"Готов к школе"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Бунькова Алена Михайловна

Обычно, когда говорят о готовности ребенка к школе, имеют в виду  его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что  это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.

     Специалисты  Психологического института  Российской  Академии образования разработали  специальные  тесты, с  помощью которых родители могут  самостоятельно  определить  уровень готовности ребенка к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_k_shkole.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВ  К   ШКОЛЕ ?

     Обычно, когда говорят о готовности ребенка к школе, имеют в виду  его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что  это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.

     Специалисты  Психологического института  Российской  Академии образования разработали  специальные  тесты, с  помощью которых родители могут  самостоятельно  определить  уровень готовности ребенка к школе.

Желание   учиться

    Сочините  ребенку небольшую  сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по - своему объясняет  своё желание учиться. Например, один говорит: « Я хожу в школу, потому что мама меня заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил».

    Второй: « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился».

   Третий: « Я хожу в школу потому, что  там весело и много ребят, с которыми можно играть».

     Четвёртый: «  Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».

      Пятый: « Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».

     А теперь спросите своего малыша: « Как ты считаешь, почему надо ходить в школу?» Если  он  настроен  исключительно  на игру и среди его соображений  нет  ни одного учебно – познавательного  мотива, вряд ли ребёнок психологически готов получать знания за школьной партой.    

                 

 

Развитие речи

   Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению.

Попросите малыша пересказать короткий ( не более 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма или комикса из

   Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию ( начало, середина, конец ),значит, ему нужно поработать над развитием речи.  Самый эффективный способ – чтение книг в слух. Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша, как прошёл его день, что интересное он видел

Фонематический слух

  *  Поиграйте в игру «Назови лишнее слово».  Вы выбираете какое-то слово, и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребёнка – услышать и назвать это другое слово.

Например, взрослый говорит (проговаривая 1 слово в секунду) :

   Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора.

   Голос, голос, голос, голос, колос, голос,голос.

   Коса, коса, коза, роса…

   

*Загадайте малышу загадку: «Что случится, если имя «Любочка» потеряет букву «Л»? А если слог «Лю»?

   Если ребёнок слышит и называет «лишние» слова без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него всё в порядке. Если же ошибается, ему нужно обязательно тренировать слух логопедическими упражнениями. В противном случае у него

могут возникнуть проблемы при обучении родному языку (в частности с орфографией).   

Словесно – логическое мышление

   *Попросите ребёнка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «У Антона сегодня отличное настроение, потому что…», Прошёл дождь, поэтому…»

     *В игре «Четвёртый лишний» ребёнку предлагают ряды из 4-х слов.

В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например: стол, стул, диван, окно.

                    брюки, рубашка, юбка, мальчик.

        *Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребёнка сформированы основы словесно – логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например:

 «день – ночь, лето - …(зима)»;                                                       «Часы – время, градусник - …(температура)»;                             «Глаз – зрение, ухо - …(слух)».

   Словесно – логическое мышление начинает развиваться к 6 – 7 годам.

И если при выполнении вышеперечисленных игр – заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться тренировкой. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности при совершении любых логических действий ( анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Сборники упражнений по развитию этого вида мышления можно найти в книжных магазинах.


Уровень самоконтроля

   Сыграйте с ребёнком в игру ««да» и «нет» не говорить», ««чёрное» и «белое» не называть». Задавайте ему простые вопросы: «ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженное?».Он должен отвечать не говоря слов «да» и «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10-и.

   Если малыш отвечает без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учёбы. «Неуспешные» школьники, Даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им постоянно требуется помощь взрослого.

 Тренировка способности к самоконтролю происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр по правилам». Например, предложите ребёнку: «Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши».

   Варианты: нельзя повторять названия животных, имена девочек, и т. п.

   Когда ребёнок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием 2-х правил.

Например: нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих округлую форму(или зелёный цвет и т. д.), надо отмечать их двумя хлопками.  

Мелкая моторика (работа мелких мышц руки)

*Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и наклеить на лист бумаги.

*На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из

геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.

 

 

  Обратите внимание , как ребенок владеет карандашом,

   ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает

   узор,  вырезает  геометрические  фигуры.   Если  ему

  трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие

  мышцы его рук нуждаются в тренировке. Почему это                  так важно? Дело в том, в головном мозгу человека

 центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук,

 расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, лепки из пластилина, мы тем самым активизируем

отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

Данные тесты носят рекомендательный характер . В любом случае решение остается за вами. Но если у вашего ребенка неразвиты вышеперечисленные навыки, то к школе но пока не готов.Учиться  ему сейчас будет трудно,да и вам требовать от него хороших результатов- тоже. Кроме того, есть риск, что столкнувшись с трудностями, ребенок может вообще утратить интерес к учебе. Особенно это касается мальчишек. Ведь по всем психофизическим законам они созревают гораздо позже, чем девочки, и хуже адаптируются в условиях дисциплинарной школьной среды. Поэтому, если есть возможность, запишите ребенка в группу развивающего обучения или подготовки к школе, чтобы на будущий год у него была возможность спокойно и радостно войти в новый для себя мир.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы психолога для родителей , дети которых готовятся к школе.

Полезные советы для родителей  дети которых идут в школу...

Семинар практикум для родителей «Я готов к школе?»

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте...

советы для родителей , дети которых готовятся к школе.

1.Старайтесь постепенно режим дня вашего ребёнка,соотнести с режимом дня дошкольника.2.Обращайте внимание на то как ваш ребёнок понимает словесные инструкции и требования,которые должны быть доброжела...

Давайте вместе готовиться к школе

Комплекс дидактических игр и упражнений для готовности ребенка к школьному обучению...

Модель итогового занятия в подготовительной к школе группе по математическому развитию. Тема:" Наф - Наф готовится к школе".

Модель итогового занятия в подготовительной группе по математическому развитию. Тема:" Наф Наф готовится к школе"...

Консультация для родителей «Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?»

Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района    Консультация для родителей «Во сколько лет отд...