Главные вкладки

    Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка
    статья по теме

    Будылина Маргарита Владимировна

    Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon budylina_statya.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Будылина М.В.

    БДОУ ЦРР детский сад №38 г. Омск

    Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка

    «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

    Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

    Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе [3, с.25 – 26].

    В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Как утверждает директор Института возрастной физиологии, академик академии образования, М. М. Безруких фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения [1, с.21]. Задача обучения детей чтению на начальном этапе – научить понимать ребёнка то, что он читает, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению определились следующие причины:

    1. плохое обучение ребёнка чтению;
    2.  не поддержание интереса ребёнка к чтению;
    3.  необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».
    4. слишком много отвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);
    5.  не хватает свободного времени;

     Последний фактор проблемы детского чтения в России, как отмечает Д. Чаликова, – воспитание в семье. Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не читают, но при этом сами не читают, то какие претензии можно предъявлять ребёнку? Естественно, как отмечает Д. Чаликова, такой ребёнок не читает [2, с.7].

    Важная роль в воспитании подростающего поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

    Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

    Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Но родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей.

    И как результат дети не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Отмечается что сегодня утрачивается не только культура чтения, но и культура речи. Поэтому необходимо искать новые методы привлечения детей к чтению книг и делать это как можно раньше и прежде всего в семье.

    В то же время, как отмечает Л. В. Чернышева, влияние «электронной культуры» на чтение усиливается, что окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на отношение современных детей-читателей к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову.

    Всё вышепредставленное доказывает, что сегодня действительно существуют некоторые проблемы в области детского чтения, однако, дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

    Список литературы:

    1. Мокина, М. Чтение – основа грамотности / М. Мокина // Этносфера. – 2008. – № 12. – С. 21 – 22

    2.Урман, Ф. И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Ф. И. Урман // Школа. – 2003. – № 3. – С.41 – 42

    3. Чудинова, В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» / В. П. Чудинова // Социологические исследования. – 1999. – №8. – С.25 – 30


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль чтения в морально-нравственном воспитании ребенка

    Наиболее значимым для воспитания  аспектом социализации ребенка является усвоение ребенком норм и ценностей общества, которое окружает его во время взросления.  Сделать так, чтобы ребенок ус...

    ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

    Как известно, воспитание это и целенаправленная деятельность спе­циалиста, и стихийное усвоение социокультурных норм.Если раньше в основном объектами подражания становились родители, родственник...

    Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание ребенка

    Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе....

    Конспект педсовета на тему «Влияние природы на умственное, нравственное воспитание ребенка»

    Конспект педагогического совета на тему "Влияние природы на умственное, нравственное воспитание ребенка"...

    Консультация на тему: «Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание ребенка».

    Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика. То, что привито человеку в детстве,...

    Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

    Городские Родительские чтения«Как любить ребенка»     Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...