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в...

Консультация для родителей «Влияние семьи на духовно - нравственное воспитание детей».

Консультация для родителей  «Влияние семьи на духовно    -  нравственное воспитание детей»....

Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание ребенка Консультация для родителей

Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание ребенка...

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей.

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей....

Консультация для родителей «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребенка»

Милосердие, доброта, отзывчивость; это черты характера, которые присущи любому воспитанному человеку. Чтобы воспитать у ребенка доброе отношение к окружающему миру, мы должны научить ребенка сострадат...