Родительское собрание по теме: «Растим любознательных»
консультация

«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…

Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Родительское собрание по теме: «Растим любознательных»

Бачалова Галина Федоровна воспитатель первой категории ГКП «Солнышко», Ильинского д/с «Елочка» филиал МАОУ Новоселезневская СОШ.

Цель:

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения:

Круглый стол.

Ход собрания.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

       Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

       Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

      Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

      Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?

«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…

Любопытство:

Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).

Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

   Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей.)

(предложить родителям анкету)    

Анкета для родителей «Познавательные интересы»

  • Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? О чем?
  • Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
  • Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания используя различные средства информации?
  • Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?
  • К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
  • Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?
  • Что делается в семье для развития интересов ребенка?
  • Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
  • Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?
  • Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?

Хотелось бы узнать ваше мнение.  (Обсуждение вопросов).

   

  Представьте такую ситуацию.

 

 I   Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

       Вопросы для обсуждения

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место ребенка.

2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?

3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий  ответ на вопрос ребенка?

4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).

 II   Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?» (Обсуждение возможных вариантов ответов).

III   Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.  (Обсуждение)

.

IV   Шестилетний  Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды. (Обсуждение).

     У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Ознакомьтесь с ними.

  • Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
  • Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
  • Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
  • Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
  • Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

 Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?

    Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)

  Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок.

Вы загадали загадку:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже.

Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

-Будете ли вы удовлетворены ответом?

-Какие вопросы ему зададите?

-Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).

 Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам

- Какого вы мнения? (обсуждение).

Ну а сейчас хочу зачитать  стихотворение «Почему»

 «Почему»

Сын пришел к отцу с вопросом.

«Пап! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?»

Но Отец ответил сыну:      

Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

Сын ушел … вернулся вскоре…

«А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Пап, а что такое грань?»

Но Отец махнул рукою        

«После, некогда, отстань!»

Снова сын пришел к папаше…

«Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?»

А в ответ сверкнула вспышка:

«У меня свои дела!»

И, вздохнув, побрел сынишка

От отцовского стола.  

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца  

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

«Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

У других, посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки –

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?»

Вот ответьте…

В самом деле, почему?    (Обсуждение ситуации.)

    Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей?

Прежде всего - это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

Не раздражайтесь из-за любознательности на ребенка.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Научите ребенка играть в шахматы или шашки.

Проводите в семье различные конкурсы.

Организовывайте совместные походы в музеи, на выставки.

Проводите постоянные прогулки на природу.

Мастерите с детьми поделки из природного материала.

Поощряйте экспериментирование детей.

Читайте детям природоведческую литературу.

              Любите своего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Растить любознательных".

Целью собрания является, обучение родителей правильно развивать познавательную активность у детей. Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него....

Родительское собрание на тему: «Растить любознательных»

Родительское собрание на тему: «Раститьлюбознательных» Анкета для родителей Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослыми, сверстника...

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей  старшей группы....

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание на тему "Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы"

Создание условий для сотрудничества воспитанников и их родителей, для их эмоционального и психологического сближения. Повышение интереса родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом...

Родительское собрание по теме: «Растим любознательных»

Раскрыть значение познавательного интереса  ребенка и отклика  взрослых на него....

Сценарий родительского собрания по теме: «Растим любознательных»

Сценарий родительского собрания по теме: «Растим любознательных»...