Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка
статья по теме

Будылина Маргарита Владимировна

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budylina_statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Будылина М.В.

БДОУ ЦРР детский сад №38 г. Омск

Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе [3, с.25 – 26].

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Как утверждает директор Института возрастной физиологии, академик академии образования, М. М. Безруких фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения [1, с.21]. Задача обучения детей чтению на начальном этапе – научить понимать ребёнка то, что он читает, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению определились следующие причины:

  1. плохое обучение ребёнка чтению;
  2.  не поддержание интереса ребёнка к чтению;
  3.  необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».
  4. слишком много отвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);
  5.  не хватает свободного времени;

 Последний фактор проблемы детского чтения в России, как отмечает Д. Чаликова, – воспитание в семье. Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не читают, но при этом сами не читают, то какие претензии можно предъявлять ребёнку? Естественно, как отмечает Д. Чаликова, такой ребёнок не читает [2, с.7].

Важная роль в воспитании подростающего поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Но родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей.

И как результат дети не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Отмечается что сегодня утрачивается не только культура чтения, но и культура речи. Поэтому необходимо искать новые методы привлечения детей к чтению книг и делать это как можно раньше и прежде всего в семье.

В то же время, как отмечает Л. В. Чернышева, влияние «электронной культуры» на чтение усиливается, что окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на отношение современных детей-читателей к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову.

Всё вышепредставленное доказывает, что сегодня действительно существуют некоторые проблемы в области детского чтения, однако, дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Список литературы:

1. Мокина, М. Чтение – основа грамотности / М. Мокина // Этносфера. – 2008. – № 12. – С. 21 – 22

2.Урман, Ф. И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Ф. И. Урман // Школа. – 2003. – № 3. – С.41 – 42

3. Чудинова, В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» / В. П. Чудинова // Социологические исследования. – 1999. – №8. – С.25 – 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

Как известно, воспитание это и целенаправленная деятельность спе­циалиста, и стихийное усвоение социокультурных норм.Если раньше в основном объектами подражания становились родители, родственник...

Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание ребенка

Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе....

Конспект педсовета на тему «Влияние природы на умственное, нравственное воспитание ребенка»

Конспект педагогического совета на тему "Влияние природы на умственное, нравственное воспитание ребенка"...

Консультация на тему: «Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание ребенка».

Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика. То, что привито человеку в детстве,...

Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Городские Родительские чтения«Как любить ребенка»     Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...

"Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребёнка" (консультация для родителей)

Материал о детском чтении - как педагогически направляемом процессе приобщения детей к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, чт...

Консультация для родителей «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребенка»

Милосердие, доброта, отзывчивость; это черты характера, которые присущи любому воспитанному человеку. Чтобы воспитать у ребенка доброе отношение к окружающему миру, мы должны научить ребенка сострадат...